Личностно-ориентированное обучение в начальной школе.

Технология-это совок-сть форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.Личностно-ориентированное обучение — это обучение, где во главу угла ставится личность реб-ка, ее самобыт-сть, самоцен-сть, субъектный опыт кажд сначала раскрыв-ся,а затем согл-ся с содерж-ем обр-ия.В центре вн-я пед-га — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восп-ия нового опыта, способная на осозн-ый и ответ-ый выбор в разнообразных жизненных ситуациях.Диалоговая концепция культуры Бахтина—Библера, «Диал-ие отн-я это почти универс-е явление, пронизывающее всю челов-ую речь и все отн-я и прояв-ия челов-ой жизни, все, что имеет смысл и знач-е. Где начинается сознание, там начинается и диалог».

В личностно-ориент-ом образ-и основой яв-ся — пон-е и взаимопон-е. Пон-е — это общение, сотруд-во, равенство во взаимопон-и.Поддержка - ответ на естественное доверие детей, кот. ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащит-сти и сознание собств-й ответст-ти за детскую жизнь, здоровье, эмоц-ое самочув-е, разв-е. Поддержка основ-ся на 3 принц-х, сформул-ых Ш. Амонашвили:

• любить ребенка;• очеловечить среду, в которой он живет;• прожить в ребенке свое детство.

Своеобразие парадигмы целей лич-но-ориентир-ых технологий закл-ся в ориентации на свойства личности, ее форм-е и разв-е не по чьему-то заказу, а в соотв-и с природными способ-ми. Содержание обр-ия пред-ет собой среду, в кот. происходит стан-е и разв-е личности ребенка. Ей свойственны гуман-ая направл-сть, обращ-сть к человеку, гуман-ие нормы и идеалы.

Технологии поддержки ребенка - внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к план-ию урока, создание ситуаций взаимного обуч-ия, использование деят-ного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, диалогичное общение и др.Индивидуально-личностная поддержка и диагностика индив-го разв-я, обученность, восп-сть, выяв-ие личных проблем детей, отслеживание процессов разв-я каждого ребенка. Важное знач-е при этом имеет дозир-ие пед-ой помощи, основ-е на знании и пон-и физической и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особ-ей души и характера, языка и повед-я, а также свойств-го ему темпа учебной работы. Особую роль в индив-ой поддержке учителя придают ситуациям успеха, созд-ю условий для самореал-и личн-ти, повыш-ю статуса уч-ка, знач-сти его личных «вкладов» в реш-е общих задач.

Технология сотрудничества. В «Концепции среднего обр-я РФ» сотруд-во трактуется как идея совместной разв-щей деят-сти взрослых и детей, скрепленной взаимопон-ем, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деят-ти. Как система отн-ий сотруд-во многоаспектно; но важн. место в нем занимают отн-я «учитель — уч-к». В конц-и сотруд-ва уч-к представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса д\ действовать вместе; ни один из них не д\ стоять над другим.

В пед-ке сотруд-ва выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.2. Дидакт-ий активиз-й и разв-й комплекс.Откр-ся новые принц-е подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; 3. Концепция воспитания.4. Педагогизация окруж-й среды. Пед-ка сотруд-ва ставит школу в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания.

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Осн-е концептуальные положения:1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, кот. он должен служить.3. Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.Особую роль в техн-и Ш.А. Амонашвили играет оценивание деят-ти реб-ка. Исп-ие отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой пед-ки», вместо колич-ой оценки — качест-е оцен-е: харак-ка, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок — вед. форма жизни детей (а не ! пр-с обуч-я), вбирающая всю — и спонтанную, и организ-ую жизнь детей (урок-творчество, урок-игра).

Метод проектов. Разработанный еще в 1й пол. XX ст. Дж. Дьюи метод проектов становится особенно актуальным. В основе метода проектов лежит разв-е познав-ых навыков учащ-ся, умений самост-но констр-ть свои зн-я, ум-й ориент-ся в информац-м пространстве, разв-е критического мышления. Метод проектов всегда ориент-н на самост-ую деят-сть уч-ся – индив-ую, парную, групповую, кот. уч-ся вып-ют в течение опр-го отрезка времени.Основ треб-я к исп-ю метода проектов:1.НаличиеЗначимойВисследв.,творч-мПланеПроблемы2.Практ-ая, теорет-я, познав-я знач-ть предпол-мых рез-в3.Самост-я (индив-я, парная, групп-я) деят-ть учащихся.4.Структурирование содерж-й части проекта5.Исп-е иссл-ких методов: опр-е проблемы, вытек-х из нее задач иссл-я, оформ-е конечных рез-в, анализ получ-х данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Разноуровневое обучение. Уровневая диффер-я пред-ет деление учен-го потока на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из кот. овладевает программным материалом в разл-х обр-ых областях на след-х уровнях:1й – государственный стандарт;2й – базовый уровень;3й – вариативный (творческий). Осн-е прин-пы разноуровневого обучения:– всеобщая талантливость (нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом);– взаимное превосходство (если у кого то что то получается хуже, чем у других, значит, что то другое получается лучше, это что то нужно искать);– неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным).Учитель готовит к уроку пакет дидакт-х матер-в в трех вар-тах. Первый – простые зад-я. Зад-я второй группы – это теорет-е вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, кот. ученик д\ вып-ть сам по образцу; Зад-я третьей группы вкл-ют проверку знаний по теории (возм-о, по ранее пройд-м темам), более слож-й пример или задачу, но с рекомен-ми по реш-ю, и зад-я, для реш-я кот. нужно применить нестанд-й подход.

Авторами техн-и полного усвоения знаний яв-ся амер-е психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их послед-ли. В нашей стране в работах М.В. Кларина. Гипотеза – способ-ти ученика опред-ся не при усреднённых, а оптимально подобранных для дан-го ребёнка усл-ях, для чего необх-а адаптивная система обуч-я, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.Дж. Кэрролл обратил вн-е на то обст-во, что в трад-ном учеб-м проц-се всегда фиксированы усл-я обуч-я (одинаковые для всех учеб-е время, способ предъявл-я информации и т.д.). Единст-е, что остаётся нефикс-ным, это...результат обуч-я. Кэрролл предложил сделать постоян-м параметром результат обуч-я, а усл-я обуч-я переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, кот. предложил спос-сти обуч-го опр-ять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для дан-го уч-ка усл-ях: малоспособные; талантливые (около 5%); учащиеся (около90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Дальтон-технология. Цели: обеспечить индивид-ное разв-е ученика; обесп-ть разв-е его соц-го опыта за счет овладения навыками сотруд-ва, ответст-ти и самост-сти в учебно-познав-й деят-ти.

Исходные теоретические позиции:

Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образ-ым процессом, основ-ым на 3 принципах: свобода, самост-сть, сотруд-тво. Все эти принципы объед-ся ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон технологии.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Свобода соч-ся с ответст-тью: ученик осущ-ет своб-е учение, осущ-ет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно ур-нь достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем.Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.Принцип сотрудничества - это выбор формы учебно-позн-й деят-сти: индив-ой, парной, в малой группе. Уч-к им. право обр-ся за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

Наши рекомендации