Методика составления транспортно-технологических карт
Наиболее удачным методом описания всех проектируемых транс-портно-технологических операций являются транспортно-технологи-ческие карты (ТТК), в которых показывают последовательность и способы выполнения всех операций, места и методы укладки и разборки, а также затраты труда рабочих и времени работы машин на этих операциях.
Транспортный процесс следует рассматривать в целом и составлять транспортно-технологические карты ПРТС-работ в промышленности, на транспорте и в торговле.
Пример составления ТТК для части транспортного процесса -доставка продукции в бутылках в магазины и возвращение оборотной потребительской тары в ТО - приведен в табл. 4.1. В ТТК описаны две части единого транспортного процесса: одна с оборотной стеклянной тарой (операции 1...6), другая с готовой продукцией (операции 7... 13). Мощность завода 8 млн дал в год, или 32 тыс. дал в сутки.
За укрупненную транспортную единицу выбран ящичный поддон - тара-оборудование (ТО) грузовместимостью 320 бутылок по 0,5 л, т. е. вмещающий 16 дал. Размеры ТО 800 х 600 х 1150 мм. Масса
грузовой единицы по ходу транспортного процесса резко изменяется. Масса (брутто) ТО с продукцией 0,38 т, с пустой посудой 0,22 т, порожней ТО 0,06 т. Суточный выпуск продукции 32000/16 = 2000 единиц ТО. При составлении ТТК величины удельных трудозатрат (табл. 4.1,
гр. 6, 7, 8) и грузопотока (гр. 9) выражают как в единицах массы (т/сут), так и в грузовых единицах (ед/сут). Последний способ бывает более удобен, особенно в условиях существенно и многократно изменяющихся масс в рассматриваемом транспортном процессе.
Учитывая особенности работы безалкогольных заводов по реализации продукции, принято, что 60 % продукции и стеклотары проходят транзитом, минуя склад. Для укладки бутылок в ТО и выемки их оттуда предусматривают сдвоенные укладочно-выемочные машины производительностью 2 х 12 тыс. бутылок в час. Каждую машину обслуживает один оператор. Все складские операции с ТО выполняют электропогрузчики, а транзитные операции - специальные цепные конвейеры.
ТТК может быть составлена на транспортный процесс одной линии розлива или всех линий, если транспортные процессы в них одинаковы или достаточно близки.
Удельные трудозатраты (чел.-ч/т или чел.-ч/ед.) на выполнение отдельных механизированных операций
(4.24)
где n — число рабочих, занятых на выполнении операции; q — эксплуатационная производительность выполнения операций машиной, т/ч или ед/ч.
Поскольку производительность машин периодического действия зависит от расстояний перемещения груза и условий работы, то значения q для электропогрузчиков и кранов-штабелеров следует определять по выражениям (4.7) и (4.8).
При выполнении работ вручную удельные трудозатраты определяют либо по нормам выработки, либо хронометрированием. Трудозатраты в зависимости от характера выполняемых работ учитывают раздельно: трудозатраты механизаторов, вспомогательных рабочих на
механизированных работах ирабочих, выполняющих основные операции перемещения вручную.
При сравнении различных механизированных комплексов с примерно равными условиями движения грузов (ритмичность грузопотоков) за расчетные величины принимают среднесуточные грузопотоки Qi (т/сут или ед/сут). Величины грузопотоков (нетто) определяют в соответствии с плановыми заданиями по выпуску на рассматриваемых линиях, а реальные грузопотоки (т) пересчитывают, учитывая массу потребительской и транспортной тары в соответствии с намечаемым (или существующим) транспортно-технологическим процессом и выбранным типоразмером транспортной тары. Общие трудозатраты в сутки вычисляют по операциям и по характеру выполняемых работ (чел.-ч/сут):
где т - число групп рабочих, выполняющих различные по характеру ПРТС-работы; z — число операций, выполняемых каждой группой рабочих с разделением при необходимости по квалификации; tуд.i — удельные трудозатраты на i-й операции; Qi — грузопоток на i-й операции, т/сут (ед/сут).
Для таких вспомогательных операций, как открытие и закрытие контейнеров, выполняемых вручную, за единицу груза принимают контейнер и грузопоток измеряют в количестве контейнеров в сутки, QK , тогда
где zвсп — число вспомогательных операций в общем транспортном процессе; tвсп — удельные трудозатраты на каждую вспомогательную операцию, чел.-ч/ед.
На основании данных ТТК определяют необходимое число рабочих по основным профессиям (чел.)
(4.25)
Количество машино-часов работы оборудования (маш.-ч/сут) определяют раздельно по типам машин:
(4.26)
где zм — число операций, выполняемых данным видом оборудования в сутки; Qi — суточный грузопоток на каждой операции, т/сут; qм — производительность единицы оборудования на данной операции, т/ч; Квр- коэффициент использования машин по времени (Квр= 0,7...0,8, если нет особых условий, влияющих на использование машин).
Необходимое число оборудования (ед.) определяют по количеству машино-часов, затрачиваемых данным видом оборудования в сутки:
(4.27)
где δ — число смен работы оборудования в сутки; tсм — продолжительность смены, ч.
Оценку вариантов механизации и сравнение с существующим положением производят по основным технико-экономическим показателям.