Статистическое изучение уровня, структуры и колеблемости цен.
Уровень цен характеризует их состояние за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Этот показатель осредняет цены множества актов купли-продажи, сглаживает вариацию цен и проявляется как средняя величина, отражающая определенную закономерность ценообразования.
Выбор формулы для расчёта средней цены зависит от наличия информации. Средняя арифметическая применяется, если известны объемы продаж в натуральном выражении:
Средняя гармоническая используется, когда имеются данные об объёмах продаж в стоимостном выражении (выручка от продаж или товарооборот):
;
где | p — индивидуальные значения цен разновидности товара; |
q — объемы продаж в натуральном выражении; | |
pq —выручка от продажи (товарооборот). |
Если данные об указанных весах недоступны, то в их качестве могут использоваться другие показатели, например, численность населения или число семей, проживающих на территориях, обслуживаемых субрынком (в этом случае применяется средняя арифметическая взвешенная).
Пример. Имеются сведения о реализации товара «А» данного торгового дня различными субрынками:
Субрынок | Цена за кг., грн. | Объем продаж, т | Выручка от реализации, тыс. грн. | Численность населения, обслуживаемого субрынками, тыс. чел. |
А | ||||
I | 3,8 | 2,4 | 9,12 | 12,60 |
II | 3,4 | 4,1 | 13,94 | 12,56 |
III | 3,5 | 3,9 | 13,65 | 20,46 |
Вычислить среднюю цену товара данного торгового дня при наличии сведений:
1) только по графе 1;
2) по графам 1 и 2;
3) по графам 1 и 3;
4) по графам 1 и 4.
Решение:
1.
2.
3.
4.
(S — численность населения территорий).
Средние цены в п. 2 и 3 совпали между собой. Они представляют собой наиболее точный уровень обобщающей характеристики цен. Остальные значения отличаются от них, поскольку были вычислены либо без взвешивания (п. 1), либо с использованием не прямых, а косвенных показателей в качестве весов (п. 4).
Показатель уровня цены может быть рассчитан и как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей — отношение цены (индивидуальной или средней) товара или товарной группы (р) или стоимости потребительской корзины (pq) к среднему денежному доходу на душу населения (Д):
; .
Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.
Статистическое изучение цен требует анализа не только уровня, но и их структуры.
В общем виде структуру розничной цены можно представить так:
Таблица 3 Структурные элементы розничной цены
Оптовая цена производителя | Торговая наценка оптовой торговли | Торговая наценка розничной торговли | |||
издержки | прибыль | издержки | прибыль | издержки | прибыль |
Для посреднического звена схема структуры цены продажи имеет следующий вид:
Таблица 4Структура цены посреднического звена
Цена покупки | Издержки | Прибыль |
Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики.
Существенным признаком цен как элемента рыночного механизма является их постоянное колебание. Вариация цен обусловлена изменениями спроса и предложения, различиями в качестве товаров, покупательной способности населения, конкуренцией в сфере производства и торговли.
В статистическом анализе вариации цен выделяется несколько основных направлений:
– оценка различий цен в пределах одного товара или товарной группы с однородным потребительскими свойствами;
– определение степени устойчивости цен во времени;
– изучение колеблемости цен по территории;
– изучение вариации цен покупки различными социальными и экономическими категориями населения (группами по доходу).
Каждое направление изучения вариации имеет свою специфику в использовании статистических методов, зависящую от возможностей информационной базы, целей конкретного исследования. Вместе с тем анализ вариации цен в своей основе опирается на расчёт статистических показателей исследования колеблемости.
Наиболее простой показатель колеблемости — размах вариации:
.
Он характеризует разрыв между минимальными и максимальными ценами на товар и косвенно свидетельствует о дифференциации уровня потребления населения.
Так как размах вариации зависит от крайних значений цены, то результат может оказаться случайным для данного ряда. Поэтому этот показатель вариации дополняется средним линейным (l) и средним квадратическим (σ) отклонениями:
,
.
Чем меньше значение каждого из приведенных показателей, тем однороднее по уровню цен совокупность, типичнее средняя цена. Мера вариации оценивается коэффициентом вариации:
.
Коэффициент вариации предполагает, что для более дорогостоящего товара допустим больший разброс значений цен. Его недостаток состоит в том, что он позволяет определить колеблемость цены только одного, а не совокупности разных товаров.
Для анализа степени однородности совокупности можно также определить типичность конкретной цены с помощью критерия:
(соотношение индивидуального и среднего отклонений). Для однородной совокупности pi –р<3σ. Если ti > 3, то i-тая цена нетипична для данного ряда.
Широкое применение в изучении вариации имеет метод группировок. Роль фактора, положенного в основу группировки (например, населения по доходу, производств по виду сырья, фирм по размеру издержек и др.), в формировании общей вариации цен определяется разложением общей дисперсии (σ2), отражающей их вариацию под воздействием совокупности причин, на факторную — межгрупповую (δ2) и случайную — внутригрупповую ( ) и вычислением коэффициента детерминации (η):
,
,
,
.
где | — цена товара по i-той группе; |
— количество товара по i-той группе; | |
— средняя цена товара в i-той группе; | |
— средняя цена товара по совокупности. |
При изучении территориальной вариации цен наряду с расчетом обобщающих показателей вариации и использованием метода группировок применяется индексный метод. Для каждого региона (l) исчисляется показатель уровня цен товара (pl) в процентах к среднему по территории ( ) или к уровню цен наиболее представительного региона — территориальный индекс цен региона. В зависимости от возможности получения данных о весах i-того товара по совокупности регионов может применяться агрегатная форма или формула среднего арифметического территориального индекса:
, , .
Общее основание территориальных индексов всех регионов обеспечивает возможность их попарного сравнения:
.
При изучении колеблемости цен в динамике определяется тенденция их изменения во времени. Тренд, вокруг которого варьируют цены, рассматривается как общая закономерность динамики цен, отражающая совокупное влияние основных социально-экономических факторов. Наиболее известные приемы выявления тренда — эмпирическое сглаживание и аналитическое выравнивание.
Таким образом, с целью выявления вариации уровня цен и влияния различных элементов цен на общую их колеблемость используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении показателей вариации (размаха вариации, дисперсии и коэффициента вариации). Связанная (зависимая от факторов) вариация цен может быть изучена с помощью дисперсионного, корреляционно-регрессионного методов анализа. Если наличие зависимости между уровнем цен и влияющим на него фактором установлено, то анализ дополняется расчетом коэффициента эластичности А. Маршалла:
,
где | ∆х и ∆р — абсолютные приросты соответственно факторного признака и цены; |
х и р — базовые значения соответственно факторного признака и цены. |
Если, например, при изучении изменения цен в зависимости от уровня доходов населения по регионам коэффициент эластичности составил +1,2, то это означает, что прирост денежных доходов на 1 % вызывает увеличение уровня цен на 1,2 %.
Цены на товары образуют взаимосвязанную систему, изменение одних (базовых цен) обычно вызывает изменение других цен. Перекрестная эластичность цен — изменение в процентах цены одного из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого на один процент. Уловить этот процесс возможно с помощью коэффициента перекрестной эластичности:
,
где , , , — цены товаров γ и β в базисном и отчетном периоде.
Пример. Цена 1 кг мучных изделий в отчетном периоде составила по кондитерскому цеху в среднем 8 грн., увеличившись за год на 1 грн. Цена 1 кг сливочного масла возросла за этот же период с 10 до 13 грн. Оценить эластичность цены 1 кг мучных кондитерских изделий.
,
т. е. цена мучных изделий изменится на 0,47 % при изменении цены сливочного масла на 1 %.
Эластичность цен товара зависит от степени агрегированности товара и наличия товаров-заменителей: чем их больше, чем ближе их свойства, тем эластичнее цена товара. Кроме того, эластичность цен зависит от разнообразия возможностей использования товара.