Определение индексов сезонности развития явления, построение сезонной волны и прогнозирование показателей с использованием индексов сезонности
Индекс сезонности ( ) – отношение средней величины уровня, рассчитанной для каждого из 12 календарных месяцев за ряд лет ( ), к среднемесячному уровню ряда динамики за весь рассматриваемый период ( ), выраженное в процентах:
,
где – средний уровень за i-й месяц года,
– среднемесячный уровень за весь пятилетний период данных.
1. Расчёт индексов сезонности для данных табл.5.1 приведен в табл. 4.7.
Таблица 4.7
Расчётная таблица для определения индексов сезонности
Месяцы | 1 - й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | Среднемесячный объем реализации, тыс. тонн | Индекс сезонности, % |
январь | 1 262,30 | 1 304,70 | 1 287,30 | 1 330,20 | 2 435,00 | 1523,9 | 74,8 |
февраль | 1 250,70 | 1 324,00 | 1 300,70 | 1 340,30 | 1 375,10 | 1318,16 | 64,7 |
март | 1 612,00 | 1 589,00 | 1 577,30 | 1 620,10 | 1 610,90 | 1601,86 | 78,6 |
апрель | 1 950,00 | 2 088,70 | 2 061,30 | 2 150,50 | 2 211,60 | 2092,42 | 102,7 |
май | 2 350,80 | 2 440,70 | 2 450,70 | 2 500,60 | 2 563,10 | 2461,18 | 120,8 |
июнь | 2 628,00 | 2 989,30 | 2 706,70 | 2 755,80 | 2 837,90 | 2783,54 | 136,7 |
июль | 2 606,00 | 2 961,30 | 3 920,00 | 3 980,00 | 3 040,90 | 3301,64 | 162,1 |
август | 2 178,20 | 2 367,60 | 2 368,70 | 2 420,10 | 3 488,20 | 2564,56 | 125,9 |
сентябрь | 1 857,30 | 1 879,30 | 1 928,70 | 1 980,20 | 3 014,30 | 2131,96 | 104,7 |
октябрь | 1 544,00 | 1 553,30 | 1 580,50 | 1 620,90 | 2 637,70 | 1787,28 | 87,8 |
ноябрь | 1 200,70 | 1 218,00 | 1 220,00 | 1 267,40 | 2 328,40 | 1446,9 | 71,0 |
декабрь | 1 144,70 | 1 172,00 | 1 242,70 | 1 279,80 | 2 300,30 | 1427,9 | 70,1 |
Итого | 21 584,70 | 22 887,90 | 23 644,60 | 24 245,90 | 29 843,4 | 122 206,5/60= 2036,77 | - |
2. Построение сезонной волны реализации продукции
На основании полученных в табл. 4.7 данных об индексах сезонности построен график сезонной волны (рис.4.3), которыйнаглядно демонстрирует наличие сезонной компоненты в реализации продукции.
Рис.4.3. Сезонная волна динамики объемов реализации за пятилетний период
Вывод. В динамике объемов реализации продукции явно прослеживается наличие сезонной компоненты. Наибольшим средним значением объемов реализации продукции за пять лет характеризуется месяц июль – 3301,64 тыс. тонн ( =162,1%), а наименьшее среднее значение приходится на февраль – 1318,16 тыс. тонн ( = 64,7%).
3. Расчет прогнозных оценокпомесячной реализации продукции на 6-ой год при необходимости увеличить годовую реализацию продукции до
36 000+ 3N тонн ( N=i*к*l).
3. 1. Из формулы индекса сезонности следует формула прогнозной оценки на i-ый месяц:
,
где - прогнозируемая среднемесячная реализация.
3.2. Расчет :
= 36000 / 12 = 3 000 тыс. тонн
3.3. Расчет помесячных прогнозных оценок путем подстановки значения =3000 и помесячных индексов , рассчитанных в последнем столбце табл.4.7.
Таблица 4.8
Расчет прогнозных оценок помесячной реализации
Продукции на 6-ой год по индексам сезонности
Месяц | Индекс сезонности, % | Прогнозные оценки помесячной реализации продукции на 6-ой год, тыс. тонн |
январь | 74,8 | 2244,6 |
февраль | 64,7 | 1941,5 |
март | 78,6 | 2359,4 |
Апрель | 102,7 | 3082,0 |
май | 120,8 | 3625,1 |
июнь | 136,7 | 4099,9 |
июль | 162,1 | 4863,0 |
август | 125,9 | 3777,4 |
сентябрь | 104,7 | 3140,2 |
октябрь | 87,8 | 2632,5 |
ноябрь | 71,0 | 2131,2 |
декабрь | 70,1 | 2103,2 |
Итого | - |
5. Образец выполнения задания 5
Задача 5.1
Имеются данные о продаже условного товара "А" в магазинах города в третьем и четвертом кварталах(табл.5.1).
Таблица 5.1
Исходные данные
Форма торговли | Объем продаж, тыс.кг | Цена за 1 кг | ||
III квартал | IV квартал | III квартал | VI квартал | |
Сетевая | 4+0,4N | 5+0,3N | ||
Несетевая | 5 +0,2N Абсолютный прирост средней себестоимости за счет двух факторов | 6+0,1N |
Определите:
3. По каждой форме торговли относительные изменения
(индивидуальные индексы):
- цен,
- физического объема продажи (в натуральном выражении).
4. В целом по двум формам торговли относительные изменения (общие индексы):
- цен (в форме Пааше),
- физического объема продажи (в форме Ласпейреса),
- товарооборота (в стоимостном выражении).
Покажите взаимосвязь между этими индексами .
3. Абсолютное изменение товарооборота - общее и в результате
влияния отдельных факторов (изменения цен и изменения
физического объема продаж).
4. Индексы средней цены товара "А" переменного и постоянного состава,
индекс влияния структурных сдвигов в объеме продаж.
Покажите взаимосвязь индексов переменного, постоянного состава
и структурных сдвигов.
5. Изменение средней цены товара "А" в абсолютном выражении и
влияние на это изменение двух факторов: а) изменение цен,
б) изменение структуры объемов продажи.
Результаты промежуточных расчетов представьте в табличной форме.
Сделайте выводы.
1.Расчет индивидуальных индексов
1.1 Для определения относительного изменения цены товара (p) по каждой форме торговли необходимо рассчитать индивидуальные индексы цен (ip) по формуле
, (5.1)
где p0 и p1 – цена товара в базисном и отчетном периодах.
Расчет индивидуальных индексов цен по формуле (5.1):
- сетевая торговля:
- несетевая торговля: 166,7%
Вывод. В сетевой торговле цена на товар «А» выросла в IV кв. по сравнению с III кв. на 75% (175-100), что в абсолютном выражении составляет 30 руб.(70-40), в несетевой - на 67% или на 20 руб..
1.2. Для определения относительного изменения объема продажи товара (q) необходимо рассчитать индивидуальные индексы физического объема(iq) по формуле
где q0 и q1 – количество (физический объем) товара, реализованного в базисном и отчетном периодах.
Расчет индивидуальных индексов физического объема по формуле (5.2):
- сетевая торговля:
-несетевая торговля:
Вывод. В сетевой торговле объем продажи товара «А» вырос в IV кв. по сравнению с III кв. на 25% (125-100), что в абсолютном выражении составляет 1 тыс.кг, в несетевой - на 20% или на 1 тыс.кг.
2. Расчет общих индексов относительного изменения товарооборота
Для расчета общих индексов сформируем табл.5.2. В графах 2 - 5 запишем исходные данные, в графах 6 и 7 - рассчитанные индивидуальные индексы, в графах 8 - 11 - товарооборот в разных периодах.
Таблица 5.2
Расчетная таблица
Форма торговли | Объем продажи, тыс. кг | Цена товара, руб. | Индивидуальный индекс цен, % | Индивидуальный индекс физического объема % | Товарооборот, тыс. руб. | |||||
базисный период III кв. | отчетный период IV кв. | базисный период III кв. | отчетный период IV кв. | базисный период | отчетный период | отчетный период по ценам базисного | базисный период по ценам отчетного | |||
6=3:2 *100 | 7=5:4 *100 | 8=4∙2 | 9=3∙5 | 10=4∙3 | 11=5∙2 | |||||
сетевая | 175,0 | 125,0 | ||||||||
несетевая | 166,7 | 120,0 | ||||||||
Итого | - | - | - | - |
2.1. Расчет общего индекса цен.
Индекс цен, характеризующий относительное изменение товарооборота под влиянием изменения цен, рассчитывается по формуле
Расчет общего индекса цен по формуле :
Вывод. В целом по двум формам торговли цена товара возросла в IV кв. по сравнению с III кв. в среднем на 71,1%. Абсолютная сумма перерасхода денежных средств населения в результате повышения цены товара "А" составляет 270 тыс.руб. (650 - 380).
2.2. Расчет общего индекса физического объема продаж.
Индекс физического объема продаж, показывающий относительное изменение товарооборота под влиянием изменения объема продаж, рассчитывается по формуле
Расчет общего индекса физического объема продаж по формуле :
Вывод. В целом по двум формам торговли объем продаж товара возрос
в IV кв. по сравнению с III кв. в среднем на 22,6%.
2.3. Расчет общего индекса товарооборота.
Индекс товарооборота, характеризующий относительное изменение товарооборота под влиянием изменения двух факторов - цен и физического объема продаж, рассчитывается по формуле
(5.5)
Расчет общего индекса товарооборота по формуле s w:val="28"/></w:rPr><m:t>:</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
Вывод: в целом по двум формам торговли товарооборот в IV кв. по сравнению с III кв. в результате изменения цен и физического объема продаж увеличился на 109,7% , что в абсолютном выражении составляет 340 тыс. руб.
2.4. Взаимосвязь индексов и разложение изменения товарооборота по факторам
Произведение индекса физического объема и индекса цен должно давать индекс изменения товарооборота (мультипликативная связь), т.е.
(5.6)
Эта формула называется факторной моделью индекса товарооборота. Она показывает изменение товарооборота за счёт изменения цен и за счёт изменения объема продаж.
Разложение относительного изменения товарооборота по факторам:
Вывод. В целом по двум формам торговли увеличение товарооборота в
2,097 раз произошло за счет роста цены товара в 1,711 раза и роста объема продаж в 1,226 раза.
3. Определение абсолютного изменения товарооборота.
Общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (под влиянием обоих факторов) определяется какразностьмежду числителем и знаменателеминдекса товарооборота (5.5) :
(5.7)
Разность между числителем и знаменателем индекса цен (5.3) характеризует абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате изменения цен:
(5.8)
Разность между числителем и знаменателем индекса физического объемапродаж (5.4) характеризует общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате изменения физического объема продаж:
(5.9)
Взаимосвязь абсолютных приростов (аддитивная связь):
(5.10)
Эта формула называется аддитивноймоделью индекса товарооборота. Она показывает абсолютное изменение товарооборота за счёт изменения цен и за счёт изменения объема продаж.
3.1. Расчет абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным:
- общего абсолютного изменения по формуле (5.7):
- под влиянием изменения цен по формуле (5.8):
- под влиянием изменения физического объема продаж по формуле (5.9):
3.2. Разложение абсолютных приростов товарооборота по факторам (5.10):
Вывод. В целом по двум формам торговли товарооборот в IV кв. по сравнению с III кв. под влиянием изменения цены товара (на 71,1%) вырос в среднем на Рост физического объема продаж на 22,6% привел к увеличению товарооборота в среднем н Совместное влияние двух факторов выразилось в росте общего товарооборота в среднем на . ( на 109,7%).