Бромкамфоры поровну по 2,0
Кальция глицерофосфата 5,0
Смешай, чтобы получились пилюли числом 60.
Дай. Обозначь. По 1 пилюле 3 раза в день.
· Какие вспомогательные формообразующие вещества должны быть использованы, чтобы обеспечить требуемую биологическую доступность хинина гидрохлорида?
· Какие свойства лекарственных и вспомогательных веществ следует при этом учитывать?
· Какая нормативная документация регламентирует требования к пилюлям, технологию изготовления и контроль качества?
· Сделайте расчеты, предложите оптимальный вариант технологии по предложенной прописи, выпишите паспорт письменного контроля.
· На каком этапе изготовления пилюль он выписывается?
Ситуационная задача № 32
Преподаватель предложил студенту изготовить препарат по прописи:
Возьми: Камфоры 1,0
Масла беленного 20,0
Раствора аммиака 5 мл
Хлороформа 5,0
Смешай, пусть будет сделан линимент.
Дай. Обозначь. Растирание для голени
Какого типа линимент должен быть изготовлен?
Сполоснув флакон для отпуска водой очищенной, студент поместил 1,0 г камфоры. Затем после тарирования флакона на технических весах отвесил в него 20,0 г масла беленного, отмерил по 5 мл раствора аммиака и хлороформа, укупорил, взболтал, оформил этикетками «Наружное» и «Перед употреблением взбалтывать».
· Какие физико-химические свойства ингредиентов не учел студент?
· Какие ошибки были допущены при дозировании?
· Какого из веществ?
· Какие факторы в данном случае должны быть использованы для ускорения процесса изготовления?
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
Ситуационная задача № 33
В аптеку поступил рецепт:
Возьми: Камфоры 0.3
Эфедрина гидрохлорида 0,05
Ланолина 5,0
Вазелина 10,0
Смешай, пусть будет сделана мазь.
Дай. Обозначь. Мазь для носа.
При приёме данного рецепта провизор-технолог предварительно проверил форму рецептурного бланка, НЕО эфедрина гидрохлорида и таксировку, оформил основную этикетку “Наружное” с предупредительными надписями «Беречь от детей», «Хранить в прохладном месте», снабдил отдельным рецептурным номером и передал рецепт в ассистентскую для изготовления.
Практикантом был предложен следующий вариант технологии: растереть камфору и эфедрина гидрохлорид (полученный по правильно оформленной обратной стороне рецепта у провизора-технолога по контролю качества), с несколькими каплями масла вазелинового, добавить частями ланолин безводный, вазелин и тщательно перемешать, поместить в банку, оформить этикетками и предупредительными надписями.
Провизор-технолог указал практиканту на ошибки, обусловленные незнанием физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ и правил изготовления мягких лекарственных форм. Проанализировав замечания провизора-технолога практикант правильно изготовил мазь.
· Как следует учесть физико-химические свойства лекарственных и вспомогательных веществ при изготовлении мази?
· Каковы особенности хранения, дозирования камфоры и введения ее в основу?
· Какого типа основа выписана?
· Как следует правильно ввести в состав мази эфедрина гидрохлорид?
· В чем состоят особенности оформления препарата к отпуску?
Ситуационная задача № 34
В аптеку поступил рецепт:
Rp.: Pyridoxini
Thamini bromidi
Riboflavini ana 0,002
Acidi ascorbinici
Glucosi ana 0,2
Misce fiat pulvis/
Da tales doses numero 20
Signa. По 1 порошку 3 раза в день.
· Какие негативные явления, связанные с совместным применением витаминов и обусловленные их физико-химическими свойствами, особенно в водных растворах, позволяет предотвратить назначение их в виде порошков?
· Разберите это на примере препарата, изготовленного по прописи.
· Обоснуйте технологию изготовления порошков, охарактеризуйте показатели их качества.
· Каковы перспективы изготовления порошков различных составов в качестве внутриаптечной заготовки?
· Как отражено это направление в нормативной документации?
Ситуационная задача № 35
В аптеку поступил рецепт:
Возьми: Крахмала
Цинка оксида
Талька поровну по 15,0
Воды очищенной 250 мл
Глицерина 50,0
Спирта этилового 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Втирать в кожу стоп.
Студент – практикант обратился к провизору-технологу аптеки, с вопросом о возможности применения технологического приема дробного фракционирования («взмучивания») при изготовлении препарата по указанной прописи.
· Изложите содержание консультации, данной студенту.
· Опишите процесс изготовления суспензии по этапам профессиональной деятельности, включая все стадии изготовления и контроля качества.
· Приведите содержаниеППК.
Ситуационная задача № 36
В аптеку поступил рецепт:
Rp.: Atropini sulfatis 0,00025
Ephedrini hydrochloridi 0,015
Papaverini hydrochloridi 0,05
Euphyllini 0,15
Misce fiat pulvis.
Da tales doses N. 20
Signa. По 1 порошку 3 раза в день.
· Каковы особенности изготовления, контроля качества и отпуска из аптеки порошков, изготовленных по данной прописи.
· Напишите паспорт письменного контроля.
· Сравните технологию изготовления аллопатических порошков и гомеопатических тритураций.