Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе)

Тема 1.1. Знакомство с торговой организацией.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Структура предприятия - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Организационная структура - один из основных элементов управленческой организации, которая характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и рабочими организациями.

Существует три типа организационной структуры:

1. Линейная - это простейшая структура управления характерная тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и удерживающий в своих руках все функции управления.

При линейной структуре каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - единоначальника. Все команды управления передаются по цепочке сверху вниз.

Преимущества: Недостатки:
1. Единство и четкость распорядительства; 2. Простота управления; 3. Согласованность действий исполнителей; 4. Четко выраженная ответственность; 5. Оперативность в принятии решений; 6. Личная ответственность руководителя за результаты деятельности своего подразделения. 1. Предъявляются высокие требования к руководителю, который должен быть всесторонне подготовлен, чтобы обеспечить эффективное управление. 2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; 3. Перегрузка информации; 4. Затруднительные связи между инстанциями; 5. Концентрация власти в управляющей верхушке.

Линейная

Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе) - student2.ru

Функциональная – осуществляется совокупность подразделений специализированных на выполнение конкретных работ, необходимых для принятия решений.

Преимущества:

1. высокая компетентность специалистов;

2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных
вопросов;

3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

4. исключение дублирования и параллелизма в принятии управленческих
функций;

5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки:

1. чрезмерная заинтересованность реализации целей и задач в своих
подразделениях;

2. трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между различными
функциональными службами;

3. появление тенденций чрезмерной централизации;

4. длительность процедур в принятии решений;

5. относительно застывшая организованная форма, с трудом реагирующая на
изменения.

Функциональная

              Управляющий              
       
               
Начальник планового отдела   Начальник отдела кадров   Начальник отдела маркетинга
               
                                       
                                       

Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе) - student2.ru

Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе) - student2.ru

Высший может быть представлен председателем совета директоров президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической* реализации.

Средний— обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

Специалисты, входящие в эту группу имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.

Низший- представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий от непосредственных руководителей.

Связи и звенья

Бывают связи горизонтальные и вертикальные:

Горизонтальные связи- это качественные и количественные дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности по специализацией производства и исполнителей.

Вертикальныесвязи - поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособленной функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.

Раздел 1. Знакомство с торговой организацией. Приемка товаров по количеству и качеству (по каждой товарной группе) - student2.ru

Задание на день: Ознакомиться с организационной структурой торговой организации.

ОПРЕДЕЛНИЕ ВИДОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Материальная ответственность – это обязанность работника возместить в установленном законом порядке и размере прямой действительный ущерб, причиненный по его вине тому предприятию, с которым он находится в трудовых отношениях.

В магазине применяется два вида м/о: индивидуальная и бригадная.

Индивидуальная м/о – ценности вручаются под отчет работнику, который в случае недостачи(порчи, хищения) несет личную имущественную ответственность. Бывает ограниченная и полная.

Ограниченная м/о – возмещение ущерба производится в его действительном размере, но не более 1/3 месяца оклада (в отдельных случаях не более 2/3 месяца оклада).

Полная м/о – возмещение ущерба в полном размере, в случаях, содержащих признаки преступления. Возлагается на работников связанных с обслуживанием денежных и товарных средств. С ними заключается письменный договор о полной материальной ответственности(только при наличии трудового договора). Договор действует с момента подписания и распространяется на все время с вверенными работнику материальными ценностями предприятия.

Договор оформляется в 2-х экземплярах:

1-й экземпляр у администрации предприятия;

2-й экземпляр у работника, с которым заключен договор.

Индивидуальная м/о применяется при наличии следующих условий:

- товарно-материальные ценности вручаются непосредственно работнику под отчет;

- работнику предоставлено отдельное, изолированное помещение или соответствующее место для хранения и продажи товарно-материальных ценностей;

- работник самостоятельно отчитывается перед бухгалтерией за вверенные ему ценности.

Бригадная м/о - это когда ценности вручаются группе(бригаде) работников магазина. Вводится в магазинах, где работает не менее двух продавцов. Состав бригады не должен превышать 10 человек. М/о на бригаду возлагается договором между администрацией и членами бригады. Договор составляется в двух экземплярах:

1-й экземпляр хранится у администрации;

2-й экземпляр хранится у бригадира.

При выбытии или прибытии членов бригады договор не переоформляется, но против фамилии ставится дата выбытия или прибытия и принявший дает подписку на договор. Договор переоформляется в случае выбытия 50 % бригады и при смене или выбытии бригадира.

В состав бригады входят: зав. отделами, их заместители, продавцы, в магазинах самообслуживания еще и контролеры, администраторы и кассиры-контролеры.

Бригадиром избирается, как правило, старший по должности. Руководство бригадой возлагается на бригадира и его зама, которые назначаются приказом руководителя предприятия.

В бригаду НЕ могут входить: несовершеннолетние, младший обслуживающий персонал, рабочие, фасовщики, уборщицы, а так же ученики продавца.

Бригада принимает на себя полную м/о за все переданные ей товарно-материальные ценности, за недостачу товаров сверх норм естественной убыли, а так же за хищения и порчу товаров по розничным ценам.

Бригада освобождается от м/о в случае кражи, оформленной в установленном порядке. Ущерб возмещается всеми членами бригады прямо пропорционально фактически отработанному времени и зарплате.

Обязанности администрации:

- знакомить работников с действующим законодательством о м/о;

- создавать условия для работы;

- знакомить с порядком хранения и реализацией ценностей;

- проводить в установленном порядке инвентаризации.

Обязанности работников:

- своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного имущества;

- вести учет и предоставлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении ценностей;

- возмещать в полном размере ущерб, причиненный по его вине.

Задание на день: Ознакомиться с видами материальной ответственности в торговой организации.


Наши рекомендации