Регулирование деликтной ответственности на международном уровне.

В области деликтных отношений принято много международных Конвенций: Римская Конвенция об ущербе, причинном иностранными воздушными судами третьим лица на поверхности 1952 г.; Брюссельская Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.; Венская Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб причиненной нефтью, Гаагская Конвенция о праве применимым к автотранспортным происшествиям 1971 г. ; Гаагская Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя 1973 г.; Парижская Конвенция об ответственности перед 3-ей стороной в области ядерной энергии 1973 г. ; Конвенция о гражданской ответственности за причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, ж/д и внутренним водным транспортом 1990 г.; Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов международной торговли 1991 г. в большинстве своем Конвенции регулируют деликтные отношения при осуществлении международных перевозок. Это обусловлено тем, что перевозки представляют собой область повышенного риска, где часто происходят аварии. Как правило, положения об ответственности включают материально-правовые нормы, закрепляющие основания освобождения от ответственности, условия наступления ответственности, порядок предъявления иска о возмещении ущерба, порядок расчетов и предельный размер сумм подлежащих взысканию.

Ярким примером унификации норм о возмещении вреда в области международных перевозок является Римская Конвенция об ущербе, причиненном иностранными судами 3-м лицам на поверхности 1952 г. РФ является участником Конвенции и Монреальский протокол к ней 1978 г. внесший некоторые коррективы в данную КОНВЕНЦИЮ. Положения данных актов регулирует отношения по возмещению вреда только тогда, когда вред причинен воздушным судном находящемся в полета. Время полете определяется как промежуток времени с момента включения двигателей для действительного взлета и до окончания пробега при посадке. Другие ситуации, например, при столкновении воздушных судов в воздухе или при причинении ущерба шумом или звуковым ударом в Римской Конвенции не рассматриваются.

В ряде международных Конвенций специально не посвященных урегулированию деликтных отношений могут содержаться отдельные нормы устанавливающие правила в области деликтных обязательств. Пример, соглашение СНГ о порядке разрешения споров связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.

В начале 70-хх гг 20 века в рамках Гаагской конференции по МЧП были подготовлены и приняты 2 Конвенции, посвященные коллизионным вопросам обязательств из некоторых видов гражданских правонарушений: Конвенция о праве применимым к ДТП 1971 г. и Конвенция о праве применимом к ответственности изготовителя 1973 г. выбор применимого право в соответствии с Конвенцией 1971 г. ставятся в зависимости от факторов:

· место происшествия – основная привязка

· обычное место проживание потерпевшего

· место регистрации машины

· место ее постоянного обычного нахождения

· количество машин вовлеченных в происшествие

· количество потерпевших, находившихся в машине или вне ее.

Конвенция 1973 (ответственность изготовителя) выделяет в качестве факторов, учитываемых при выборе применимого права:

· место причинения вреда

· обычное место жительства потерпевшего

· основное место деятельности лица, призываемого к ответственности.

· место приобретения товара и прочее.

Вследствие обращения ко всем этим привязкам действие основного коллизионного начала, т.е. закон места причинения вреда существенно ограничивается и коллизионная проблема может преодолеваться с учетом конкретных обстоятельств дела. Гаагская Конвенция 1971 г. носит характер единообразного закона, так как она подлежит применению в каждой стране - участнице к ответственности в связи с ДТП, когда подлежит применению право государства в Конвенции не участвующего. Поэтому положения Конвенции могут быть применены в случаях ДТП в Европейских странах и в отношении российских граждан. Конвенция 1971 г. в определенной степени устарела, так как в ней допускается субсидиарное право страны, место регистрация автомобиля, что в современных условиях широкого применения аренды машин носит случайный характер.

Конвенция 1973 г. исходит из применения в виде общего правила право того государства, где был нанесен вред, если оно является также обычным местом проживания потерпевшего или основным местом деятельности лица, призываемого к ответственности, либо местом где товар был приобретен потерпевшим. Изъятия из этого общего правила: применимым признается право государства, где обычно проживает потерпевший, если оно является основным местом деятельности лица, призываемого к ответственности или местом, где товар был приобретен потерпевшим. В случаях, когда в соответствии с указанными положениями право не применяется, применимым признается право государства, где находится основное место деятельности лица, призываемого к ответственности, если истец не основывает свои требования на праве места причинения вреда. Тем не менее, не право место причинения вреда, не право обычного проживания потерпевшего не будут признаны применимыми, если лицо, призываемое к ответственности докажет, что оно не могло разумно предвидеть того, что товар является доступным в этом государстве по коммерческим каналам.

В Минской Конвенции 1993 г. коллизионные нормы, относящиеся к возмещению внедоговорного вреда, изложены с учетом международно-правовой практики бывшего СССР соответствующей области. Обязательства из причинения вреда, кроме вытекающих из договоров или иных правомерных действий, определяются по законодательствую страны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования возмещения вреда – п. 1 ст. 42 Минской Конвенции. Если причинитель вреда и потерпевший являются гражданами одного государства, то применяется законодательство данного государства – п. 2 ст. 42 Минской Конвенции. По данным делам компетентен суд стороны, на территории которой имело место действия или иное обстоятельство послужившее основанием для требования возмещения вреда. Потерпевший может предъявить также иск в суд той стороны, на территории страны которой имеет место жительство ответчик (как вариант) – п. 3 ст. 42 Минской Конвенции.

РФ участвует в более чем 30 двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам, большая часть из которых содержат коллизионные нормы – договоры, заключенные еще СССР (Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, КНДР, Куба, Монголия, Румыния, Финляндия), так и РФ (договоры со странами участницами СНГ, а также с другими государствами – Аргентина, Египет, Индия, Иран, Турция, Польша), часть упомянутых договоров включают коллизионные нормы определяющие право, применимое к обязательствам возникающим из причинения вреда. Это договоры с такими государствами как Албания, Азербайджан, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Куба и т.д. договоры придерживаются разных вариантов решения коллизионной проблемы в сфере деликтных обязательств. Один из таких вариантов, ограничивается только общей коллизионной нормой, выражен в договоре с Индией. Так обязательство возмещения вреда, кроме вытекающих из международных договоров и других ПА определяются по законодательству стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

Договоры с Вьетнамом, Кубой, Монголией помимо общей коллизионной нормы и специальной коллизионной нормы, т.е. нормы изъятия, отсылающей к законодательству страны общего гражданства причинителя и потерпевшего, содержат также нормы о подсудности данных споров. По договору с Чехословакией компетентным признается суд той стороны, на территории которой имело место действия или иное обстоятельство послужившее основанием для требования возмещения вреда. Потерпевший также может предъявить иск в суде страны, на территории которой имеет место жительства ответчик.

Наши рекомендации