Специфмка рынка услуг и его регулирование на международном уровне

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рын­ка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших каче­ственно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за ис­ключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок, транснациональных корпораций, которые смогли по­ставить себе на службу современные средства телекоммуника­ций, создав глобальную систему передачи информации.

Это привело к взрывообразному росту сферы международ­ных услуг, которые стали составным элементом внутрипроиз­водственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она рас­членяется по отдельным странам в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае, внут­рифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпус­кать кредитные карточки, выполнять функции транспорт­ных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расши­ряют продажу новейших видов наукоемкой продукции, зна­чительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечени­ем к ним, а производитель бытовой электроники гарантиру­ет покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизвод­ственной международной деятельности ТНК поставило на по­вестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулиро­вания функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.

Специализированные межправительственные организа­ции как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая орга­низация, ИМО - Международная морская организация спе­циализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.

Если, например, в рамках ИКАО осуществляется уни­фикация правил полетов и эксплуатации воздушного транс­порта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.

Довольно распространенными особенно в середине вось­мидесятых годов были двусторонние договоры. Так, напри­мер, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уде­лило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере ту­ризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержа­нию оказалось соглашение США с Израилем.

На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных регио­нальных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регу­лирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой орга­низации была расширена по инициативе США, являющего­ся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным пред­метом переговоров в рамках ГАТТ.

Основная идея США заключалась в том, чтобы в регули­ровании услуг использовать те же правила, которые вырабо­таны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и един­ство прочтения законов), неприменение национальных зако­нов в ущерб иностранным производителям.

На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что по­скольку потребление услуги и ее производство осуществля­ются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвес­тирования.

В области инвестирования ГАТТ использует нацио­нальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным произво­дителям.

На практике это означает, что США, проводя дерегули­рование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять анало­гичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как пра­вило государственных) фирм.

Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в на­чале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда аме­риканские компании оказались вынужденными конкуриро­вать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность ино­странных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориен­тируются на режим наибольшего благоприятствования.

На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводить­ся параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие спе­циального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состояв­шего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила ре­гулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликви­дации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было достижение соглашения о либерализации торговли ус­лугами. Регулированию подверглись услуги в области теле­коммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохра­нение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспорт­ной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании тор­говли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

Резюме

Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий темпы роста ВВП.

Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимуществен­ное развитие торговли машин и оборудования, современных наукоемких изделий. Практически неизменно высокой оста­ется доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Расширение внешних связей сопровождается активиза­цией поисков новых средств внешнеторговой политики: от­каза от стоимостных в пользу более гибких, но гораздо более Эффективных и избирательных средств скрытого протекцио­низма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совер­шенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхова­ния, расширение послепродажного обслуживания, информа­ционной обеспеченности потенциальных покупателей.

Исключительно быстро развиваются новые формы меж­дународных экономических отношений и прежде всего ры­нок услуг, на долю которого приходится до тридцати процентов всего объема мирохозяйственных связей.

Общим следствием вышеперечисленных тенденций стано­вится усиление межгосударственного регулирования. Между­народные организации и прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих чле­нов, но и путем включения в орбиту своего регулирования но­вых сфер государственной экономической политики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - Процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути раз­вития международной торговли.

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, харак­теризующий значимость экспорта для экономики, отдель­ных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

ИМПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель или ин­струмент административно-количественного регулирования импорта, характеризующий значимость импорта для эконо­мики, отдельных отраслей и производств по различным ви­дам продукции.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор или инстру­мент административно-количественного регулирования им­порта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересече­нии ими границы страны.

ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ - систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами; классическое средство об­щегосударственного экономического управления импортом.

литература

1. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1990.

2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.

3. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. - М.: Высшая школа, 1996.

4. Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: МО, 1993.

Наши рекомендации