Учет расчетов с покупателями и поставщиками

Наиболее часто осуществляются расчеты между организацией и её поставщиками, и между организацией и её покупателями. Основанием для таких расчетов является заключенные договора и счета-фактуры.

Расчеты с поставщиками осуществляются на основе полученных счетов-фактур зарегистрированных в книге покупок. Все полученные счета-фактуры записываются ещё и журнал-ордер №6, который ведется по кредиту 60 счета. К каждому счету-фактуре отводится одна строка.

На первом этапе заполняется журнал-ордер №6, в него записывают наименование поставщика, стоимость полученных ценностей и услуг, и делаются бухгалтерские проводки.

На втором этапе – проставляется отметка о оприходование материалов или оказание услуг на основании приходных ордеров склада и актах приема работ.

На третьем этапе – делается отметка об оплате на основании выписок банка.

Расчеты с поставщиками учитываются на пассивном счете 60.

Делаются проводки:

Д10К60 – на приобретение материалов;

Д44К60 – за услуги, связанные с реализацией продукции;

Д25/26К60 – за услуги, связанные с производством;

Д08К60 – за приобретенные основные средства и НМА;

Д19К60 – на сумму НДС.

Оплату счетов отражают проводками:

Д60К50 – оплата наличными;

Д60К51 – оплата безналичными с расчетного счета;

Д60К52 – оплата валютой.

Если условиями договора предусмотрена предоплата, то выдача авансов поставщикам учитывается на отдельном субсчете 60 счета.

Д60-аК51/52/50 – выдача авансов.

При окончательном расчете сумма уплаченного аванса записывается в уменьшение задолженности поставщикам – Д60К60-а.

Расчеты с покупателями ведутся на основании счетов-фактур, которые организация выписала своим партнерам и зарегистрировала их в книге продаж.

Д62К90 – на сумму по счету вместе с НДС;

Д90К68 – на сумму НДС;

Д50/51/52К62 – поступление денег от покупателей;

Д50/51/52К62-а – получение аванса, если условием договора предусмотрена предоплата;

Д62-аК62 – при окончательном расчете сумма аванса засчитывается в уменьшение задолженности покупателей.

9. Учет расчетов с бюджетом.

Расчеты с бюджетом возникают у организации по поводу начисления и уплаты налогов. Учитываются эти расчеты на пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором на каждый налог открывается отдельный субсчет.

По кредиту 68 отражается начисление налогов:

Д90К68 – НДС и акцизы с продажи продукции;

Д91К68 – НДС с основных средств, материалов, ценных бумаг;

Д70К68 – НДФЛ заработной платы;

Д10К68 – таможенная пошлина;

Д26К68 – налоги, уплачиваемые за счет себестоимости продукции (использованных природных ресурсов);

Д99К68 – налог на прибыль;

Д68К19 – зачет НДС по приобретенным ценностям;

Д68К51 – перечисление задолженности по налогам.

10. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», предназначен для учета всех расчетов организации со своими работниками, кроме расчетов по заработной плате. К нему открываются субсчета по каждому виду расчетов.

На 73-1 – учитываются расчеты с работниками по займам, которые им выдала организация.

Д73-1К50/51 – выдача займа;

Д50/51К73-1 – погашение, возврат займа.

На 73-2 – учитываются расчеты по материальному ущербу, которые работники причинили своей организации;

Списание на работников недостач может произведено в следующих случаях:

Если работники признаны виновными по суду;

Если работники являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

Если материальная ответственность коллективная, то сумма ущерба распределяется между членами договора пропорционально их заработной плате и количеству отработанного времени.

Д73-2К94 – при обнаружении недостачи и обнаружении виновного лица, на фактическую себестоимость недостающих ТМЦ:

Д73-2К98 – на разницу между рыночной ценой фактической себестоимости;

Д70/50/51К73-2 – погашение недостачи.

Наши рекомендации