Организация хозяйственных связей с поставщиками и покупателями
Товар гастроному «Алми» поставляют около 200 компаний, причем 90% из них - отечественные.
Товарная номенклатура включается 1200 наименований из таких товарных групп, как молочная, хлебобулочная продукция, кондитерские и кулинарные изделия, вино-водочная продукция, соки и напитки, консервация, снэки, бакалея, мясные, колбасные и рыбные изделия, овощи и фрукты, табачные изделия, бытовая химия, диетпитание.
Каждая номенклатурная позиция представлена в ассортименте. Не смотря на широкую номенклатуру и ассортимент, предпочтения отдается уже проверенным торговым маркам и видам продукции.
Оценка ассортиментной политики и направления ее совершенствования
Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Работниками магазина разрабатывается ассортиментный перечень, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Выражением этих показателей являются коэффициенты полноты и стабильности ассортимента.
Ассортимент реализуемой продукции
Ассортимент данного магазина включает в себя все необходимые группы продовольственных и минимум непродовольственных товаров:
- безалкогольные напитки, соки, минеральные воды;
- диетическое питание;
- консервы;
- кофе, чай;
- масло сливочное и другие жиры
- мороженое;
- мясные и колбасные изделия;
- свежие овощи и фрукты;
- рыба и рыбные изделия;
- специи, приправы;
- сыры;
- кондитерские изделия;
- продукты быстрого приготовления;
- макаронные изделия;
- молоко и молочные продукты;
- мука, крупы;
- яйцо;
- сахар, поваренная соль;
- майонезы, соусы, кетчупы;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- пиво и сопутствующие к нему товары;
- алкогольные напитки;
- табачные изделия и сопутствующие к ним товары.
Непродовольственные товары представлены минимумом необходимых товаров.
Магазином приобретается продукция надлежащего качества, которые соответствуют требованиям к качеству и безопасности, установленным законодательством РБ. Это обязательное условие договора поставки продукции в гастроном «АЛМИ».
Магазин вправе в любое время за свой счет проводить проверки качества поставляемых товаров, в том числе с привлечением экспертов. В случае обнаружения несоответствия поставленного товара требованиям ГОСТ, ОСТ, ТУ, иных принятых в РБ стандартов, поставщик обязан возместить все расходы, понесенные магазином в связи с назначением проверки качества товара, а так же возместить штрафы и убытки, возникшие в связи с применением к магазину мер ответственности со стороны контролирующих органов.
Дефект продукции может быть обнаружен на различных этапах его реализации: сразу во время приемки, после приемки на этапе размещения на витринах, после приобретения продуктов покупателями.
В каждом случае создается комиссия и составляется акт, в котором фиксируются тип дефекта, количество и стоимость дефектной продукции. На основании этого документа составляется претензия поставщику (если дефект по его вине) и оформляется возврат, либо приказ о взыскании (если дефекты по вине сотрудников).
На основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей в гастрономе «АЛМИ» составляется ассортиментный перечень(приложение 1). Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителя магазина.
В гастрономе «АЛМИ» осуществляется постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий наблюдение за соответствие их установленным нормативам и повседневный контроль за условиями хранения товаров.
Организация коммерческих связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств.
Поставщики товаров представлены в таблице 1
Таблица 1 – Поставщики товаров
№п/п | Наименование поставщика (изготовителя) | Ассортимент поставляемых товаров | Методы товароснабжения |
Просперити | Фрукты и овощи | централизованный | |
«ЕвроЭпл» | Фрукты и овощи | Централизованный | |
Фруктпоинд | Фрукты и овощи | Централизованный | |
Фрут реал | Фрукты и овощи | централизованный | |
Берестье | Фрукты и овощи | централизованный | |
Смолевичи РЦ | Фрукты и овощи | централизованный | |
Плодоовощ | Фрукты и овощи | централизованный | |
Брестский МК | Колбаса | централизованный | |
Береза МК | централизованный | ||
Смолевичи бройлер | централизованный | ||
Юнимит ЗАО | централизованный | ||
Белатмит | централизованный | ||
ОСОБИНО СТМ | централизованный | ||
Шиколай | Рыба | централизованный | |
Хлебница ХЗ | Хлеб | централизованный | |
Кобринский ХЗ | централизованный | ||
Берестейский пекарь | централизованный | ||
Смолевичи ХЗ | централизованный | ||
Рогочев | Молоко | централизованный | |
Молочные ГОРКИ | централизованный | ||
Кобрин МСЗ | централизованный | ||
Словфуд | централизованный | ||
ГМЗ | централизованный | ||
Брестское мороженое | централизованный | ||
Беллакт Волковыск | централизованный | ||
Беллакт столица | централизованный | ||
Ляховичский МК | централизованный | ||
Савушкин продукт | централизованный | ||
Крестьянское подворье | централизованный |
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей включает:
• участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов;
• хозяйственные договоры;
• контроль над соблюдением договорных обязательств;
• применение экономических санкций;
• участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
• проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
• установление оптимальных финансовых взаимоотношений;
• применение административно-правовых норм и др.
С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.
Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. Закупка сельскохозяйственной продукции у изготовителей может осуществляться на основе договора контрактации. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей,
Торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщики товаров - или посредники, или частные фирмы. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара.