Ситуационная задача № 14
При изготовлении препарата по прописи:
Возьми: Раствора протаргола 2 % 250 мл
Дай. Обозначь. Для спринцеваний
Студент отмерил в широкогорлую подставку 250 мл воды очищенной, отвесил в нее 2,0 г протаргола и взбалтывал до полного растворения. Профильтровал через рыхлый тампон ваты, промытый водой, во флакон для отпуска.
Студенту было сделано замечание об отсутствии профессионализма в работе.
· Какое явление наблюдал студент при изготовлении?
· Какова была продолжительность процесса изготовления?
· Чем можно объяснить затруднения, возникшие у студента?
· Как должен быть оформлен препарат к отпуску из аптеки?
· Какие свойства дисперсной системы должны быть при этом учтены?
Ситуационная задача № 15
При изготовлении препарата по прописи:
Возьми: Настоя травы пустырника 180 мл
Анальгина 1,0
Натрия бромида
Магния сульфата поровну по 2,0
Настойки валерианы 6 мл
Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Студент поместил в цилиндр инфундирного стакана 6,0 г измельченной травы пустырника, затем залил 192 мл воды очищенной и настаивал в инфундирном аппарате на кипящей водяной бане 15 мин, периодически помешивая. Затем настаивание продолжалось при комнатной температуре 45 мин. Настой профильтровал через марлю и тампон ваты, промытый водой, отжимая сырье. В приготовленном настое растворил 1,0 г анальгина при помешивании и вновь профильтровал через тот же тампон ваты во флакон для отпуска; туда же отмерил 10 мл 20 % раствора натрия бромида и 4 мл 50 % раствора магния сульфата и 6 мл настойки валерианы, тщательно перемешал. Флакон снабдил рецептурным номером и предупредительными надписями: «Беречь от детей», «Сохранять в прохладном месте».
· Были ли сделаны студенту замечания преподавателем при контроле процесса изготовления и изготовленного препарата?
· Какой тип дисперсной системы образуется при правильном изготовлении.
· Как отразился использованный студентом вариант технологии на качестве микстуры.
Ситуационная задача № 16
При изготовлении препарата по прописи:
Возьми: Раствора колларгола 3 % 10 мл
Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в левый глаз.
Студент произотонировал раствор, изготовив его с добавлением 0,09 г натрия хлорида. Профильтровал и оформил для стерилизации насыщенным паром.
· Какие замечания студенту были сделаны.
· Какие физико-химические закономерности стабильности подобных дисперсных систем не были учтены студентом?
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
Ситуационная задача № 17
Изготавливая мазь по прописи:
Возьми: Цинка сульфата 0,3
Стрептоцида 1,0
Висмута нитрата основного 0,5
Ментола
Димедрола поровну по 0,2
Ланолина
Вазелина поровну по 10,0
Смешай, пусть будет сделана мазь.
Дай. Обозначь. Мазь для носа.
Студент поместил в ступку цинка сульфат и димедрол, растворил в 5 каплях воды, добавил стрептоцид, висмут нитрат основной и в последнюю очередь ментол, измельчил, добавил частями вазелин и ланолин, перемешал. Мазь упаковал в банку и оформил этикеткой «Мазь».
· Как следовало учесть студенту физико-химические свойства ингредиентов?
· Какой тип мази должен быть получен?
· Как контролируют качество мазей в соответствии с требованиями ГФ?
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
Ситуационная задача № 18
Из института косметологии поступил рецепт на изготовление препарата по прописи:
Rp.: Acidi salicylici 1,0
Solutionis acidi borici 3 % - 50 ml
Aetheris 30,0
Spiritus aethylici 70 % -50 ml
Misce. Da. Signa: протирать лицо утром и вечером.
· Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта.
· Учитывая свойства лекарственных веществ и компонентов дисперсионной среды, сделайте вывод о совместимости ингредиентов прописи, смешиваемости жидких ингредиентов прописи, возможности изготовления.
· Какой тип дисперсной системы имеет место в данной прописи?
· Сколько этанола 96 % концентрации по массе соответствует 50 мл 70 % этанола и какое это имеет значение для аптеки?
· Какой объем препарата выписан в данной прописи?
· Как применяются спирты и эфиры (простые и сложные) в аптеке при изготовлении различных лекарственных форм (растворов внутреннего и наружного применения, растворов для инъекций, суспензий, эмульсий, мазей, суппозиториев, пилюль, и др.)? Приведите примеры.
· Каковы особенности изготовления растворов в вязких и летучих растворителях?
Ситуационная задача № 19
Изготавливая мазь по прописи:
Возьми: Мази серной 20,0
Камфоры 0,1
Смешай, пусть будет сделана мазь.
Дай. Обозначь. Мазь для руки.
Студент растворил камфору в части расплавленного вазелина (в фарфоровой чашке). В ступку поместил серу (2,0 г), измельчил ее в присутствии раствора камфоры в вазелине, затем добавил остальной вазелин и перемешал. Мазь поместил в банку. Оформил основной этикеткой «Наружное» и дополнительной «Сохранять в прохладном месте».
· Найдите состав мази серной в соответствующем нормативном документе.
· Предложите оптимальный вариант технологии.
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
Ситуационная задача № 20
Изготавливая препарат по прописи:
Возьми: Ксероформа 0,15
Масла какао достаточное количество