Можно ли расширить рабочий диапазон частот магнитофона и если можно — то как?
Рабочий диапазон частот магнитофона ограничивается параметрами используемых магнитных головок (блоков головок) и магнитной ленты, коэффициентом усиления корректирующего усилителя и зависит от скорости движения ленты.
Рис. 22. Схема корректирующего усилителя магнитофона «Яуза-207», измеренная под постоянные времени T1=50 и 90 мкс и Т2 = 3180 мкс
Если в катушечном магнитофоне при скоростях ленты 19,05 и 9,53 см/с несколько расширить рабочий диапазон в области верхних частот не составляет большого труда, то в кассетном магнитофоне это достижимо только при использовании магнитных лент и головок с соответствующими характеристиками (см. с. 10). Что касается расширения рабочего диапазона в области нижних частот, то это зависит от усилительных свойств корректирующего усилителя и может решаться в каждом конкретном случае отдельно. Чтобы был понятен смысл таких изменений, рассмотрим наиболее распространенную схему цепей коррекции (рис. 22) и влияние ее элементов на АЧХ корректирующего усилителя. Здесь элементы коррекции включены в цепь ООС, напряжение которой снимается с эмиттера транзистора VT3 и подается на эмиттер транзистора VT1, причем резистор R3 является сопротивлением нагрузки цепи ООС. Формирование участка кривой 5 — 5 (см. рис. 11) производится цепочкой C7R10 при скорости 19,05 см/с (т1 = 50 мс) и цепочкой C7R10R11 при скорости 9,53 см/с (тl = 90 мс). Формирование участка кривой 6 — 6 (та=3180 мс) осуществляется цепочкой C7R9. Наконец, подъем АЧХ в области верхних частот (участок 0 — 6, 7) производится последовательным контуром L1C9R12, включенным параллельно R3 и работающем при скорости ленты 19,05 см/с. При переходе на скорость 9,53 см/с параллельно С9 включается конденсатор С8, снижая частоту настройки контура. Резистором R12 ,(ЩЗ) регулируют подъем АЧХ на верхних частотах, компенсируя частотные и щелевые потери.
Чтобы расширить рабочий диапазон в области верхних частот, в приведенной схеме коррекции достаточно перестроить катушку L1 на более высокую рабочую частоту и уменьшить сопротивление резистора R12. Этим будет установлен новый подъем АЧХ на крайней верхней рабочей частоте. В том случае когда индуктивность катушки L1 не регулируется, приходится уменьшать емкость .конденсатора С9, что затрудняет точную настройку контура на требуемую частоту. Можно еще воспользоваться включением параллельно ГВ конденсатора, подобрав его емкость таким образом, чтобы резонанс контура, образованного индуктивностью ГВ и емкостью введенного конденсатора, лежал за границей рабочего диапазона. Например, когда верхняя рабочая частота составляет 20 кГц, резонанс контура должен лежать в полосе частот 25 — 30 кГц. При использовании такого способа конденсатор в режиме записи должен отключаться.
Для расширения рабочего диапазона в области нижних частот следует уменьшить емкость конденсатора С7. Но это, во-первых, вызовет необходимость изменить сопротивления резисторов R9 — R11 и, во-вторых, приведет к увеличению глубины ООС, что, в свою очередь, вызовет уменьшение коэффициента усиления корректирующего усилителя. И если усилитель запасом по усилению не обладает, восстановить коэффициент усиления будет трудно.
Следует напомнить, что расширять рабочий диапазон в области верхнил частот путем уменьшения тока подмагничивания ни в коем случае нельзя, так как это неизбежно вызовет увеличение коэффициента гармоник.
В чем различие между автостопами катушечного и кассетного магнитофонов и как работает автостоп кассетного магнитофона?
В работе автостопа катушечного магнитофона обязательное участие принимает магнитная лента, а сам автостоп может быть механическим или электрическим. В кассетном магнитофоне доступ к ленте практически невозможен, и автостоп приходится строить только электрическим, используя в качестве датчика .какие-либо вращающиеся детали ЛПМ. Одна из схем для кассетного магнитофона «Весна-201 -стерео» показана на рис. 23.
Рис. 23. Схема автостопа кассетного магнитофона
Система автостопа кассетного магнитофона включает в себя неподвижную контактную плату КП, изготовленную из фольгированного стеклотекстолита с износостойким покрытием и приклеенную к шасси под приемным узлом скользящего пружинного контакта ПК, который закреплен на нижнем торце приемного узла и соприкасается с контактной платой электрической схемы, смонтированной на печатной плате, и выключателя В1, отключающего автостоп при нажиме на клавишу временного останова движения ленты.
При включении магнитофона в любой режим работы через контакты датчика периодически (частота определяется вращением приемного узла) подается постоянное напряжение на конденсатор C2, который разряжается через резисторы R2 и R3. Пульсирующее напряжение выпрямляется диодом VD1 и поступает на конденсатор СЗ, заряжая его. При остановке приемного узла конденсатор СЗ начинает разряжаться и на базе транзистора VT1 появляется напряжение, запирающее его, что приводит к увеличению сопротивления участ-ка коллектор — эмиттер транзистора VT1 и появлению отпирающего напряжения на базе VT2. Сопротивление его участка коллектор — эмиттер падает, шунтируя стабилитрон VD.2; в результате напряжение «а эмиттере транзистора VT3 уменьшается и электродвигатель Ml останавливается.
Автостоп, схема которого приведена, иа рис. 23, предназначен для магнито-фонов, у которых положительное напряжение источника литания подается на общий провод («землю»). Однако в современных магнитофонах, построенных на кремниевых транзисторах, с общим проводом обычно соединен отрицательный вывод источника питания. Измененная для этого случая схема автостопа, аналогичная предыдущей, показана на рис. 24, а.
Рис. 24. Варианты схем автостопов кассетного магнитофона
Более совершенная схема автостопа приведена на рис. 24,6. От ранее рассмотренных автостоп отличается наличием на входе фильтра R1R2C1C2, уменьшающего помехи от контактов датчика, введением ключевых транзисторов VT1 и VT2, триггера на транзисторах VT4 и VT5 и усилителя мощности на составном транзисторе VT6 и VT7. Работает автостоп так.
При остановке приемного узла ЛПМ прекращается подача управляющим датчиком напряжения подзарядки конденсатора СЗ, что приводит к появлению запирающего напряжения на транзисторах VT1 и VT2, увеличению напряжения на конденсаторе О5 и, как следствие, к формированию напряжения запуска триггера, выполняющего функцию электронного реле. Для стабилизации напряжения срабатывания триггера использован транзистор VT3 в диодном включении.
Управляющий сигнал с выхода триггера подается на усилитель мощности, в результате включается электромагнит ЭМ. Последний механически связан с -ЛПМ, переводя его при срабатывании в режим «Останов». В этом существенное отличие данного автостопа от других, так как использование электромагнита позволяет перевести ЛПМ в режим «Останов» с одновременным отключением от магнитофона источника питания.
Схема еще одного автостопа, не требующего специального датчика, показана на рис. 24,0. Работой этого автостопа управляет воспроизводимый сигнал. Сигнал, полученный от фонограммы и поданный на разъем X1, усиливается транзистором VT1, выпрямляется диодами VD1 и VD2, включенными по удвоения напряжения, и поступает на конденсатор СЗ, заряжая его. Пр» достижении на этом конденсаторе определенного напряжения открывается составной транзистор VT2, VT3 и включается реле КА1, которое своими контактами КА1.1 блокирует кнопку SB. После прекращения действия сигнала на-. входе автостопа конденсатор СЗ начинает разряжаться через обратное сопротивление диодов VD1, VD2 и эмиттерные переходы транзисторов VT2, VT3. В результате транзисторы VT2 и VT3 закрываются, реле КА1 обесточивается,, его контакты КА1.1 размыкаются, отключая магнитофон и автостоп от источника питания.
Вход автостопа (разъем X1) подключают к линейному выходу магнитофона или к выходу УУ, а сам автостоп включают в разрыв провода от источника питания. При работе с таким автостопом .сначала включают магнитофон в режим «Воспроизведение» и нажимают кнопку SB, переводя магнитофон на рабочий ход. Через 3 — 5 с (время зависит от характера фонограммы) срабатывает реле, после чего кнопку можно отпустить. По окончании звучания фонограммы разряд конденсатора СЗ до напряжения отпускания реле КА1 происходит за 30 — 90 с, чего вполне достаточно для предотвращения ложных срабатываний автостопа в паузах между отдельными записями. В автостопе может быть использовано реле типа РЭС-10 (паспорт РС4.524.303) «ли РЭС-15 (паспорт РС4.591.003). Четкое срабатывание реле регулируют подбором сопротивления резистора R3.
Работой автостопа, схема которого показана на рис. 24,г, управляет ... электродвигатель. Известно, что ток через коллекторный электродвигатель постоянного тока имеет пульсации, связанные с работой щеточно-коллекторного узла. Эти пульсации и используются для управления схемой автостопа. При включении на рабочий ход пульсации со щеточно-коллекторного узла, электродвигателя через конденсатор СЗ поступают на вход усилителя, выполненного на транзисторе VT3. Усиленный им сигнал выпрямляется диодами VD1 и VD2, включенными по схеме удвоения напряжения, и поступает на базу транзистора VT2, который при этом открывается и, следовательно, открывает транзистор VT1, что обеспечивает нормальное питание электродвигателя Ml. При торможении электродвигателя частота пульсаций уменьшается, а при остановке они полностью прекращаются, что вызывает закрывание транзисторов VT1, VT2, и источник питания оказывается отключенным от электродвигателя. Для приведения устройства в исходное состояние мужно выключить, а затем снова включить питание магнитофона. Чувствительность устройства, при которой происходит срабатывание автостопа, регулируют подстроечным резистором R3.