Показатели и методы оценки эффективности управления персоналом.

Показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом – это оценочные критерии, выраженные в объективных показателях развития производства: - показатели экономической эффективности; - показатели количественной, структурной и качественной укомплектованности кадрового состава; - показатели степени удовлетворенности работников работой в организации; - косвенные показатели эффективности: текучесть кадров, производительность труда и т.п.

Методы:

1. Экспертная оценка

Анкетировании руководителей подразделений, с целью выяснить их мнение о работе сотрудников службы персонала в организации, о методах, которые они используют. Вопросы могут задаваться как общиетак и конкретные. Такую оценку целесообразно проводить регулярно: раз в полгода или год. Получив и проанализировав данные, важно сделать правильный вывод и повысить качество предоставляемых услуг. Преимущество такой оценки заключается в простоте ее реализации и невысокой стоимости проекта. Недостаток: субъективность в оценке.

2.Метод бенчмаркинга

Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.

Сравниваются такие показатели как динамика текучести кадров, затраты на привлечение новых сотрудников и др.

Метод бенчмаркинга осуществляется в несколько этапов:

1 этап: формируется проектная команда экспертов.

2 этап: сбор и детальный анализ информации, в ходе которого эксперты запрашивают в компаниях или

подразделениях, участвующих в исследовании необходимую документацию и проводят конфиденциальный

опрос сотрудников о работе службы персонала.

3 этап: сравнение показателей деятельности кадровых служб каждой компании с полученными

обобщенными показателями и выявление «слабых» мест в системе управления человеческими ресурсами.

Подобная оценка не может оказаться точной, поскольку сравниваются службы с различной спецификой деятельности. К тому же подобная работа требует больших затрат.

3. Метод подсчета отдачи инвестиций

Метод оценки отдачи инвестиций основывается на показателе ROI (Return of investment - отдача

инвестиций). Он применяется практически во всех сферах бизнеса, в том числе и в сфере управления

персоналом. ROI – это разница между полученной от программы прибыли (на выходе) и затратами (на входе).

Данный показатель рассчитывается по формуле:
ROI = (доход - затраты) / затраты * 100%.

Плюсом данного метода является то, что расчет ROI помогает оценить финансовую эффективность инвестиций в сотрудников и оценить эффективность HR-мероприятий в денежном выражении.

Минусом данного метода является трудоемкость. Метод расчета ROI имеет ряд ограничений. Подсчитать доход и затраты программ, обычно, удается не точно, а иногда и вовсе не получается, потому что не всегда учитывается влияние внешних и внутренних факторов, которым можно дать только примерную количественную оценку.

4. Комплексная методика Джека Филлипса

Филлипс предложил пять формул определения эффективности службы персонала:

1. оценка инвестиций в кадровую службу - рассчитывается как отношение расходов службы персонала к операционным расходам организации;

2. показатель расходов по управлению персоналом на 1 сотрудника – это отношение расходов службы персонала к количеству сотрудников организации;

3. показатель отсутствия на рабочем месте - это сумма прогулов и внеплановых увольнений

сотрудников;

4. показатель удовлетворенности сотрудников - высчитывается процент работников, довольных своей работой, с помощью методов анкетирования или интервью;

5. показатель единства и согласия в организации - определяется на основе статистических данных по производительности и оценке эффективности труда.

По мнению консультантов, методика Филлипса успешно работают в компаниях, где хорошо поставлен регулярный менеджмент, что в России встречается нечасто, а потому расчет последнего показателя произвести не так просто.

5. Модель Дэйва Ульриха

Ульрих предлагает пять способов измерения эффективности HR-службы:

1.Показатель производительности рассчитывается как выпуск продукции на единицу сырья на одного сотрудника.

2. Показатель измерения бизнес-процессов – это скорость реализации бизнес-процедур. Она вычисляется путем сравнения с аналогичным показателем других компаний или подразделений.

3. Расходы и иные показатели при проведении специальных программ или инициатив – аналог расчета отдачи инвестиций.

4. Лояльность и моральный климат в коллективе. Оцениваются с помощью анкетирования, интервью или тестирования.

5. Сравнивается скорость реализации бизнес-процесса до нововведений и после.

При изучении и анализе западных методик оценки эффективности кадровой службы с целью поиска наиболее эффективных выявилось множество недостатков и проблем, в частности:

- отсутствие конкретных критериев оценки большинства показателей и сложность их расчета; - сложность применения большинства методик в сфере услуг;
- большая субъективность в оценке показателей.

Чтобы повысить эффективность работы служб управления персоналом целесообразно комбинировать данные методы.

Наши рекомендации