Тема 26. Размещение и выкладка товаров в магазине

Вопросы.

1. Размещение товаров в магазине.

2. Выкладка товаров в магазине.

Вопрос 1. Размещение товаров в магазине.

Размещение - это распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения.

Факторы, оказывающие влияние на размещение товаров:

1.Частота спроса.

2.Комплексность приобретения.

3.Габариты и вес товара.

4.Специфические свойства товара.

5.Широта ассортимента.

6.Затраты времени покупателей на выбор товара.

7.Психология покупателей.

Основные принципы размещения:

1.Создание максимальных удобств покупателям при отборе товаров.

2.Обеспечение бесперебойной торговли товарами, предусмотренными ассортиментным перечнем.

3.Эффективное использование торговой площади.

4.Рациональная организация торгового процесса.

5.Равномерное распределение покупательских потоков и свободная ориентация покупателей в торговом зале.

6.Обеспечение сокращения путей движения товаров к местам их выкладки; недопущение перекрещивания покупательских потоков.

7.Обеспечение сохранности товаров.

8.Закрепление за каждой товарной группой постоянной зоны.

При закреплении за группой товаров определенной зоны учитывают следующие требования:

1.Зона товарных групп, требующих подготовки к продаже, должна примыкать к помещениям для подготовки товаров к продаже.

2.Для товаров, требующих длительного ознакомления, выделяют зону в глубине торгового зала.

3.Товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых.

4.Крупногабаритные товары размещают близко к выходу из торгового зала.

5.Сопутствующие товары разметают возле узла расчета.

Площади под различные товарные группы выделяют с учетом:

1.Типа предприятия.

2.Доли соответствующих групп в товарообороте.

3.Скорости обращения.

Выстраивая политику рационального расположения товаров, необходимо осуществить следующие действия:

1. Сгруппировать ассортимент товаров,

2. Систематизировать его по площади торгового зала,

3. Определить площадь торгового зала под товарную группу.

Товары группируют по:

- отделам,

-секциям,

- комплексам.

Особую роль при размещении товаров играют психологические факторы, которые являются основой формирования «покупательской тропы». В первую очередь необходимо учитывать, что большинство покупателей – правши. Поэтому покупатели предпочитают передвигаться против часовой стрелки. Встречать покупателя должны привлекательные товары. На создание положительного имиджа большое влияние оказывают цены. В любом магазине недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен. Если разместить недорогие товары в начале торгового зала, то покупатель втягивается в процесс покупки и дальше берет товары «автоматически», обращая меньше внимания на цены. Товары с низкими ценами, приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются в торговом зале по ходу движения покупателей (чересполосица).

Первой товарной группой, встречающей покупателя могут быть и товары импульсивного спроса. По ходу движения покупатель в первой четверти зала совершает около 40% покупок, во 2 – около 30%, в 3 – 20%, в оставшейся – 10%. => Товары, спрос на которые надо активизировать, размещают вначале движения покупателей. Товары повседневного спроса, которые покупают реже остальных, размещают не по периметру, а в центре торгового зала.

При определении месторасположения товара необходимо учитывать «правило золотого треугольника». Товар, которым магазин хочет заинтересовать покупателя, должен находиться в «золотом треугольнике»- площади, расположенной между: входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине.

Товары повседневного спроса располагаются по внешнему периметру торгового зала таким образом, чтобы получалось как можно больше «золотых треугольников». Товары, расположенные внутри треугольников пользуются постоянным, устойчивым спросом. Основные точки продажи товаров повседневного спроса должны находиться в разных местах периметра торгового зала. «Слабые» товары должны располагаться между «сильными». Это будет эффект заимствования популярности. В магазине выделяют т.ж. «сильные» (горячие) и «слабые» (холодные) зоны.

Сильные зоны Слабые зоны
Правая сторона торгового зала Боковые полки стеллажей Перекрестки троп покупателей Выступы в стеллажах Места, куда покупатель упирается взглядом Зоны касс, места начала покупательских потоков Левая сторона торгового зала Средние ряды Тупики Углы торгового зала Часть торгового зала, примыкающая к входу (где расположены тележки и корзины в магазинах САМ)

Размещение товаров тесно связано с основной и дополнительной точками продаж.

Точка продаж – место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, т.е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора товаров.

Основная точка продажи – это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной группы товаров.

Дополнительная точка продажи – это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно (фирменный уголок товара).

Вопрос 2. Выкладка товаров в магазине.

Выкладка– это процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании.

Выкладка – это эффективный инструмент управления продажей товаров за счет такого расположения товара на полках и прилавках магазина, при котором:

·все товары хорошо видны на прилавке

·представляют собой единую систему/гамму

·каждый товар выложен в самом выгодном и привлекательном для покупателя виде

·расположение товаров выделяет товары одной торговой марки от прочих

·рекламные материалы и аксессуары дополнительно привлекают внимание и создают положительный эмоциональный настрой

·покупателю легко осуществить покупки.

Важность этих факторов тем более очевидна, что 80% решений о покупке конкретной торговой марки, по мнению экспертов, делается непосредственно у прилавка: человек решает, что ему купить, только когда видит товар!

Наши рекомендации