Тема 24. Понятие продажи товаров. Основные методы продажи товаров в розничной торговле.
Вопросы.
1. Понятие метода продажи. Социально-экономическое значение методов продажи.
2. Продажа методом индивидуального обслуживания.
3.Продажа товаров по образцам.
4. Продажа товаров по предварительным заказам.
5. Продажа методом самообслуживания.
6.Продажа методом традиционного обслуживания.
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров зависят от: ассортимента реализуемых товаров и методов продажи.
Метод продажи — совокупность приемов и способов, с помощью которых розничные торговые предприятия осуществляют продажу товаров покупателям.
Методы продажи товаров в розничной торговле:
индивидуальное обслуживание - метод продажи товаров, при котором покупатель самостоятельно осматривает и выбирает товары, размещенные в розничном торговом объекте, а продавец обеспечивает консультирование, упаковку и отпуск товаров;
продажа товаров по образцам - метод продажи имеющихся в наличии в розничном торговом объекте товаров, осуществляемый путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленных в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте;
продажа товаров по предварительным заказам- метод продажи товаров, основанный на предварительном заказе покупателем товаров, требующих индивидуальной комплектации, товаров нерегулярного потребительского спроса, а также других товаров, отсутствующих в наличии в розничном торговом объекте, и их передаче покупателю через определенный срок;
самообслуживание - метод продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке товаров покупателем в контрольно-кассовый узел розничного торгового объекта;
традиционное обслуживание - метод продажи товаров, основанный на обслуживании покупателя через прилавок (окно киоска, автомагазина), при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр товаров, их упаковку и отпуск.
Прогрессивные методы |
Самообслуживание По образцам По предварительным заказам |
Социально-экономическое значение прогрессивных методов продажи:
1.Повышение экономической эффективности торговли и народного хозяйства в целом.
2.Повышение производительности труда на 15-20%.
3.Улучшение использования материально-технической базы.
4.Снижение издержек обращения на 10-15%.
5.Снижение затрат времени потребителей на приобретение товаров на 30-50%.
6.Увеличение пропускной способности магазинов.
Самообслуживание — это форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.
Технология продажи товаров методом самообслуживания:
1.Встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах и услугах.
2.Получение покупателем инвентарной корзины (тележки).
3.Самостоятельный отбор товаров и доставка их в узел расчета.
4.Расчеты за товар.
5.Упаковка приобретенных товаров.
6.Возврат инвентарной корзины (тележки).
Эффективность самообслуживания состоит в следующем:
1.Освобождает покупателя от необходимости общаться с продавцом; предоставляет покупателям свободу в отборе товара.
2.Организует удобное движение покупательских потоков.
3.Позволяет с наименьшими затратами времени совершить комплексную покупку.
4.Увеличивает объем продаж за счет высокой пропускной способности.
Продажа товаров по предварительным заказам предусматривает прием предварительных заказов по телефону или другим способом, их оформление и комплектование. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом.
Технология продажи товаров по заказам:
1.Прием заказа.
2.Оформление заказа.
3.Комплектование заказа.
4.Доставка, расчет и выдача заказа.
Преимущества продажи товаров по заказам:
1.Более полное удовлетворение потребностей покупателей.
2.Снижение затрат времени на приобретение товаров.
3.Уменьшение нагрузки на магазины в часы пик.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов а торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателя. Продавец дает консультации, демонстрирует товары в действии. Используется данный метод при продаже тканей, ковров, технически сложных товаров, мебели, строительных материалов и т.д.
Технология продажи товаров по образцам:
1.Предварительный осмотр образцов.
2.Получение консультации.
3.Демонстрация образцов технически сложных товаров в действии.
4.Оформление покупки (заполнение гарантийных талонов, паспортов).
5.Расчет за товары.
6.Вручение покупателю товаров и оказание дополнительных услуг.
Экономическая эффективность продажи товаров по образцам:
1. эффективное использование складских и торговых площадей;
2. сокращение товарных потерь;
3. снижение доли ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах в розничной торговле;
4. снижение транспортных расходов.
Вопрос 2. Продажа товаров методом индивидуального обслуживания.
Метод индивидуального обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже престижных, элитных, эксклюзивных, модных или брендовых товаров, ювелирных изделий, часов, парфюмерно-косметических товаров, меховых изделий, произведений искусства, дорогих видов посуды и изделий из хрусталя, музыкальных инструментов, автотранспортных средств, мебели, деликатесных продовольственных товаров, а также других товаров, требующих индивидуальной консультации продавца.
Процесс продажи товаров методом индивидуального обслуживания предполагает современное внешнее оформление розничного торгового объекта, дизайн интерьера, создание обстановки повышенного комфорта, индивидуальную работу с каждым покупателем, оказание дополнительных услуг, связанных с продажей товаров.
При продаже товаров методом индивидуального обслуживания предлагаемые к продаже товары размещаются на манекенах, вешалках, подиумах, стендах и ином оборудовании, позволяющем покупателю самостоятельно их осмотреть.
Ознакомление с потребительскими свойствами товаров и другие основные операции продажи товаров осуществляются в основном с участием продавца, который при этом консультирует покупателей, оказывает помощь в выборе необходимых товаров, а также подборе сопутствующих товаров и аксессуаров.
Основными операциями процесса продажи товаров методом индивидуального обслуживания являются:
предпродажная подготовка, размещение и выкладка товаров;
предложение и показ товаров, в том числе товаров-новинок;
консультирование покупателей;
ознакомление с устройством и действием товаров;
предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
проверка работоспособности и комплектности товаров;
передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
расчеты с покупателем;
упаковка и отпуск товаров покупателю;
оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
Вопрос 3.Продажа товаров по образцам.
Метод продажи товаров по образцам используется в розничном торговом объекте при продаже технически сложных товаров бытового назначения, мебели и других крупногабаритных товаров, строительных материалов и изделий, а также тех товаров, которые требуют отмеривания, нарезания, взвешивания.
При продаже товаров по образцам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, размещенном в розничном торговом объекте. При этом в складских помещениях розничного торгового объекта и (или) на складах продавца должно быть обеспечено наличие необходимого количества товаров для продажи в случае выбора покупателем конкретных образцов и (или) описаний товаров и желания приобрести данные товары.
Выбранные и оплаченные товары передаются покупателю непосредственно в розничном торгов.
Основными операциями процесса продажи товаров по образцам являются:
подготовка образцов товаров и их размещение;
демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
консультирование покупателей;
ознакомление с устройством и действием товаров;
предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
проверка работоспособности и комплектности товаров;
отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
расчеты с покупателем;
упаковка и отпуск товаров покупателю;
оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
Вопрос 3. Продажа товаров по предварительным заказам.
Метод продажи товаров по предварительным заказам используется при продаже товаров, требующих индивидуального изготовления и (или) комплектации, товаров нерегулярного потребительского спроса, а также других товаров, отсутствующих в наличии в розничном торговом объекте.
При продаже товаров по предварительным заказам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленными в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
Образцы имеющихся в продаже товаров в собранном и технически исправном состоянии демонстрируются в витринах, на прилавках, подиумах, стендах и ином оборудовании, находящемся в розничном торговом объекте, размещение которого позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
В случае выбора покупателем конкретных образцов товаров и желания приобрести данные товары продавец осуществляет оформление предварительного заказа на приобретение товаров определенных характеристик и свойств.
Выбранные и оплаченные товары после их доставки передаются покупателю непосредственно в розничном торговом объекте либо по желанию покупателя доставляются в указанное им место.
Основными операциями процесса продажи товаров по предварительным заказам являются:
подготовка образцов товаров и их размещение;
демонстрация образцов товаров и (или) предоставление описаний товаров;
консультирование покупателей;
ознакомление с устройством и действием товаров;
предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
прием и оформление заказов;
проверка работоспособности и комплектности товаров;
передача товаров и (или) прилагаемых к товарам документов в контрольно-кассовый узел;
расчеты с покупателем;
упаковка и отпуск товаров покупателю;
оказание по желанию покупателя дополнительных услуг, связанных с продажей товаров, в том числе по доставке товаров.
Вопрос 4. Продажа товаров методом самообслуживания.
Метод самообслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров и предусматривает свободный доступ покупателя к размещенным в розничном торговом объекте товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Отобранные товары самостоятельно доставляются покупателем к контрольно-кассовому узлу для расчетов.
При продаже товаров методом самообслуживания продавец организует размещение и выкладку товаров, осуществляет контроль за их наличием, состоянием и сохранностью, выполняет расчетные операции и консультирование (при необходимости).
Отпуск товаров, требующих отмеривания, нарезки или взвешивания, осуществляется продавцом без предварительной оплаты их стоимости.
Основными операциями процесса продажи товаров методом самообслуживания являются:
предпродажная подготовка товаров;
организация доступных для покупателей размещения и выкладки товаров;
отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров за прилавком;
организация места, специально оборудованного для обеспечения сохранности вещей покупателя, и места для упаковывания покупателем товаров;
обеспечение покупателя корзиной для покупок или тележкой для покупок;
предоставление информации о размещении товаров в торговом зале;
организация контрольно-кассового узла;
расчеты с покупателем.
Вопрос 5. Продажа товаров методом традиционного обслуживания.
Метод традиционного обслуживания используется в розничном торговом объекте при продаже широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров методом традиционного обслуживания покупатель не имеет непосредственного доступа к товарам, отпуск и упаковка товаров осуществляется продавцом через прилавок (окно киоска, автомагазина), расчеты за товары производятся непосредственно в месте отпуска товаров.
Основными операциями процесса продажи товаров методом традиционного облуживания являются:
предпродажная подготовка товаров;
предложение и показ товаров;
консультирование покупателей;
предложение сопутствующих товаров и аксессуаров;
отбор, отмеривание, нарезание, взвешивание товаров;
расчеты с покупателем;
упаковка и отпуск товаров покупателю.
Таким образом, процесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования очереди. Кроме того, важно отметить, что продавец осуществляет весь процесс обслуживания и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями.
Понятно, что далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства, что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует от менеджера торгового зала особого внимания и контроля.