Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками за товары.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками — неотъемлемая составляющая учетной системы любого предприятия. Какой бы ни была фирма, она не может делать деньги из воздуха, обязательно возникнут расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, материалы (а в случае производства сырье), услуги и т.д.На счете 60 учитываются расчеты.

1. За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документам на которые акцептованы и подлежат оплате через банк.

2. За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков и подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки.

3. За излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке — когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.

4. За полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта).

5. За все виды услуг связи и т. д.

Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который используется для обобщения информации о расчетах с поставщиками: за оказанные услуги, выполненные работы, отгруженные товары, расчетные документы по которым акцептованы (получено согласие на оплату); неотфактурованные поставки (поставки, по которым не поступили расчетные документы от поставщиков).По кредиту счета отражается задолженность организации перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, оборудование, основные средства, нематериальные активы, товары. В этом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует с дебетом счетов: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары». Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям необходимо учитывать отдельно, так как он будет корректировать сумму налога, которую организация должна будет заплатить в бюджет. В бухгалтерском учете данный факт отражается следующим образом.

Пример:

В организацию от поставщиков поступили материалы стоимостью 141 600 руб. (в т. ч. НДС – 21 600 руб.). Оплата за материалы произведена с расчетного счета организации. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи.

1.Поступили материалы:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 120 000 руб.

2.Выделен НДС по поступившим материалам:

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 21 600 руб.

Произведена оплата за материалы:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета» - 141 600 руб.

Сумма НДС принята к зачету:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 21 600 руб.

При получении организацией услуг, включаемых в стоимость работ по обычным видам деятельности, например, стоимость потребленной электроэнергии, топлива, воды, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги, производимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами. Основным первичным документом для взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов:

-договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);

-договор поставки (при поставке оборудования и др.);

-договор аренды (при аренде помещений);

-договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);

-договор подряда (при проведении работ подрядным способом).

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет – фактура, который служит основание для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков. Счет – фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количеству, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор – заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгруженным) материальным ценностям.

Таблица 1 – Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление.

Хозяйственная операция (операция) Документ – основание (документ)
Заключен договор с поставщиками (подрядчиками) Договор на обслуживание Договор подряда Договор субподряда Договор аренды Договор купли-продажи
Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного счета) приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение, выписка банка
Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Расходный кассовый ордер, кассовая книга
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиками списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции Акт о приемке материалов, претензия
Получены материалы, товары Приходный ордер, накладная поставщика
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара  
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров Отражена сумма НДС на стоимость работ Счет-фактура
Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства Акт о выполненных работах
Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности Приказ (распоряжение) руководителя

После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами (табл.2.).

Таблица 2 – Документы – основания по хозяйственным операциям неотфактурованных поставок.

Хозяйственная операция Документ – основание
Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам Оприходована партия материалов, поступивших без документов, по учетным ценам Приходный ордер, акт
Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам Накладная, счет-фактура
Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах Справка-расчет бухгалтерии

Расчеты с поставщиками и подрядчиками относятся к одному из видов расчетов, в зависимости от субъектов участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Рассматриваемое направление учета расчетов относится к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций.

Существуют различные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками:

· наличный расчет;

· безналичный расчет;

· расчеты векселями.

При наличном расчете за товары, денежные средства поступают непосредственно в кассу организации. В основном расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, услуги, работы производятся в безналичной форме.

Пример: Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который используется для обобщения информации о расчетах с поставщиками: за оказанные услуги, выполненные работы, отгруженные товары, расчетные документы по которым акцептованы (получено согласие на оплату); неотфактурованные поставки (поставки, по которым не поступили расчетные документы от поставщиков).По кредиту счета отражается задолженность организации перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, оборудование, основные средства, нематериальные активы, товары. В этом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует с дебетом счетов: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары». Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям необходимо учитывать отдельно, так как он будет корректировать сумму налога, которую организация должна будет заплатить в бюджет. В бухгалтерском учете данный факт отражается следующим образом.

Пример. В организацию от поставщиков поступили материалы стоимостью 141 600 руб. (в т.ч. НДС – 21 600 руб.). Оплата за материалы произведена с расчетного счета организации.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи.

Поступили материалы:

Д-т 10 «Материалы» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 120 000 руб.

Выделен НДС по поступившим материалам:

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 21 600 руб.

Произведена оплата за материалы:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками К-т 51 «Расчетные счета» - 141600 руб.

Сумма НДС принята к зачету:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 21 600 руб.

При получении организацией услуг, включаемых в стоимость работ по обычным видам деятельности, например, стоимость потребленной электроэнергии, топлива, воды, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Наши рекомендации