Канд.ист.наук, доцент кафедры
Теории и методики социально-гуманитарного
образования Рязанского областного
института развития образования
Технология подготовки учащихся к написанию эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Особенности эссе, как литературного жанра
особенности объема | как правило, это небольшая работа |
индивидуальность работы | субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему |
особенности стиля | образность, афористичность, разговорные интонации и лексика |
особенности композиции | композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению |
Можно заметить, что не зависимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:
- вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);
- основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);
- заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).
В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:
Вступление | Основная часть | Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию… | Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… | Таким образом,… |
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… | Рассмотрим несколько подходов… Например,… | Подведем общий итог рассуждению… |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… | Проиллюстрируем это положение следующим примером… | Итак,… |
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… | Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны, … | Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания… |
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой: П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…; О – Объяснение – Потому что…; П – Пример, иллюстрация – Например,…; С – Суждение (итоговое) – Таким образом,... | ||
… | … | … |
Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.
Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:
- это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);
- портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);
- можно создавать подборку только по одному предмету (например, по истории, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т.д.
Однако все эти рассуждения и подходы будут не полными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.
Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Каранух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.