Экономический строй Англии на переходе к новому времени (XV – XVI вв.)
Благоприятную основу для развития промышленности в будущем представляли залежи каменного угля и железной руды в недрах. Развита была морская торговля. Кроме того, промежуточное положение Англии в Атлантике делало ее перекрестком мировых торговых путей. Сходство в этом отношении с Голландией недаром столкнуло обе державы в торговом и военном соперничестве на море в XVII в.
В конце XV — первой половине XVI вв. Англия произвела перестройку своей аграрной структуры. Это было связано с распространением предпринимательства в овцеводстве. Овец в Англии разводили всегда, но овцеводство составляло прежде подсобную статью земледелия, количество овец регулировалось местными потребностями в мясе и шерсти. С развитием сукноделия во Фландрии большим спросом начинает пользоваться тонкая английская шерсть, а после массового переселения в Англию мастеров из Фландрии, спасавшихся от испанских преследований в 60-х гг. XVI в., шерстяная мануфактура становится главной отраслью промышленности Англии. Спрос на шерсть поднимается и на внутреннем рынке. Тогда (в XVI в.) вывоз английской шерсти за границу был запрещен королевским указом, и она целиком применялась в стране. В Англии использовалось местное сырье, и богатейшие землевладельцы замещают земледелие более доходным овцеводством.
Стараясь улучшить шерстяную породу овец, помещики и арендаторы начали отделять их от крестьянских, нанимать для них особых пастухов, а пашню превращать в пастбища. Но отделить пастбища от пашни при наличии чересполосицы было невозможно. Поэтому заинтересованные в овцеводстве помещики стремились соединить всю свою землю в один кусок под пастбище. Вначале лорд обменивался своими полосками с крестьянами и свое цельное пастбище огораживал. Крестьяне почти лишились пастбищ, что подрывало их хозяйство. В это время основную часть крестьян составляли так называемые копигольдеры — держатели по обычаю — 60 %. Их земельное держание не было ограничено временем, передавалось по наследству, что лорд только подтверждал. Но были арендаторы на короткий срок, по истечении которого лорд мог или отказать, или назначить непомерную арендную плату. Это заставляло крестьян покидать землю. Именно эту категорию английских крестьян раньше других постигла социальная катастрофа.
Так, в английском сельском хозяйстве XVI в. появился предприниматель иного типа — помещик, хозяйство которого товаризуется. Огороженные земли лорд эксплуатировал сам (нанимая пастухов) или сдавал в аренду крупным фермерам.
Одновременно с огораживанием был произведен захват монастырских земель под предлогом религиозной реформации, в результате которой английская церковь отделилась от римской, а король Генрих VIII объявил себя её главой. В 1536 г. парламент принял решение о ликвидации монастырей с числом монахов до 20. Их огромные земельные владения поступили в распоряжение правительства, большая часть которых пошла на пожалования придворным, а остальная поступила в продажу и была раскуплена.
Новые собственники земли — представители торговой буржуазии пополнили собой английское дворянство под именем «новые дворяне». Исключительной особенностью Англии было то, что дворянство не было замкнутым сословием, а постоянно пополнялось из среды зажиточных крестьян или городской буржуазии.
Процесс «огораживания» совершался с разной интенсивностью, с периодами то затишья, то подъема на протяжении XV – XVIII вв. В XVI в. правительство Тюдоров стремилось сдержать его. Опасаясь крестьянских восстаний, а также из-за беспокойства по поводу исчезновения основного налогоплательщика — крестьянства, — оно издавало законы, запрещавшие передачу нескольких крестьянских дворов в одни руки (1514 г.), ограничивавшие количество овец в единоличном владении (2400 голов — 1534 г.), налагавших штрафы за огораживания. Но законы соблюдались плохо. Последовательнее проводилось жесткое законодательство против «бродяг», которых помещали в «работные дома», созданные с целью приучения их к труду.
Процесс ПНК в Англии не ограничивался отделением крестьянства от земли и превращением лордов, владевших землей первоначально на феодальном праве, в собственников земли и предпринимателей. Одновременно происходило накопление значительного капитала в руках всех слоев английской буржуазии.
Обогащению промышленников в Англии служила система протекционизма, которой придерживалось английское правительство в своей внешнеторговой политике. Это была система покровительства местной промышленности. Покровительство осуществлялось путем обложения конкурирующих иностранных товаров высокими пошлинами при ввозе в страну. Импортные товары при этом дорожали, их менее охотно покупали. Английские промышленники использовали более высокие цены на импортные товары для того, чтобы поднять цены на свои. Это позволяло им извлекать дополнительные прибыли из кармана потребителей. Правда, в своем протекционизме правительство Англии ориентировалось не только на промышленность, но и на земельную аристократию, занятую аграрным предпринимательством.
Городскую финансовую верхушку обогащали государственные займы. Казна брала их у финансовой буржуазии под высокие проценты, выплачивая их впоследствии за счёт увеличения налогов. Торговая буржуазия широко использовала самые сомнительные средства обогащения, включая пиратство и работорговлю. Так, в XVII – XVIII вв. расцвела «треугольная торговля» между Англией, Африкой и Америкой. На торговле рабами разбогател особенно г. Ливерпуль. Английские корабли набирали невольников на западном берегу Африки и везли их на продажу в Америку, а оттуда корабли возвращались в Англию, нагруженные американскими сельскохозяйственными продуктами.
Исключительно важную роль в создании в Англии накоплений, использованных в ходе ее промышленного развития, сыграла её колониальная политика.
В итоге «огораживания» в последней трети XVIII в. крестьянство как класс в Англии почти исчезает. Частично оно оседает в сельском хозяйстве, образуя сельский пролетариат. Большинство его деклассируется и превращается в резервные отряды будущего пролетариата и перемещается в города. К середине XVIII в. по сравнению с концом XVII в. многие города увеличились в пять раз. В Лондоне уже в 1700 г. проживала 1/10 часть населения страны. Но «огораживания» были не единственным средством ПНК в Англии. Велика роль и колониальных захватов в этом процессе. В начале XVII в. Англия основала свою первую в Северной Америке колонию и первую торговую факторию в Индии. В конце века в её руках находились уже многие голландские колонии.
В начале XVIII в., после войны за испанское наследство Англия присоединила к своей империи некоторые испанские колонии, а в 1730 – 1740-х гг. победила Францию и овладела Индией. В 1694 г. был учрежден Английский банк. В середине XVIII в. Англия утвердилась на море и на мировом рынке. Рост накоплений в самой стране привел к развитию кредита. Назревшие в Англии капиталистические отношения требовали законодательных гарантий буржуазной собственности и личности. Постепенно буржуазия добивалась от короля Карла I подписания петиции о правах, т. е. закона, включающего требования:
1) взимание налогов только с разрешения парламента;
2) ликвидация практики внесудебных расследований арестов;
3) отмена принудительного расквартирование войск на постой у населения, фактически существенного натурального налога.
Таким образом, Англия оказалась второй страной (после Германии), где буржуазные отношения привели к установлению буржуазного правопорядка.