Механические свойства арматурных сталей
Механические свойства (прочностные и деформативные) арматурных сталей устанавливают по диаграммам деформирования «напряжения-деформации», полученным при испытании прямым растяжением опытных образцов, вырезаемых непосредственно из арматурного стержня.
В зависимости от механических свойств арматурные стали традиционно принято разделять па две группы: так называемые «мягкие» стали, имеющие физический предел текучести и «твердые» стали, не имеющие физического предела текучести
Для «твердых» сталей, для которых наблюдается постепенный, плавный переход в пластическую стадию и на кривой «σ.-ε» (рис. 5.26) отсутствует ярко выраженная площадка текучести, вводят понятие условного предела текучести.
Тогда, для «мягких» сталей напряжениеfy, при котором деформации развиваются без заметного прироста нагрузки, называют физическим пределам текучести, а напряжение, предшествующее разрыву - носит название временного сопротивления арматуры.
11. Классы арматуры, соответствующие им нормативные и расчетные сопротивления.
Арматура, применяемая для конструкций без предварительного напряжения
Принятое условное обозначение класса арматуры является в достаточной степени информативным, так как в нем после буквенного обозначения (S) указана величина нормативного сопротивления арматуры, выраженная в МПа.
Для арматурных сталей, применяемых в железобетонных конструкциях, установлены следующие прочностные характеристики:
а) мгновенная прочность на растяжение или временное сопротивление при разрыве ft и рассчитываемое по формуле: f = F/A
где F усилие, регистрируемое при разрыве стержня в испытательной машине; A — номинальная площадь cечения стержня;
б) нормативное временное сопротивление f,k, определяемое по результатам испытания серии образцов (но не менее 15 штук) одного диаметра из одной марки стали с учетом статистической изменчивости с обеспеченностью не менее 0,95;
в) нормативное сопротивление арматуры fyk - наименьшее контролируемое значение физического или условного предела текучести; указанные контролируемые характеристики гарантируются заводами-изготовителями с обеспеченностью не менее 0,95;
г) расчетное сопротивление арматуры fyd определяемое путем деления нормативных сопротивлений fyk на частный коэффициент безопасности по арматуре, принимаемый равным 1.1
В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных конструкций в соответствии с требованиями норм [1] следует применять стержни и канаты классов S800, S1200, S1400.
Нормативное сопротивление высокопрочной напрягаемой арматуры f 0.2κ - это наименьшее контролируемое значение условного предела текучести, равного значению напряжения, соответствующего остаточному относительному удлинению 0,2 %. Указанная характеристика гарантируется заводом-изготовителем с обеспеченностью не менее 0,95.
Расчетное сопротивление напрягаемой арматуры f 0.2d определяют путем деления нормативного сопротивления f 0.2κ на частный коэффициент безопасности по арматуре γ принимаемый равным 1,2.
12. Деформативные характеристики арматуры.
Для ненапрягаемой арматуры, применяемой в железобетонных конструкциях, зависимость, связывающую напряжения и относительные деформации, в общем случае следует принимать при расчете железобетонных конструкций в виде диаграммы «σs-εs».
Зависимость, связывающая напряжения и относительные деформации, для напрягаемой арматуры предварительно напряженных конструкций следует принимать в соответствии с диаграммой,
а) б) |
Еп ειαι, zsy 10%ο |
Рис. 5.3. Расчетные диаграммы для арматуры «os - ε,» а) для напрягаемой арматуры; б) для арматуры, имеющей физический предел текучести |
13. Арматурные изделия
14. Совместная работа арматуры с бетоном. Сцепление.
Основным фактором, обеспечивающим совместную работу арматуры и бетона в конструкции и позволяющим работать железобетону как единому монолитному телу, является надежное сцепление арматуры с бетоном. Снижение сцепления арматуры с бетоном приводит к чрезмерному раскрытию трещин, уменьшению жесткости и прочности конструкции.
Работая совместно с гибкими арматурными стержнями, бетон, кроме того, обеспечивает их защиту от коррозии и от действия высоких температур.
Силы сцепления по контакту двух материалов зависят от целого ряда конструктивно-технологических факторов, в том числе от прочности бетона и технологических параметров бетонной смеси. Важную роль для обеспечения сцепления арматуры с бетоном играет вид и форма поверхности арматурного стержня: наибольшим сцеплением обладают круглые рифленые стержни, в то время как стержни, имеющие квадратную либо прямоугольную форму сечения, характеризуются меньшим сцеплением
Существенное влияние на величину сцепления оказывает вид напряженного состояния по контакту арматурного стержня с бетоном.
Анкеровка
Как показывают экспериментальные исследования, распределение напряжений сцепления по длине стержня не является равномерным. Это положение имеет важное значение при определении длины анкеровки арматурного стержня в конструкции.
Для обеспечения прочности наклонных сечений ригеля по изгибающим моментам обрываемые в пролете стержни продольной арматуры необходимо завести за точку теоретического обрыва на расстояние не менее:
(*)
где: a1, a2, a3, a4 – коэффициенты, характеризующие условия анкеровки, определяются по табл. 11.6 [1];
lb – базовая длина анкеровки, определяется с помощью табл. 3-1 прилож. 3;
–площадь продольной арматуры, требуемая по расчету;
– принятая площадь продольной арматуры;
– минимальная длина анкеровки, принимается равной наибольшему значению из величин: 0,6 lb; 20Æ; 100 мм для растянутых стержней и 0,3 lb; 15Æ; 100 мм для сжатых стержней.
Кроме того, общая длина запуска стержня за точку теоретического обрыва для растянутых стержней должна быть не менее 0,5h, где h – высота ригеля.
В связи с тем, что произведение изменяется в пределах 0,7-1.0 (см. п. 11.2.32 [1]) , а величина a3 в условиях обрыва арматуры ригеля принимается равной 0,7, то в курсовом проекте с целью уменьшения расчетной части разрешается принимать а a3 = 0,7.
Анкеровка стержней продольной арматуры на свободной опоре осуществляется путем заведения за внутреннюю грань опоры на длину не менее:
5Æ в элементах, где арматура ставится на восприятие поперечной силы конструктивно;
10Æ - в элементах, где поперечная арматура ставится по расчету, а до опоры доводится не менее 2/3 сечения арматуры, определенной по наибольшему моменту в пролете;
15Æ - то же, если до опоры доводится не менее 1/3 сечения арматуры.
16. Экспериментальные данные о стадиях напряженно-деформированного состояния сечений, нормальных к продольной оси железобетонного элемента. Характер разрушения. Характер работы сечений под нагрузкой.
Последовательное нагружение элемента вплоть до его разрушения позволяет выявить несколько характерных стадий напряженно-деформированного состояния, возникающих в сечениях, нормальных к его продольной оси.
Стадия 1 напряженно-деформированного состояния сечения характеризует сопротивление железобетонного элемента, работающего без трещин. При этом удобно рассматривать два промежуточных состояния (стадия la и 1б) сечения в зависимости от величины относительных деформаций его наиболее растянутой грани.
Стадия la имеет место на начальных этапах нагружения, когда величина изгибающего момента в зоне чистого изгиба невелика, бетон как в сжатой, так и в растянутой зонах сечения работает в области упругих деформаций (т.е. наблюдается линейная зависимость между напряжениями и относительными деформациями (рис. 6.4).
Таким образом характерными чертами стадии 1 напряженно-деформированного состояния сечения являются:
отсутствие трещин в растянутой зоне сечения;
линейное распределение относительных деформаций по высоте сечения, т.е. практически строгое выполнение гипотезы плоских сечений до момента появления трещин;
совместная работа арматуры и окружающего ее бетона без нарушения сцепления.
Стадия 2 характеризует сопротивление сечения железобетонной конструкции, имеющей трещины. В сечении с трещиной нейтральная ось смещается по направлению к наиболее сжатой грани, уменьшая высоту сжатой зоны (х).
Стадия 2 характеризует сопротивление конструкции при эксплуатационном нагружении и используется при расчете конструкций по раскрытию трещин и прогибам.
Таким образом, для стадии 2 характерными признаками являются:
в растянутой зоне сечения развиваются трещины, имеющие ширину раскрытия, зависящую от уровня нагружения конструкции, т.е. средних относительных деформаций растянутой арматуры;
относительные продольные деформации и напряжения в бетоне и арматуре по длине элемента распределены неравномерно. В сечении с трещиной растягивающие усилия в основном воспринимает арматура, а на участке между трещинами - совместно бетон и арматура. В середине участка между трещинами обеспечена совместная работа бетона и арматуры, а по мере приближения к берегам трещины может наблюдаться проскальзывание арматуры относительно бетона;
гипотеза плоских сечений остается справедливой для некоторого среднего сечения по длине зоны чистого изгиба. В отдельном сечении, проходящем через трещину в виду депланации ее краев, гипотеза плоских сечений может нарушаться.
Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к переходу испытываемой балки в стадию 3. характеризующую наступление в сечении предельного состояния по прочности — разрушения. При этом возможны два случая разрушения железобетонного элемента по сечению, нормальному к продольной оси балки.
В стадии 3 следует отдельно остановиться на работе арматуры, располагаемой в сжатой зоне сечения. На этом этапе арматура Asc играет важную роль, воспринимая часть усилия, действующего в сжатой зоне сечения. Учитывая то обстоятельство, что арматура работает совместно с бетоном вплоть до наступления предельного состояния, ее деформации обусловлены деформативностью окружающего бетона (деформации арматуры слелуют за деформациями бетона).
Наличие арматуры в сжатой зоне сечения позволяет изменить характер разрушения балки
Таким образом, характеризуя стадию 3 напряженно-деформированного состояния следует подчеркнуть:
1. Данная стадия определяет предельное состояние сечения по прочности. При этом в зависимости от характера распределения по сечению продольных относительных деформаций возможно два характерных случая разрушения сечения. Если относительные деформации растянутой арматуры достигают предельных значений, соответствующих напряжениям, равным условному или физическому пределу текучести раньше, чем бетон наиболее сжатой грани достигает предельной сжимаемости есн, разрушение начинается по растянутой зоне. В противном случае разрушение происходит по бетону сжатой зоны сечения при достижении предельных деформаций бетона при сжатии Еси. Такой характер разрушения является нежелательным и должен быть исключен в процессе проектирования. Оптимальным является случай, когда в стадии разрушения одновременно напряжения в арматуре достигают предела текучесть (fy), а бетон сжатой зоны достигает предельных значений относительных деформаций сжатия (есы).
2. Для среднего сечения по длине элемента с определенным допущением выполняется гипотеза плоских сечений.
По длине пролета рассмотренной железобетонной балки одновременно при одном уровне нагружения имеют место все рассмотренные стадии напряженно-деформированного состояния для сечения, нормального к продольной оси элемента, в зависимости от изменения величины изгибающего момента (рис. 6.9).
17 Два случая разрушения.
В первом случае относительные деформации растянутой арматуры достигают предельных значений соответствующих напряжениям, равным физическому или условному пределу текучести. При этом относительные деформации бетона наиболее сжатой грани сечения к этому моменту не достигают величины предельной сжимаемости. В этом случае прогибы элемента развиваются без прироста нагрузки, трещины раскрываются и развиваются в глубь по высоте сечения, сокращая высоту сжатой зоны. Разрушение, начинающееся по растянутой арматуре с увеличением деформаций арматуры, может завершаться по сжатому бетону, когда его относительные деформации достигают предельных значений
Во втором случае относительные деформации сжатого бетона достигают предельных значении ранее, чем растянутая арматура достигает относительных деформаций, соответствующих физическому или условному пределу текучести. Разрушение сечения пс сжатому бетону происходит хрупко (особенно в случае применения высокопрочных бетонов) с раздроблением бетона сжатой зоны. Такой вид разрушения характерен для переармированных сечений, элементов, имеющих небольшую высоту сечения, воспринимающих значительные по величине изгибающие моменты, а также внецентренно сжатых элементов при малых эксцентриситетах приложения продольной силы. При этом арматура, применяемая для армирования растянутой зоны сечения, полностью не используется.
18. Основы расчета железобетонных конструкций. Методы расчета железобетонных конструкций.
В линейно-упругом методе расчета, основанном на классических положениях теории сопротивления материалов, принята линейная зависимость между напряжениями и относительными деформациями для материалов (выполнение закона Гука), что обуславливает введение линейной зависимости «момент-кривизна» (рис. 3.8а).
Для стержневых систем можно записать следующие базовые уравнения линейного метода расчета конструкции:
б = εΕ или Μ =y’’EJ
Внутренние усилия, определенные в конструкции линейно-упругим методом, используются далее для расчета сечений. При использовании линейно-упругого метода расчета в рамках принятого в нормах [1,6] метода предельных состояний, появляются некоторые несоответствия. Это связано с тем, что при расчетах прочности сечений (по предельным состояниям первой группы) используются нелинейные модели, описывающие работу бетона и арматуры (нелинейные диаграммы деформирования, см. п. 4.4.2). Отсюда появляется несоответствие в описании поведения конструкции на определенных этапах ее проектирования: упруго-линейный расчет на этапе определения внутренних усилий и нелинейный на этапе расчета сечений.
Линейный расчет с ограниченным перераспределением моментов используется, главным образом, при проектировании статически неопределимых элементов, подверженных действию изгибающих моментов и продольных сил (например, неразрезные балки, ригели несмещаем ых рам и т.д.). Для таких элементов вводят ограниченное перераспределение моментов, определенных из линейно-упругого расчета. Перераспределение моментов оказывает влияние не только на распределение внутренних усилий в отдельных сечениях (изгибающих моментов, поперечных сил), но и на деформации системы (ширину раскрытия трещин, прогибы).
Метод перераспределения усилий, основанный на положениях теории пластичности, допускает ограниченное снижение величины изгибающих моментов в критических сечениях элемента в соответствии со следующей зависимостью:
Μе = δΜer, (3.42)
где Ме, Мer - соответственно изгибающие моменты до и после перераспределения;
Нелинейные методы расчета учитывают упруго-пластические (т.е. нелинейные) характеристики конструкции, благодаря чему позволяют более реально оценить распределение усилий в отдельных сечениях. В соответствии с положениями норм [1, 6, 11] нелинейные методы расчета позволяют не только учитывать физическую нелинейность зависимостей, описывающих работу материалов под нагрузкой, но могут одновременно учитывать и т.н. эффекты геометрической нелинейности.
Пластические методы расчета описывают поведение конструкции в предельном состоянии по прочности. Разрушение железобетонной конструкции в этих методах рассматривается как потеря способности к восприятию нагрузок или же как превращение конструктивной системы в механизм.
При построении пластических методов расчета исходят из того, что в предельном состоянии по прочности полные деформации материалов (бетона, стали) настолько велики по сравнению с упругими, что последними можно пренебречь. Это ведет к тому, что в расчетах рассматривается механизм разрушения некоторого идеально жестко-пластического тела (рис. 3.11). Механизм деформирования для такой модели является таковым, что при Μ < Myd конструкция не подвергается никаким деформациям, т.е. ведет себя как идеально жесткое тело.
19. Методы расчета по допускаемым напряжениям и разрушающим усилиям.
20. Метод расчета по предельным состояниям.
предельным состоянием является такое состояние, при достижении которого конструктивная система или составляющий ее элемент перестают удовлетворять заданным требованиям .
При расчетах железобетонных конструкций выделяют две группы предельных состояний:
предельные состояния первой группы, связанные с потерей прочности, устойчивости и другими формами разрушения конструктивной системы или ее элементов, создающего опасность для жизни людей;
предельные состояния второй группы, затрудняющие нормальную эксплуатацию конструкций
Расчеты по предельным состояниям первой группы, являются наиболее важными и ответственными, т.к. они предопределяют безопасность конструкции и включают: расчеты по прочности;
- расчеты по устойчивости формы и устойчивости
- расчеты на выносливость при действии многократно повторяющейся нагрузки.
Расчет по предельным состояниям первой группы производят из условия, по которому усилия от расчетных воздействий не превышают предельных усилий, которые может воспринять конструкция в расчетном сечении с трещиной. Расчетные условия метода предельных состояний в общем случае имеют вид:
Ed<Rd, (3.2)
где Εd - расчетное значение эффекта от воздействия
Rd - расчетное значение предельного усилия (вектора предельных усилий), которое способно воспринимать конструкция.
Расчеты по предельным состояниям второй группы включают:
расчеты по образованию трещин;
расчеты по деформациям (прогибам, перемещениям).
Еd<Сd где Cd - допустимое значение эффекта установленное нормативным документом
21 Воздействия на железобетонные конструкции в методе предельных состояний. Виды нагрузок.
воздействия на элементы конструктивных систем классифицируют в зависимости оТ:
источника их происхождения: а) «прямые» воздействия или «нагрузка» — силы приложенные непосредственно к конструкциям и вызывающие в элементах напряжения и перемещения; б) «непрямые» или «косвенные» воздействия - реактивные силы, вызванные перемещениями связей, соединяющих конструктивные элементы,
изменения их величины во времени (продолжительности действия): а) постоянные воздействия (G), например, собственный вес конструкции; вес стационарного оборудования; б) переменные (или временные) воздействия в) особые (аварийные) воздействия (А)
изменения их положения в пространстве: а) стационарные (неподвижные) воздействия; б) нестационарные (подвижные) воздействия, физической природы: статические и динамические.