Источники и составные части новых педагогических технологий

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

- народная педагогика (этнопедагогика).

Тенденции развития педагогической технологии в дошкольном образовательном учреждении:

„ В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении внедрение педагогических технологий определяется и детерминирует­ся социокультурными ценностями, принятыми в обществе, в конкретном образовательном учреждении, конкретными педагогами.

„ Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педагогических технологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые результаты образования детей дошкольного возраста, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной коллективом учреждения самостоятельно, на основе федеральных государственных требований и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Каковы же механизмы включения (использования, внедрения, освоения) инновационной педагогической технологии в реальную педагогическую практику в условиях самостоятельной разработки каждым дошкольным учреждением основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основное примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которые в данное время обновляются?

Механизмы внедрения, освоения педагогических технологий:

„ первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательной, творческой деятельности детей;

„ систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов;

„ формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности;

„ профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе;

„ создание научно-методического обеспечения обновления содер­жания педагогического процесса и педагогических технологий.

Условия реализации педагогических технологий

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существую­щих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Овладение технологиями стано­вится приоритетным как при освоении педагогической про­фессии, так и при оценке качества и эффективности образователь­ных услуг: «...на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого - доскональное знание технологий.

Условия, необходимые для эффективного овла­дения и реализации тех или иных педагогических технологий:

- понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать;

- при­нятие определенной культуры деятельности того или иного автора, чью технологию педагог осваивает;

- предоставление возможности педагогу «пожить» в этой технологии, про­пустив ее через систему своих эмоций, потребностей и ценностных установок; опора в собственной деятельности на научную теорию;

- учет личностных качеств педагога при подборе технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность, предложение педагогу палитры педагогических технологий, чтобы он мог реализовать ту, которая более всего соответствует его лич­ности, его индивидуальности с учетом основной задачи об­разовательного учреждения и социального заказа;

- предоставление возможности педагогу взвесить то, что он получит, и то, что он затратит, поскольку если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, то следует идти по верному пути оптимизации, постепенно, но по­стоянно «расшивая» узкие места, это гарантия стабильного и высокого успеха;

- реализация технологии целиком, так как эффект дости­гается при полной реализации всех комплексов дейст­вий;

- наличие высокого уровня развития педагогической дея­тельности, то есть педагогического мастерства, которое складывается из четырех относительно самостоятельных частей: мастерства организатора коллективной и индиви­дуальной деятельности детей; мастерства убеждения; мас­терства передачи знаний и формирования опыта деятель­ности; мастерства владения педагогической техникой. Пе­дагогическая техника - это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного приме­нения системы методов педагогического воздействия на отдельного ребенка и коллектив в целом (речевые умения; умения мимической и пантомимической выразительности; умения управления своим психическим состоянием и под­держания эмоционально-творческого напряжения; актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру);

- развитие технологической компетентности педагога, кото­рая включает: рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ образовательного процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотивационно окрашена), операциональный аспект (просвещен­ность педагога в базовых положениях-по технологии);

- наличие у педагога высокого уровня развития теоретико-методологической культуры (способности к проектирова­нию, конструированию образовательного процесса, его це­лостному видению, рефлексии) и высокого уровня техно­логической культуры (умение работать в условиях конкретной образовательной ситуации). Технологическая культура педагога - это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности педагога. Уровень техноло­гической культуры зависит от степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции и профессионально-личностных качеств; технологических знаний и культуры педа­гогического мышления; технологических умений и опыта твор­ческой деятельности. Отличие одного уровня от другого в ин­дивидуально-личностном плане выражается в различной степени осознанности педагогом своей позиции, творческой индивидуальности, в степени освоения педагогической техники и технологий, адекватных своей творческой индивидуальности.

Первый уровень - нормативно-репродуктивный характе­ризует педагога, который не имеет всех необходимых профес­сионально значимых качеств, осуществляет педагогическую репродуктивную деятельность по образцу или алгоритму, вос­производя педагогическую технику и образовательную техно­логию без опоры на технологические знания, не склонен к творческой деятельности, получает невысокие результаты обу­чения детей. Такому педагогу проще работать по-старому - по инструкциям, рекомендациям. Ступени данного уровня: 1 - уровень знакомства, который характеризует репродуктив­ную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания, знания об образователь­ной технологии в своем практическом опыте; 2 - алгоритми­ческий уровень, который характеризует репродуктивную дея­тельность педагога, способного по алгоритму (по памяти) вос­произвести отдельные фрагменты технологий (или даже целиком), однако без учета конкретных условий педагогиче­ской деятельности (это еще не собственный опыт, а попытка подражать чужому опыту).

Второй уровень (адаптивно-эвристический) характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осу­ществляет педагогическую деятельность с опорой на техноло­гические знания, реализует педагогическую технику и образо­вательные технологии с учетом конкретных условий, адаптируя технику и технологию адекватно этим условиям, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потреб­ности в творчестве не испытывает. Такой педагог не отчужден от педагогической техники и педагогических технологий, од­нако они еще не стали для него осознанной внутренней не­обходимостью.

Третий уровень (креативно-творческий) характеризует пе­дагога, который обладает всеми необходимыми профессио­нально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и техно­логии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов обучения детей. Такой педагог - мастер, творец, исследователь, слив­шийся со своим инструментом творчества.

Наши рекомендации