Разработка рекомендаций по опыту зарубежных стран
В экономиках развитых стран доминируют био-, нано-, информационные технологии, в то время как российская экономика все еще находится на индустриальной стадии. России просто необходим инновационный сценарий, иначе существующий между цивилизованными странами и Россией разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать, что грозит ей второстепенной ролью в международном разделении труда.
Последние годы характеризуются благоприятной для России конъюнктурой на мировом рынке энергетических ресурсов. Экономический рост экономики в предшествующие годы (в среднем 6% в год) происходил за счет притока нефтедолларов в Россию. Это тормозит развитие отечественной инновационной экономики: высокие цены на нефть (до ста долларов за баррель) не способствуют развитию инноваций. На эту опасную тенденцию указывают многие известные ученые, в частности С.Ю. Глазьев: "На фоне структурной перестройки мировой экономики, разворачивающейся на основе новых технологий, в технологической структуре российской экономики наблюдается регресс, сужается потенциал роста современного и нового технологических укладов, экономика теряет способность к самостоятельному воспроизводству….
Упускаются возможности использования сотен миллиардов долларов сверхприбыли от экспорта нефти и газа для модернизации российской экономики, конкурентоспособность которой продолжает стремительно падать." Серьезной проблемой является отсутствие (в результате происшедшего в 1990-х годах развала производства) спроса на научные прикладные исследования (инновации). Этими прикладными исследованиями должны заниматься отраслевые НИИ, а сегодня их спрашивают с фундаментальной науки. Но заниматься тем, на что нет спроса – значит, уничтожать отечественную фундаментальную науку. Научно-технологический комплекс России находится в состоянии глубокого кризиса. Об этом свидетельствуют следующие цифры, приводимые Е.Б. Ленчук: разработку и освоение инноваций ведут сегодня не более 10% промышленных предприятий России (для сравнения: в развитых экономиках нормой считается 60 – 80%).
По уровню развития высоких технологий страна «откатилась» на 10-25 лет, а ее доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции стала ничтожно мала и в настоящее время по разным оценкам не превышает 0,3-1% (США-36%, Япония-30%).Инновационный спрос создаётся лишь отдельными отраслями, но оптимальным можно считать только инновационную модель развития для всей экономики.
Государство сегодня объявило о поддержке таких стратегических отраслей, как нанотехнологии, атомная энергетика, космос и информационные технологии. Рост инновационного сектора, наряду с перечисленным выше, обеспечивают также технологии глубокой переработки сырья - нефти, газа, леса, металлов и прочих полезных ископаемых.
Одна из актуальных проблем – внедрение инноваций. До настоящего времени не создан государственный механизм управления инновационной экономикой. Отечественная фундаментальная наука предлагает много интересных разработок, но они нередко остаются только на бумаге, не доводятся до промышленного внедрения. Академик Л.И. Абалкин указывает на необходимость учета ряда факторов, влияющих на создание и функционирование механизма инновационного развития:
·накопление и сохранение научных заделов, инновационных проектов и структур;
-регулярное обновление инновационных технологий, проектов, подходов;
-создание производственной базы, позволяющей обеспечить выход на рынок, с учетом маркетинговых исследований, инновационных проектов;
-адекватная государственная политика, а также определение приоритетов в области соответствующих технологий и инноваций, государственное регулирование;
-должна быть сформирована система бюджетных, валютных, кредитных и налоговых инструментов.
В этой связи одной из ключевых проблем является то, что в сфере управления отсутствуют инновационные технологии, что, в свою очередь, тормозит развитие инновационных технологий в сфере производства. Отсутствие инновационных менеджеров – серьезный вопрос, сдерживающий активизацию научно-технического потенциала российской экономики. Эта проблема – вывод продуктов на рынок – может быть решена с помощью использования зарубежного опыта.
В 1987 г. К. Фримен, для обозначения созданной в рамках одной страны сети технопарков, центров трансферта технологий, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и тому подобных внедренческих структур, ввёл понятие национальная инновационная система. Позже, в середине 1990-х годов, национальная инновационная система была определена как "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая, это – система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии".
Список использованной литературы:
1. . Булатова А.С. Экономика. -- М.: Экономист. 2010г.
2. Экономические открытия. Юрьев 2012г.
3. Гукасьян Г.М. Экономические теория: Ключевые вопросы6 Учебное пособие: Изд. 3-е доп.серия: Вопро-ответ.-М.,2012г.
4.Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.,2012г.
5.Николаева Т.П. Основы информационной экономики СПб.,2001г.
6. Сухарев О.С. Экономика технологического развития - М.: Финансы и статистика, 2008 - 480 с.; ил.
7. Ю.Ф. Симионов. Информационные технологии в экономике. Серия « Высшее образование».,2003-352с.
8. Интернет ресурсы