Приёмка товаров по количеству и качеству в магазине «Магнит».
Доставляемые товары в магазине «Магнит», принимаются по количеству и по качеству. Приемка товаров по количеству и качеству - одно из основных условий успешной деятельности магазина, по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей и доведению их до потребителя в необходимом количестве и надлежащем качестве.
Приемка товаров по количеству. Товары по количеству принимают, как правило, материально-ответственные и подчиненные им лица, а также рабочие, ответственные за учет, хранение, прием и отпуск материальных ценностей, с которыми заключены договоры о материальной ответственности. В процессе приема должно быть точно определено количество каждой партии товаров, поступающих. Прием начинают с проверки данных, указанных в сопроводительных документах (накладной, счет-фактуры, товарно-транспортной накладной, спецификации). В них указаны: наименование, сорт, артикул, количество мест и товарных единиц, розничная цена, стоимость тары, сумма по каждой позиции, вес массы брутто, вес массы нетто и тары, общая сумма счета и размер торговых скидок.
Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству в магазине «Магнит» производится после того, как они приняты по количеству. Проверяются их комплектность, маркировка, срок годности, состояние тары и другие показатели, предусмотренные ДСТУ, техническими условиями. Учитываются также и другие обязательные для сторон документы, удостоверяющие качество поставляемых товаров (сертификат, коносамент, удостоверение о качестве, спецификация ). Отсутствие таких документов не останавливает приемки товаров, в этом случае составляется акт о фактическом качестве поступивших товаров с указанием отсутствующих сопроводительных документов.
При приемке товара, руководство магазина «Магнит» следит за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции.
Во всех случаях приемку товаров осуществляют материально ответственные лица, на которых возлагается материальная ответственность за поступивший товар.
После завершения приемки товаров каждому из них отводится определенное место на складе. При выборе места хранения товара учитываются количество и частота поступления товаров.
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Процесс хранения товаров в магазине «Магнит» предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают материально ответственные лица.
Тема № 9. Хранение товаров в магазине «Магнит»
Для обеспечения сохранности товаров важное значение имеет разработка рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами различных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения и индексацию (кодирование). Индексация - это условное цифровое обозначение мест хранения товаров. На составление схемы размещения и выбор оборудования для хранения превалирующее влияние оказывает специфика хранимых товаров.
На практике хранение товаров разделяется на несколько типов:
- хранение товаров по принципу однородности;
- хранение товаров в зависимости от их размера и веса;
- раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского спроса;
- отдельное хранение специфических товаров.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и относительной влажности воздуха 60…70 %. За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары . На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу.
Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.). В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. На товары не попадают прямые солнечные лучи. В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим.
Товары, которые хранятся в магазине «Магнит» периодически просматриваются, перекладываются, очищаются от пыли. Регулярно проводится дезинфекция. В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в магазине «Магнит» возникают товарные потери (естественная убыль) усушка, утруска, распыла, утечка (таяние, просачивание), разлива при перекачке и продаже жидких товаров. Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц.
Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливаются к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов. Все эти операции целесообразно проводятся в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.
Проанализировав условия и состояние хранения товаров в магазине «Магнит» можно сказать, что все товары хранятся правильно, согласно санитарным нормам и правилам хранения.
Тема № 10.
Подготовка товаров к продаже - это комплекс операций, выполняемых с товаром в магазине перед подачей его в торговый зал (до мест продажи) и направленные на доведение его до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объемы операций этого комплекса определяются сложностью ассортимента, свойствами отдельных товаров, особенностями их упаковки (тара, упаковка), уровнем готовности товаров к продаже, размером покупок, применением тех или иных методов продажи товаров.
Все операции предварительной подготовке товара к продаже делятся на:
- общие (в которых нуждается любой товар),
- специфические ( обусловленные конкретными особенностями отдельного товара).
Комплекс общих операций предварительной подготовки товаров к продаже включает:
- распаковку товаров (предоставление товарам товарного вида),
- сортировка (по видам, группам и т. д.),
- проверка цен и маркировка товаров (заполнение ярлыков и ценников ),
- комплектование подарочных наборов и подготовку товаров к подаче на рабочее место.
В специфических операций подготовки товаров к продаже относят операции, необходимость выполнения которых перед подачей в торговый зал обуславливается спецификой конкретных товаров. Примером таких операций могут быть:
- фасовка весовых продовольственных и отдельных мелкоштучных непродовольственных товаров (накатки тканей, намотки ленты или тесьмы),
- предварительное нарезание товаров (разделки мяса, устранение мелких дефектов обуви),
- предыдущее группирование мелкоштучных изделий,
- мелкая штопка трикотажных изделий,
- настройка музыкальных инструментов,
- проверка качества действия или звучание механических и разговорных изделий,
- проверка комплектности и испытания в действии радиотоваров,
- настройка телевизоров,
- очистки мебели от пыли и т.д.
Общие операции предварительной подготовки товаров к продаже в магазине «Магнит» предусматривают:
- Распаковка - освобождение товара от транспортной тары. Основное требование к этой операции - сохранение количества и качества товаров, тары и упаковки;
- Сортировка - группировка товаров по товарным группам, видам, размерам, сортам, другими ассортиментным признакам, а также проверка соответствия цены, сортности, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, прейскурантам договорам;
- Облагораживание (предоставление товарного вида) - очистка от пыли, загрязнений, зачистка верхнего слоя товаров, потерявший товарный вид, глажка товаров, протирание заводской смазки, устранение мелких дефектов.
- Маркировка - оформление и прикрепление (пришивания, приклеивание) к товарам ярлыков с указанием наименования изделия, его артикула, сорта, размера, цены (для обозначения цены могут применяться специальные ценники);
- Комплектование подарочных наборов - объединение в единый набор товаров различных наименований общего назначения.
- Подготовка товаров к преподаванию в торговом зале - укладка товаров в специальную тару, контейнеры, лотки, тару-оборудование, корзины, ящики, тележки, выполнения операций по сбору товаров, поступивших в магазин в разобранном виде.
Выполнение операций предварительной подготовки товаров к продаже создает возможность для представления товаров в надлежащем виде в торговый зал. Для перемещения товаров в торговый зал используют ручные тележки, тару-оборудование. Товары, подготовленные к продаже, перемещают в торговый зал для пополнения товарных запасов в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не создавать препятствий для их обслуживания.