Стратегический анализ внешней среды компании

1.Структура и особенности факторов внешней среды.

2.Анализ макроокружения.

3.Анализ микроокружения.

4.PESTE – анализ.

Анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз (SWOT-анализ)

1.Матрица SWOT – анализа.

2.Правила SWOT – анализа.

3.Показатели, необходимые для проведения SWOT- анализа.

4.Специфика применения SWOT- анализа.

Цели и основные этапы портфельного анализа

1.«Стратегическая зона хозяйствования» (СЗХ).

2.Сущность портфельного анализа.

3.Четыре стратегические составляющие портфельного анализа

(И. Ансофф).

4.Сущность диверсификации.

5.Виды диверсификации.

Концепция стратегического управления Бостонской

Консультативной группы (Концепция БКГ)

1.Сущность концепции стратегического управления Бостонской консультативной группы (БКГ - BCG).

2.Структура модели Бостонской консультативной группы.

3.Сильные и слабые стороны модели БКГ.

4.Ограниченность модели БКГ.

Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля

1.Сущность концепции стратегического управления И. Ансоффа.

2.Структура Матрицы И. Ансоффа.

3.Сущность концепции стратегического управления Д. Абеля.

4.Структура Матрицы Д. Абеля.

14. Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи»

1.Сущность концепции стратегического управления «Дженерал Электрик – МакКинзи».

2.Структура Матрицы «Дженерал Электрик – МакКинзи».

3.Типы несбалансированности портфеля СХЗ фирмы.

Концепция стратегического управления компании Шелл

(SHELL / DPM)

Характеристика деятельности Британско-Голландской химической организации Shell в области стратегического планирования.

2. Структура модели Shell/DPM.

3.9 типов стратегий.

4.Переменные конкурентоспособности организации и привлекательности отрасли, используемые в модели.

5. Сильные и слабые стороны модели Shell/DPM.

16. Матрица Артур Д. Литл (Модель АДЛ/ЛС)

1.Сущность концепции стратегического управления Артур Д. Литл (Модель АДЛ/ЛС).

2.Структура модели АДЛ/ЛС.

3.Матрица АДЛ/ЛС.

4.Сильные и слабые стороны модели АДЛ/ЛС.

Альтернативные модели построения стратегии

1. Анализ трех «К» (3 Cs Analysis).

2. Три ценностных критерия.

3. Анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера.

4. Сеть ценностей (Value Net).

5. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix).

6. Матрица рисков.

7. Стратегические группы.

8. Матрица SPACE (The SPACE Matrix).

9. Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG).

10. Типология конкурентных стратегий Ф. Котлера.

11. Жизненный цикл товара.

Тематика и содержание семинарских занятий

Проведение семинарских занятий по курсу «Стратегическое планирование» ставит целью закрепление теоретических знаний, полученных в ходе прослушивания лекций.

Семинарские занятия включают в себя обсуждение важнейших вопросов и проблем той или иной темы курса, а также решение практических задач и ситуаций.

Для проведения расчетов используются издания, которые представлены в списке обязательной литературы, а также показатели плановой деятельности действующих предприятий и методические разработки кафедры.

План занятий содержит перечень дискуссионных вопросов и практических заданий, а также список основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к семинарским занятиям.

1. Стратегическое управление: основные понятия и определения

Цель – сформировать целостное представление о системе стратегического управления, доказать, что планирование является первой функцией управления.

1.Генезис понятия «менеджмент».

2.Генезис понятия «управление».

3.Сущность стратегического управления.

4.Функции стратегического управления.

5.Принципы стратегического управления.

6.Стратегическая пирамида.

7.Общая модель стратегического управления.

Литература

а) основная:

1.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. -520 с.

2.Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е издание, перер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999, - 669 с.

3.Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие в 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование / Под общ. ред. А.И. Ильина. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-312с.

4.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. – 252 с.

5.Деловое планирование: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997.-464 с.

6.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2001. - 308с.

б) дополнительная:

7.В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда / Ред. сост. Г. Р. Райтер. – М.: Экономика, 1999. – 248 с.

Понятие и этапы стратегического планирования

Цель – сформировать целостное представление о системе стратегического планирования и стратегического анализа.

Сущность планирования. Понятие плана.

Виды планов.

Сущность стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования.

Стратегический анализ.

Литература

а) основная:

1.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. -520 с.

2.Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е издание, перер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999, - 669 с.

3.Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие в 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование / Под общ. ред. А.И. Ильина. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-312с.

4.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. – 252 с.

5.Деловое планирование: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997.-464 с.

6.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2001. - 308с.

б) дополнительная:

7.В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда / Ред. сост. Г. Р. Райтер. – М.: Экономика, 1999. – 248 с.

Школы стратегического планирования

Цель – изучить многообразие научных подходов к системе стратегического планирования и доказать их практическую значимость.

1.Школа дизайна.

2.Школа планирования.

Школа позиционирования.

Наши рекомендации