Теоретические положения. Ленточный конвейер – машина непрерывного действия, несущим и тяговым органом
Ленточный конвейер – машина непрерывного действия, несущим и тяговым органом которого является гибкая лента.
Ленточные конвейеры предназначены для горизонтального и плоско-наклонного перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов на короткие, средние и дальние расстояния. Этот тип машин нашел широкое распространение в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, при добыче полезных ископаемых, на складах и в портах, а также как составная часть погрузочных и перегрузочных устройств и различных машин, выполняющих технологические функции.
Техническими характеристиками ленточного конвейера являются: производительность, скорость и ширина ленты, мощность привода, нагрузка на погонный метр ленты.
Эксплуатационная производительность конвейера определяется с учетом действительных местных эксплуатационных условий – степени заполнения грузонесущего элемента машины и использования машины по времени, а так же с учетом свойств перемещаемого груза.
, т/ч (4.1)
где – техническая производительность конвейера, т/ч;
– коэффициент неравномерности загрузки конвейера, ;
– коэффициент использования конвейера по времени, ;
– коэффициент готовности конвейера, .
Техническая производительность ленточного конвейера с плоской или желобчатой лентой при транспортировании груза сплошным потоком рассчитывается по формуле:
, т/ч (4.2)
где – коэффициент, учитывающий снижение производительности конвейера при установке его под углом к горизонту α (определяется по табл. 4.1):
– коэффициент, учитывающий увеличение производительности конвейера за счет изгиба ленты в виде желоба, для конвейера с плоской лентой ; для конвейера с желобчатой лентой на пятироликовой опоре при наклоне двух предпоследних опор с каждой стороны ленты под углом , а крайних опор на угол , ; для конвейера с желобчатой лентой на трехроликовой опоре определяется по табл. 4.2;
– скорость ленты ленточного конвейера, м/с (необходимо принять по табл. 4.3);
– объемная масса груза, т/м3(табл. 4.4);
– сечение груза, м2 (рис. 4.1):
, (4.3)
где – среднее значение заполнения ленты грузом по ширине, м:
(4.4)
где – ширина ленты конвейера, м (исходные данные табл. 4.5).
– угол естественного откоса груза в движении, град:
, (4.5)
где – угол естественного откоса груза в покое, град (табл. 4.4).
а) б) в)
а) с лентой на трехроликовой опоре; б) с лентой на пятироликовой опоре; в) с плоской лентой
Рисунок 4.1 − Расчетная схема ленточного конвейера
Необходимое количество ПРМ определяется по формуле:
, машин (4.6)
где – годовой грузопоток, т/год (табл. 4.5);
– коэффициент неравномерности поступления грузов, ;
– эксплуатационная производительность конвейера, т/ч;
– число рабочих смен в сутки (см. задание п. 4);
– продолжительность смены, час;
– регламентированный простой ПРМ в течении года (праздники, ремонт, обслуживание и др.), сут.
Задание
1. Рассчитать техническую и эксплуатационную производительность ленточного конвейера, транспортирующего груз сплошным потоком, при максимально-допустимом угле наклона конвейера к горизонту для заданного груза.
2. Рассчитать необходимое количество конвейеров для заданного годового грузопотока.
3. Исходные данные к работе приведены в табл. 4.4 – 4.5.
4. Количество смен в сутки принять для четных вариантов -2, для нечетных вариантов – 3.
Таблица 4.1 − Определение коэффициента в зависимости от угла наклона конвейера к горизонту
| Таблица 4.2 − Определение коэффициента для трехроликового конвейера в зависимости от наклона крайних опор
|
Таблица 4.3 − Рекомендуемая скорость конвейера в зависимости от транспортируемого груза и ширины ленты
Характеристика груза | Скорость ленты (м/с) при ширине ленты (мм) | ||||||
300-500 | |||||||
Пылевидный и порошковый, сухой, пылящий | |||||||
Хрупкий кусковой, крошение которых снижает их качество | 1,25 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 2,5 | ||
Мелкокусковой (размер куска до 80 мм) | 1,6 | 2,5 | 3,15 | ||||
Среднекусковые (размер куска до 160 мм) | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 2,5 | 3,15 | ||
Среднекусковые (размер куска 161 – 350 мм) | - | - | 1,6 | 1,6 | 2,5 | 3,15 | |
Крупнокусковые тяжелые (размер куска более 350 мм) | - | - | - | - | 2,5 | ||
Зерновые | 1,6 | 2,5 | 3,15 |
Таблица 4.4 − Характеристика грузов, перемещаемых ленточным конвейером
№ п/п | Груз | Объемная масса груза, т/м3 | Угол естественного откоса в покое, град | Размер куска, мм | max угол наклона конвейера, град |
Агломерат железной руды | 1,6 – 2 | 60-100 | |||
Антрацит | 0,8 – 1 | 26-50 | |||
Асбест | 0,4 – 0,8 | 0,15 | |||
Брикеты бурого угля | 0,7 – 1 | 35 – 40 | D50X50-100 | ||
Боксит дробленный | 1,3 – 1,5 | 40 – 50 | |||
Гранит | 1,5 | ||||
Гипс порошкообразный | 1,2 – 1,4 | 0,02 | |||
Глина кусковая | 1,6 | ||||
Глина пылевидная | 0,6 | 0,1 | |||
Гравий сухой | 1,5 – 1,8 | 30-45 | |||
Зола сухая | 0,6 – 0,9 | 45-50 | 0,003-0,004 | ||
Зерно | 0,7 – 0,8 | 1-2,6 | |||
Известняк среднекусковой | 1,4 – 1,7 | 35-40 | |||
Известняк мелкокусковой | 1,4 – 1,7 | 35-40 | |||
Известь порошкообразная | 0,5 – 0,9 | 0,1 | |||
Кокс | 0,4 – 0,5 | ||||
Мел кусковой | 1,4 – 1,6 | ||||
Мука | 0,5 – 0,6 | 0,001-0,016 | |||
Окатыши | 1,8 – 2,2 | 35-40 | |||
Окалина | 2 – 2,2 | 30-45 | |||
Песок сухой | 1,3 – 1,5 | 30-35 | 0,5 | ||
Руда | 2 – 2,4 | 30-50 | До 25 | ||
Руда | 2 – 2,4 | 30-50 | До 125 | ||
Сера гранулированная | 1,4 | ||||
Соль калийная | 1,1 | 1,0 |
Продолжение табл. 4.4
Уголь бурый | 0,5 – 0,6 | 35-40 | 0,06 | ||
Угольная пыль | 0,5 – 0,7 | 15-20 | 0,07 | ||
Цемент сухой | 1 – 1,5 | 30-40 | 0,02-0,09 | ||
Шлак | 0,6 – 0,9 | 35-40 | |||
Щебень | 1,5 – 1,8 | 35-45 | 4,8 | ||
Удобрения минеральные | 1,5 – 1 | 35-45 | |||
Торф | 0,3 – 0,5 | 32-45 | |||
Стружка древесная | 0,2 – 0,5 | 10-20 | |||
Суперфосфат | 1-4 |
Таблица 4.5 − Исходные данные к выполнению практической работы № 4
№ варианта | Ширина ленты, мм | Годовой грузопоток, тонн | Тип ленты/угол наклона роликов | № варианта | Ширина ленты, мм | Годовой грузопоток, тонн | Тип ленты/ угол наклона роликов |
100 000 | Плоская | 100 000 | 5 опор | ||||
80 000 | 3 опоры/20 | 102 000 | Плоская | ||||
90 000 | 5 опор | 104 000 | 3 опоры/20 | ||||
120 000 | Плоская | 106 000 | 5 опор | ||||
95 000 | 3 опоры/30 | 134 000 | Плоская | ||||
85 000 | 5 опор | 136 000 | 3 опоры/30 | ||||
86 000 | Плоская | 122 000 | 5 опор | ||||
110 000 | 3 опоры/36 | 124 000 | Плоская | ||||
75 000 | 5 опор | 126 000 | 3 опоры/36 | ||||
93 000 | Плоская | 128 000 | 5 опор | ||||
70 000 | 3 опоры/20 | 112 000 | Плоская | ||||
140 000 | 5 опор | 114 000 | 3 опоры/20 | ||||
125 000 | Плоская | 116 000 | 5 опор | ||||
122 000 | 3 опоры/30 | 118 000 | Плоская | ||||
124 000 | 5 опор | 92 000 | 3 опоры/30 | ||||
96 000 | Плоская | 94 000 | 5 опор | ||||
98 000 | 3 опоры/36 | 96 000 | плоская |
Практическая работа № 5.
МЕХАНИЗАЦИЯ ПРР НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
Цель: изучить методику выбора ковшовых экскаваторов и расчета их количества при работе с автомобилями-самосвалами по переработке грузопотока навалочных грузов