Нетатифные (административные) методы регулирования вэд.

Нетарифные методы включают широкий круг инстру­ментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее ока­зывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торгов­лю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внеш­ней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на пря­мое ограничение импорта с целью защиты определенных от­раслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсацион­ные пошлины, импортные депозиты, так называемые "доб­ровольные" ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид -самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не на­правленные на ограничение внешней торговли и относящие­ся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандар­ты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирова­ние экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов пря­мого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально упол­номоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэко­номических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензи­руемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значи­тельным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генераль­ной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенно­го периода времени; и разовой лицензии, разрешающей им­порт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на меж­дународном уровне норм. К ним, в частности, относятся не­которые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирова­ния импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. - Все­мирная торговая организация - ВТО) /1/.

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаи­модействует с количественными ограничениями – квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограни­чения в стоимостном или физическом выражении, вводи­мые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят кво­ты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Количественные ограничения импорта и экспорта - пря­мая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают са­мостоятельность предприятий в отношении выхода на вне­шний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентиру­ют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вво­зу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что ли­цензирование и квотирование заняло прочное место в арсе­нале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регули­рования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регули­рование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной эконо­мики, а также в целях выполнения международных обяза­тельств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности /2/ установлено, что количественные ограничения мо­гут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение наци­ональной безопасности РФ, выполнение международных обя­зательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

Товары, на экспорт и импорт которых необходимо нали­чие лицензии, можно разделить на следующие группы:

• товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экс­портируемые в связи с выполнением Россией междуна­родных обязательств);

• товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двой­ного применения, лекарственное сырье и др.).

В контексте упорядочения мер административного регу­лирования можно рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с Секретариатом ВТО "Порядок прове­дения расследования, предшествующего введению защитных мер" /3/. Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: пу­тем установления количественных ограничений в виде им­портных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут распространятся не на всю импортируе­мую продукцию, а только на товары, поставки которых мо­гут существенно подорвать позиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров по заниженным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимо­сти сокращения производства схожих по характеристикам товаров в России.

В последнее десятилетие широкое распространение по­лучила практика заключения соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных им­портных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом или полити­ческом отношении экспортерам. Специфика этих видов ог­раничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не им­портирующей страны. Так, соглашение о "добровольном" ограничении экспорта представляет собой навязанное экс­портеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогичным образом установление минимальной импорт­ной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами стра­ны, установившей такие цены. В случае снижения экспорт­ной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение ко­торой может привести к уходу с рынка.

К настоящему времени заключено свыше 100 соглаше­ний о "добровольном" ограничении экспорта и об установле­нии минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобиля­ми, металлообрабатывающими станками и т. д.

Проблемы возникают, когда квоты распределяются меж­ду странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуа­ция имела место, когда США выдвинули обвинение, что одеж­да китайского производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.

Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы кото­рых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспече­ния отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экс­порт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различ­ным видам товаров позволили квотировать странам-произ­водителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично кво­там эмбарго может вводиться в отношении импорта или экс­порта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, постав­ляемых в конкретные страны, или в отношении всех това­ров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из за политической вражды с сандинистской партией, находя­щейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снаб­жением, особенно с поставками запчастей для техники, про­изведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в США как раньше.

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стан­дарты по классификации, маркировке и проведению испы­таний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иног­да вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения. Однако недавно автомобилестроитель­ные фирмы "Большой Тройки" предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестро­ителя увеличения экономии, усредненной по всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в слу­чае его принятия будет обременительным для японских про­изводителей, у которых средняя величина экономии горючего уже сегодня намного превосходит показатели моделей "Боль­шой Тройки".

Среди методов нетарифного регулирования следует упо­мянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на со­держание товарно-материальных запасов. Например, во Фран­ции ввели требование пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой таможенный пост, расположенный далеко от крупных городов и плохо укомп­лектованный кадрами. Вызванные этим проволочки эффек­тивно удерживали японские магнитофоны за пределами французского рынка, пока не была достигнута договоренность о добровольной экспортной квоте, согласно которой Япония ограничивала свое проникновение на рынок Франции. Пе­руанские таможенники ввели за правило месяцами прово­дить таможенную очистку товаров, а затем взимать плату за хранение их на таможне в сумме, составляющей значитель­ную долю стоимости импорта.

Специфическим методом регулирования внешней торгов­ли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омер­твляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отноше­ний является международное движение капитала. Так, например, за период с 1914 г. до конца Второй мировой вой­ны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3, до­стигнув с учетом потерь лишь уровня 1913 г. В послевоенный период они удваивались каждое десятилетие, затем за 6-7 лет. В 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долла­ров. В 1996 г. мир вступил с 2,6 трлн. дол. зарубежных ин­вестиций. Высокий динамизм движения капитала превращение их в объект острой международной конкурен­ции сделали настоятельно важным выработку международ­ных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирова­ние движения капитала осуществляется в основном в рам­ках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска ин­вестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегу­лирования споров.

У России имеется ряд соглашений о защите капиталов­ложений. Они содержат принятые в международной практи­ке положения. В частности, предусматривается режим наибольшего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных слу­чаях и в установленном законом порядке при условии неза­медлительной выплаты компенсации капиталовложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от ино­странных вложений, а также сами инвестиции могут бес­препятственно переводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязуются поощрять функционирова­ние иностранных капиталовложений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, ко­торые могут помешать их содержанию, управлению и пользо­ванию.

Наши рекомендации