Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли
Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для бакалаврантов всех форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело», профиль «Розничная торговля и общественное питание»
Хабаровск 2013
ББК У9(2)42
X12
Выпускная квалификационная работа : методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для бакалаврантов всех форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело», профиль «Розничная торговля и общественное питание» / сост. М. В. Бурик, Я. В. Золотова, О. Г. Толканева. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2013. – 20 с.
Рецензент М. В. Ивашкин, д-р. экон. наук, профессор кафедры «Маркетинга и коммерции» ТОГУ
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
Бурик Михаил Владимирович
Золотова Яна Владимировна
Толканева Оксана Георгиевна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для бакалаврантов всех форм обучения направления 100700.62 «Торговое дело», профиль «Розничная торговля и общественное питание»
Редактор Г.С. Одинцова
Подписано в печать ___________ Формат 60*84/16. Бумага писчая.
Печать офсетная. Усл. п.л. Уч.- изд. л.
Заказ № ________ Тираж 50 экз.
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ
ã Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013
Содержание
Предисловие | |
1. Квалификационные требования к результатам освоения итоговой государственной аттестации программы бакалавриата по направлению 100700 «Торговое дело» | |
2. Технология нормоконтроля выпускных квалификационных работ | |
3. Требования к написанию выпускных квалификационных работ | |
4. Рекомендуемая тематика ВКР по направлению 100700 «Торговое дело» | |
5. Процедура защиты ВКР |
Предисловие
Итоговая государственная аттестация по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) (ВКР).
Выпускная квалификационная работа выполняется с целью установления умений и навыков выпускника и представляет собой законченную разработку, в которой решается та или иная конкретная практическая задача коммерческой деятельности, согласно компетентностной модели выпускника.
Выпускная квалификационная работа представляет собой заключительное научно-практическое исследование по решению одного из этапов отраслевой проблемы или конкретной задачи, имеющей самостоятельное практическое, учебно-методическое или научное значение.
Успешное выполнение выпускной квалификационной работы во многом зависит того, насколько чётко бакалаврант представляет себе основные требования, предъявляемые к её выполнению. Эти требования относятся прежде всего, к методологическому уровню работы, её содержанию, структуре, объёму и форме изложения материала, а также к её оформлению.
Важным требованием к работе является научное освещение темы, тесная связь рассматриваемых теоретических вопросов с практикой хозяйствования на предприятиях торговли различных организационно-правовых форм собственности в современных условиях.
Перечень документов, которые должны прилагаться к ВКР, и требования к оформлению работы содержатся в учебно-методическом пособии «Научные работы» (Т. С. Бойко, Ю. В. Рожков. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009).
1. Квалификационные требования к результатам освоения итоговой государственной аттестации программы бакалавриата по направлению 100700.62 «Торговое дело»
Виды итоговой государственной аттестации определяются федеральным государственным образовательным стандартом.
Она выполняется в виде выпускной квалификационной работы по тематике, востребованной работодателями, с целью проверки подготовленности выпускника к профессиональной практической деятельности. Выпускник должен предложить конкретные модели поведения и решения в конкретных ситуациях.
Выпускник по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
- готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5);
- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);
- осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
- способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественнонаучных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1);
- умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2);
торгово-технологическая деятельность:
- способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приёмку и учёт товаров по количеству и качеству (ПК-3);
- способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4);
- способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери (ПК-5);
- готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-6);
- способностью идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью распознавать и оценивать опасности разных видов с учётом общепринятых критериев (ПК-9);
- способностью выбирать деловых партнёров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ПК-10);
- способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-11);
- готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность её оформления (ПК-12);
- способностью обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами (ПК-13);
- готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-14);
логистическая деятельность:
- готовностью участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях, способностью управлять логистическими процессами и изыскивать оптимальные логистические системы (ПК-15);
научно-исследовательская деятельность:
- способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности (ПК-16);
- способностью участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-17);
проектная деятельность:
- способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и (или) маркетинговые, и (или) рекламные, и (или) логистические процессы) с использованием информационных технологий (ПК-18);
- готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-19).
Этап 4. Предварительный нормоконтроль ВКР
В процессе написания ВКР научный руководитель конкретизирует и контролирует научно-практическое содержание работы. Требования и правила оформления ВКР соответствующему ГОСТу курирует утверждённый кафедрой нормоконтролёр.
В соответствии с ежегодно утверждаемым заведующим кафедрой и деканом факультета графика прохождения ВКР бакалаврант обязан предоставить нормоконтролёру две первых главы ВКР (теоретическую и аналитическую) в печатном или электронном виде. Нормоконтролёр проверяет соответствие оформления и указывает бакалавранту типовые ошибки, допущенные в оформлении ВКР.
Требования к написанию выпускных квалификационных работ
Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для торгового дела, и соответствует видам и задачам его профессиональной деятельности, приведенным в п. 1. Объём ВКР – 55 — 60 страниц текста, набранного через 1,5 интервала 14 шрифтом.
Работа должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристикой основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в ВКР; основную часть (которая может члениться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и определяющее дальнейшие перспективы работы, список использованных источников.
Перечень документов, которые должны прилагаться к ВКР, и требования к оформлению работы содержатся в учебно-методическом пособии «Научные работы» (Т. С. Бойко, Ю. В. Рожков. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009).
Теоретическое и практическое содержание основных разделов ВКР является принципиальным и варьируется в зависимости от выбранной темы и объекта исследования.
Во Введениидаётся общая характеристика выпускной работы: обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи выпускной квалификационной работы, показывается её практическая значимость. Далее во Введении указывается объект и предмет исследования, показываются теоретические и методологические основы исследования, информационная база. Целесообразно также остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала. Объём Введения – 1 — 2 страницы.
Первая главадолжна отражать теоретические аспекты изучаемой темы. Каждый из параграфов первой главы примерно равен остальным в объёме, общий объём главы составляет около 30% готовой работы (17 — 20 страниц машинописного текста).
— 1.1. Параграф обычно посвящён рассмотрению теоретической сущности исследуемого явления (например, рассмотрению понятия «мотивация» и её роли в управлении торговыми предприятиями).
— 1.2. Параграф содержит классификации и составные части исследуемого явления (например, виды и формы мотивации в управлении торговыми предприятиями).
— 1.3. Параграф рассматривает методы анализа исследуемого явления (например, методы анализа мотивации на предприятии торговли).
Каждый параграф заканчивается кратким выводом-резюме, который является решением задачи, поставленной в разделе «Введение». Норма сносок на первоисточники для данной главы составляет минимум одну сноску на каждой странице теоретической главы.
При изложении теоретической сущности рассматриваемой проблемы нужно привести цифры, характеризующие её состояние, перспективы развития.
Вторая глава ВКР выполняется на материалах действующей организации, заявленной объектом исследования. Объём второй главы также составляет около 30 — 40 % всей работы (не менее 20 страниц печатного текста). Структура главы следующая:
— 2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования. Представляет собой краткую характеристику исследуемой организации: дата основания, основные направления работы, специфика отрасли и ассортимента. Данный раздел обязательно включает организационную структуру предприятия и таблицу основных результатов хозяйственной деятельности за последние три года.
С этой целью рекомендуется использовать таблицы 1 — 4.
Таблица 1 – Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия в динамике (сумма – тыс. руб., уровень – в % к обороту)
Показатель | Год | Отклонение, +, - | Темп роста, % | ||
базисный | прошлый | отчётный | |||
Выручка от продажи товаров | |||||
Доход от реализации | |||||
Уровень доходов | |||||
Расходы по продаже товаров | |||||
Уровень расходов от продажи | |||||
Прибыль от продажи товаров | |||||
Уровень рентабельности продаж | |||||
Прочие доходы | |||||
Прочие расходы | |||||
Прибыль до налогообложения | |||||
Чистая прибыль |
В процессе проведения краткого анализа основные экономические показатели отчётного года сравнивают с показателями прошлых периодов. Особое внимание следует уделить сложившимся темпам роста между:
а) объёмом оборота и величиной валового дохода;
б) оборотом и издержками обращения;
в) объёмом оборота и величиной полученной прибыли от реализации товаров.
Примечание:
Оптимальное значение опережения должно составлять:
а) не менее 1 %;
б) 1 – 1,5 %;
в) 2 – 2,5 %.
Следует обязательно указать, к каким позитивным или негативным последствиям на практике приводит сложившееся соотношение в темпах роста по отношению к оптимальному значению. Здесь же исследуются характеристики относительных величин уровней дохода, затратоёмкости, рентабельности.
Важным в процессе оценки экономических показателей является также изучение показателей экономической эффективности использования ресурсов и затрат, для чего составляется таблица 2.
Таблица 2 – Показатели экономической эффективности использования ресурсов и затрат по предприятию в динамике
Показатель | Год | Темп роста, % | ||
базисный | прошлый | отчётный | ||
1. Исходная информация: 1. Выручка от продажи товаров | ||||
2. Доход от продажи | ||||
3. Расходы по продаже товаров | ||||
4. Прибыль от продажи товаров | ||||
5. Прибыль до налогообложения | ||||
6. Хозяйственные средства, вложенные в основной и оборотный капитал | ||||
7. Фонд оплаты труда | ||||
2. Коэффициенты эффективности: 1. Коэффициенты отдачи: | ||||
а) текущих затрат | ||||
б) хозяйственных средств | ||||
в) затрат живого труда | ||||
2. Коэффициенты рентабельности: | ||||
а) текущих затрат | ||||
б) хозяйственных средств | ||||
в) затрат живого труда | ||||
3. Общий интегральный показатель | ||||
4. Срок окупаемости затрат и ресурсов: а) текущих затрат б) хозяйственных средств в) затрат живого труда |
При оценке эффективности использования ресурсов следует помнить, что:
- чем выше рассчитанные экономические коэффициенты, тем выше, при прочих равных условиях, эффективность использования ресурсов и затрат;
- общий интегральный показатель эффективности характеризует, на сколько процентов возросла или снизилась общая эффективность использования ресурсов и затрат в динамике;
- по оценке зарубежных и отечественных специалистов, срок окупаемости текущих затрат и трудовых ресурсов розничной торговли не должен превышать одного года, а по хозяйственным средствам – 2,5–3 года.
Для нормального функционирования, обеспечения своевременности расчётов с поставщиками, покупателями, другими субъектами хозяйствования, финансовой системой, банками предприятие должно располагать определёнными финансовыми ресурсами. В процессе оценки финансового состоянии необходимо оценить ликвидность, платёжеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Финансовая устойчивостьвыступает важнейшей характеристикой стабильного положения организации и достаточности собственных оборотных средств.Динамику показателей, характеризующих финансовую устойчивость, следует привести в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика показателей, характеризующих финансовую устойчивость торгового предприятия
Показатель | Границы коэффициента | Год | ||
базисный | прошлый | отчётный | ||
Коэффициент автономии | ||||
Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств | <0,7 | |||
Коэффициент манёвренности | 0,2 — 0,5 | |||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | >0,1 |
В связи с необходимостью оценки кредитоспособности предприятия в современных условиях возникла потребность в оценке ликвидности предприятия, а точнее его баланса. Ликвидность предприятия можно оценить с помощью показателей, представленных в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика показателей, характеризующих ликвидность предприятия
Коэффициент | Границы коэффициента | Год | ||
базисный | прошлый | отчётный | ||
Коэффициент ликвидности при мобилизации мобильных средств | 0,5 – 0,7 | |||
Коэффициент срочной ликвидности (промежуточного покрытия) | >1 | |||
Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) | 1 – 2 | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 – 0,5 |
Затем делается общий вывод о финансово-экономическом состояния предприятия.
— 2.2. Анализ исследуемой области экономики и управления на предприятии торговли на примере организации — объекта исследования. В данном параграфе при помощи анализа цифровых показателей оценивается практика исследуемой проблемы на исследуемой организации. Результаты изучения динамики показателя могут быть оформлены таблицей и графиком.
— 2.3. Выводы о сильных и слабых сторонах исследуемой проблемы на предприятии. В параграфе необходимо обобщить выводы, оценить положительные и отрицательные моменты хозяйственной деятельности организации по исследуемой проблеме
Каждый параграф второй главы также заканчивается кратким выводом-резюме, который является решением задачи, поставленной в разделе «Введение».
Третья глава ВКР содержит не менее двух параграфов, содержащих рекомендации по совершенствованию исследуемых процессов на предприятии. Обычно рекомендации предлагаются по следующей схеме: Слабое звено –– Проблема — Варианты её решения — Рекомендуемый вариант решения — Стоимость рекомендуемого варианта — Эффект и сроки окупаемости рекомендации.
Объём главы составляет не менее 10 страниц, качество рекомендаций является одним из главных факторов, определяющих качество и оценку ВКР в целом.
Наиболее распространёнными ошибками при написании трёх глав ВКР являются следующие: малое количество цифрового материала, отсутствие логической связи между главами, отсутствие связи второй и третьей главы с темой исследования, отсутствие рекомендаций или чрезмерное их количество без экономического обоснования.
Заключениепредставляет собой итог выполненного исследования. Результаты должны логично вытекать из проведённого анализа и объективно отражать сложившуюся ситуацию, т.е. степень выполнения поставленных задач в данной работе: «сильные» и «слабые» стороны, выявленные в процессе исследования, подкрепленные конкретными расчётами с ссылкой на ранее приведённые аналитические таблицы. Данный раздел ВКР рекомендуется выполнять в последнюю очередь, он должен включать 2 страницы печатного текста.
Список использованных источниковвключает в себя нормативно-правовые акты, специальную литературу, другие использованные материалы. Список составляется в соответствии с едиными требованиями библиографического описания литературных источников. Перечень использованной в выпускной квалификационной работе литературы и иных источников должен охватывать для ВКР не менее 40 наименований.
Примерная тематика ВКР по направлению 100700.62 «Торговое дело», профиль «Розничная торговля и общественное питание»
1.Интегрированные маркетинговые коммуникации в торговле (общественном питании).
2.Методы продаж товаров: выбор и оценка эффективности.
3.Организация коммерческой деятельности малых предприятий в розничной торговле.
4.Организация коммерческой деятельности торговых предприятий.
5.Организация коммуникационной деятельности на предприятии.
6.Организация маркетинговой деятельности на торговом предприятии.
7.Особенности позиционирования товаров на высококонкурентных рынках.
8.Повышение конкурентоспособности торгового предприятия.
9.Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли.
10. Повышение эффективности труда на торговом предприятии.
11. Применение инноваций в торгово-технологическом процессе.
12. Проектирование бизнес-процессов торговой организации.
13. Проектирование размещения торгового предприятия.
14. Развитие маркетинговой стратегии предприятия в области торговых знаков и торговых марок (на примере группы однородных предприятий).
15. Разработка логистических схем при оптовой закупке и продаже товаров.
16. Разработка маркетинговой стратегии предприятия.
17. Разработка стратегии управления торговым предприятием.
18. Совершенствование коммерческой деятельности торговых предприятий на товарных рынках (продовольственном, непродовольственном, конкретного товара).
19. Совершенствование нормирования труда в торговле (в общественном питании).
20. Совершенствование организации общественного питания.
21. Совершенствование оплаты труда работников торговли (общественного питания).
22. Совершенствование организации труда в торговле (в общественном питании).
23. Совершенствование системы управления коммерческой деятельность торгового предприятия.
24. Современные маркетинговые коммуникации.
25. Стратегия и тактика конкурентной борьбы между сетевыми структурами.
26. Управление ассортиментом и качеством товаров (услуг).
27. Управление доходами и расходами на торговом предприятии.
28. Управление логистическими процессами на торговых предприятиях.
29. Управление персоналом в торговле (общественном питании).
30. Управление прибылью торгового предприятия.
31. Управление рисками торгового предприятия .
32. Управление системой сервиса в торговле.
33. Управление товарными запасами предприятия розничной торговли.
34. Управление торгово-технологическими процессами торговой сети.
35. Управление торговыми марками и брендом предприятия (товара).
36. Факторы и резервы роста производительности труда в торговле (общественном питании).
37. Формирование ассортиментной политики предприятия.
38. Формирование логистических цепей в сетевой торговле.
39. Формирование оптимального ассортимента предприятия розничной торговли.
40. Ценовая политика торгового предприятия.
Выпускник может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках направления, исходя из своего научно-практического интереса. Это относится к бакалаврантам-выпускникам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по интересующей их теме, участвовали в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках, имеют публикации по избранной теме исследования. Тема самостоятельно предложенная бакалаврантом-выпускником должна быть согласована с выпускающей кафедрой.
Процедура защиты ВКР
Допущенную к защите научным руководителем, нормоконтролёром и заведующим выпускающей кафедрой ВКР бакалаврант защищает перед государственной аттестационной комиссией.
Процедура защиты состоит из двух этапов — доклад бакалавранта по основным результатам ВКР и вопросы председателя и членов ГАК по существу исследования и доклада.
На доклад по результатам ВКР бакалавранту отводится до 7 минут. Обычно доклад включается в себя следующие элементы:
— обзор установок исследования (объект и предмет, цель и задачи, актуальность и практическая значимость работы) — 1 минута;
— краткая организационно-экономическая характеристика объекта исследования — 1 минута;
— основные результаты анализа, оценка сильных и слабых сторон предприятия в ракурсе цели исследования — 2 минуты;
— рекомендации по совершенствованию исследуемых процессов на предприятии — по 1 минуте на каждую рекомендацию.
В завершение доклада бакалаврант подтверждает, что цель работы им достигнута.
Доклад необходимо дополнить иллюстративным материалом. По желанию это могут быть:
— презентация, проецируемая компьютерным способом во время доклада;
— графики и таблицы, иллюстрирующие суть доклада, выполненные на листах формата А4.
По завершении доклада члены ГАК задают бакалавранту вопросы по существу темы. По завершении всех защит, запланированных на день, на закрытом заседании определяются итоговые оценки за ВКР.
При оценке ВКР учитываются:
содержание работы,
её оформление;
характер защиты.
При выставлении оценки государственная комиссия руководствуется следующими критериями.
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует в работе научного характера:
репрезентативность собранного материала для проведения исследования, умение анализировать собранный материал и делать практические выводы;
знания основных понятий экономического характера;
владение методологией и методикой экономического количественного и качественного исследования;
умение представить работу в научном контексте;
владение научным стилем речи;
аргументированную защиту основных положений работы.
В работе прикладного характера или проекта оценка «отлично» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует:
высокий уровень владения навыками проектно-экспертной деятельности;
знания основных направлений планирования бизнес-процессов;
умение анализировать проекты своих предшественников в данной области;
свободное владение письменной коммуникацией;
аргументированную защиту основных положений работы.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует в работе научного характера:
репрезентативностью собранного материала для научного исследования, умение анализировать маркетинговые концепции и предлагать наиболее эффективные;
современные тенденции развития торговой деятельности;
основные принципы и функции системы управления на предприятии;
владение методикой анализа и представление о разных типах анализа;
единичные (негрубые) стилистические и речевые погрешности;
умение защитить основные положения своей работы.
В работе прикладного характера или проекта оценка «хорошо» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует:
хороший уровень владения навыками проектно-экспертной деятельности;
способность определять возможности предприятия и умение их адаптировать к требованиям рынка;
умение анализировать проекты своих предшественников в данной области;
определение и осуществление основных этапов проектирования,
свободное владение письменной коммуникацией,
аргументированную защиту основных положений работы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует в работе научного характера:
компилятивность теоретической части работы;
недостаточно глубокий анализ материала;
стилистические и речевые ошибки;
посредственную защиту основных положений работы.
В работе прикладного характера или проекта оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует:
недостаточный уровень владения навыками проектно-экспертной деятельности;
недостаточное знание методик и технологий в избранной области проектирования бизнес-процессов;
посредственный анализ проектов своих предшественников в данной области;
отсутствие самостоятельности в определении и осуществлении основных этапов проектирования;
стилистические и речевые ошибки;
посредственную защиту основных положений работы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если бакалаврант демонстрирует:
компилятивность работы;
несамостоятельность анализа научного материала или этапов проектирования;
грубые стилистические и речевые ошибки;
неумение защитить основные положения работы.
По окончании закрытого заседания, выпускников приглашают в аудиторию. Председатель комиссии зачитывает выставленные оценки и сообщает бакалаврантам, получившим положительную оценку, о присвоении квалификации «бакалавр» по направлению 100700.62 «Торговое дело».
Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли