Реализация технологии «проектное обучение» в рамках современного урока в начальной школе
Очень помогает сделать увлекательным и запоминающимся информационный материал иллюстративно-демонстрационные проекты.
Контроль и оценку знаниям можно получить благодаря методам тестирования, кроссвордов, загадок.
Теоретические и практические концепции проектного обучения отражены в работах П.П. Блонского, В.Д. Симоненко, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матяш, В.Н Шульгина и других.
Фигура учителя меняется при внедрении технологии проектирования. Ипостась программоносителя познаний замещается ипостасью, организующей когнитивный труд школьников. Что важно, педагог осуществляет культурную, в данном случае – непрямую трансмиссию.
Применяя на практике проектное обучение, под чётким и экспериментирующим взглядом педагога, у ученика рождаются структурно новые образования психологического фона, процесс мышления активизируется и ускоряется, расширяется горизонт видения окружающего мира, формируются волевые процессы, реализуется и процесс инкультурации.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что проектная технология удовлетворяет и образовательным процессам, и способствует формированию и повышению онтогенеза личности, заключая в себе когнитивный, игровой и творческий процессы.
Метод проектов репрезентирует в себе гибкий вектор дидактического процесса. Направленный на развитие детской личности, он имеет парадигмальность в своих взглядах:
- это модель атрибуции достижений (Б. Вайнер), с помощью который учитель помогает ученикам предсказать результат целедостижения или его объяснить ( внутренний и внешний локусы контроля, имеется контороль или нет, имеется стабильность или нет и т.д.). Т.е., рассматривая более детально, педагог помогает понять ученикам, что причиной неудачи является интернальный фактор. Хороший подход есть у японцев: « Причиной несчастья считай самого себя»;
- формирование индивидуалистической или коллективистической ориентации ребёнка (концентрация ребёнка на своём «Я» или на группе, общине);
- степень активности в культуре (стремление каждого ребёнка внести посильный вклад в культуру);
- степень допустимой эмоциональной репрезентативности в поступках;
- гендерная ( и дифференциальная) социализация, эталоны поведения;
- культурные и субкультурные нормы;
- дуальное отношение к миру, гибкое отношение к ситуациям;
- методы самоуправления, саморегуляции, стремление к вечному познанию; самореализация в труде.
Проблема, ставящаяся ребёнку, должна быть необычной. Или же, ребёнок должен найти креативное её решение.
Готовая работа раскрывает, насколько глубоко ребёнок понял задание.
Стержнем работы ставится независимый труд школьников. Он может проходить в индивидуальной, групповой или бинарной формах.
Создавая исследование ученикам, учитель берёт во внимание:
- интерес детей к поставленной дилемме;
- степень готовности к реализации данного процесса;
- реальную значимость исследования;
- имеющиеся знания у школьников, для готового результата деятельности и открытость к познанию новой информации;
-творческое оформление проекта;
-доступная реализация задачи.
Реконструирующейся школе требуется проектный метод обучения для раскрытия в ученике как природных – естественных – способностей, так и специфических , которые обеспечивали бы развитие и жизнь в обществе.
Школа стремится, чтобы у ребёнка развивались его умственные способности, развивались память, речь, открытие задатков ( технические или гуманитарные или спортивные), поощрение абстрактно-логического мышления, создание новых идей, произведение духовной культуры. Формирование ( или раскрытие) новаторских единиц в ребёнке помогает ему легче, быстрее и глубже усваивать знания, превращать новообразование в навыки, мотивация укрепляется как желание.
Ребёнок формирует стиль жизни, понимая, что учёба с практической значимости жизнедеятельности – консолидированы.
Результаты деятельности ребёнка проявляются как тело и душа: внешние достижения имеют осязаемую, видимую оболочку, которая представляет в себе знания, применимые на практике. Душа же – более тонкая атмосфера результативности ученика. Она в себе скрывает навыки, компетентность ученика, как будущей профессиональной личности, созиждителя мироздания.
В проектной технологии знания, умения и навыки формируются в процессе решения задач, которые имеют разноуровневую сложность, начиная от простейшего примера и постепенно усложняясь.
Однако, учёные полагают, что весь процесс обучения не рационально путём сукцессии переводить на абсолютное проектное обучение.
Реализация проектной деятельности |
Информационные, практико-ориентированные, исследовательские, творческие |
Индивидуальные, групповые, диалогичные |
Краткосрочные (10-40 минут) Недельные (30-40 часов) |
Монопроекты, межпредметные |
Аудиторные и внеаудиторные формы |
Непосредственный(жесткий и гибкий)и скрытый(неявный) |
Практика показывает, что педагоги наиболее часто употребляют миксерный подход, показывающий наибольшее многоцветье результатов.
Согласна Д. Л. Фрайд-Бусу, существует 3 степени осуществления деятельности:
1. Проектирование.
2. Осуществление плана задачи.
3. Конструирование творческого изделия – результата деятельности.
Н.Ю. Пахомова характеризует такие компоненты технологичности процесса проектирования:
- эмпатийное осуществление проекта (отождествление значимости процесса со своим «Я»): педагог ставит цель проблемы, условия выполнения, её значимость, содержание (наполненность), школьник внедряет своё «Я» в структуру проблемы, ставит задачи, уточняет вопросы у педагога, утверждает задание;
- прогнозирование труда и его корректное осуществление: учитель создаёт группы, каждому ребёнку отводит индивидуальную роль, проектирует работу детей по достижению целей и результатов исследования, выясняет, в каком образе дети будут защищать проект. Также педагог помогает в консультировании, аккуратно смотрит за выполнением проекта, помогает ученикам построить выступление проекта. Ученики распределятся по группам, принимают свою роль в проекте, продумывают шаги по разрешению задач и способ изображения результатов. Ученики ищут новую информацию, актуализируют её, спрашивают помощи у педагога, если она требуется. Продумывают составляющие защиты проекта.
-репрезентация процесса достижения цели: Учитель подводит итог работе, ставит выводы, даёт характеристику и оценочное достижение поведения школьников, поощряет положительные черты детей, проявившиеся в работе, словами-дескрипторами. Ученики демонстрируют возможность работать сообща, в группе, и параллельно – нести ответственность за свой индивидуальный труд. Показывают соединение себя с проектом: на сколько поняли глубину поставленных задач, цели, методов достижения результата. И самое важное – происходит рефлексия.
Учителю в проектированной деятельности предстоит переживание сразу целого ряда ролей:
- активист ( помогает детям энергичней работать, мотивирует деятельность, подбадривает, хвалит);
- эксперт ( знания, умения, навыки – то есть, профессиональная компетентность в широкой сфере деятельности);
- референт ( помогает получать информацию из всех возможных источников)
- путеводитель (управляющий): восприятие и актуализация времени;
- «эврицист» : здесь деятельность педагога в анкетировании или же, в более широком смысле, задачей педагога является понять глубину осознания и принятия проекта детьми, помощь в достижении результата путём задавания вопросов, которые будут способствовать к самостоятельному нахождению ответов. Бинарная связь поддерживается.
-шеф и куратор общей деятельности;
-«дока»: маркирует результат исследования ( здесь – ставит oценку анализу, синтезу, индукции).
Заключение:
Наиболее близкое мне понятие педагогической технологии из всего многоцветья определений принадлежит Б. Т. Лихачёву: «ПТ- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.»
То есть, реализация эффективного процесса обучения напрямую зависит от использования педагогом инструментов повышения качества образования, а именно – подбором технологий.
На сегодняшний день в дидактике запантентованных существует свыше 100 педагогических технологий, из чего возникает трудность: какая именно технология задаст наиболее эффективный вектор обучения?
Пожалуй, этот вопрос имеет личностную значимость для каждого учителя: выбирая технологию, педагог вплетает в неё канву собственной методики, а абажур – составляют черты характера учителя.
Педагогические технологии имеют вариативность в своём употреблении: локально касаясь предмета или выступая на периферии, в межпредметной организации или частным образом, проектируя деятельность по времени: минуты или часы, в классно-урочной деятельности или же за пределами школьного графика.
Исследования подтвердили гипотезу: педагогические технологии повышают качества образования. Технологизируя школьную жизнь, на выходе дети, как реактивные создания, получают не только временную мотивированность к самостоятельному познанию окружающего мира, приобретению новых знаний, но сродняются с когнитивным образом жизни. У детей формируются и укрепляются такие качества, перерождающиеся потом в черты характера и профессиональную компетентность, как абстрактно-логическое мышление, умение дидуктивному и индуктивному методам, эмпатии, рефлексии и интроспекции, стремление к самоатуализации не только индивидуальности своей, но и группы, семьи, общества. Заложенные знания синестезируются в творчестве. Основное психологическое достижение – сила воли. Формируются способности: трудолюбие, дисциплинированность, гибкость ума, собранность, наблюдательность, целенаправленность. Самое главное – укрепляются нравственные и эстетические качества, ценности, идеалы, устремления.
Мы можем видеть, что педагогу подвластно создавать характер ребёнка, который есть смесь врождённых особенностей ВНД и приобретённых черт личности.
Какая душа станет после общения с нами, какими цветами будет наполнен Сад, под названием Земля – наша, и только наша задача.