Особенности основных пассажиропотоков России
Пассажиропоток- количество пассажиров, следующих на транспорте в определенном направлении.
Пассажиропоток характеризуется:
· объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров, перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год).
Пассажиропотоки могут быть:
· постоянными или переменными,
· одно- и двусторонними,
· равномерными,неравномерными
· периодически возникающими и прекращающимися.
Наиболее распространенные методы обследования пассажиропотоков — анкетный, талонный, счетно-натурный (табличный), визуальный и автоматический с использованием ЭВМ.
В пассажиропотоках европейской части страны значительна доля железнодорожных перевозок. Степень развития этих перевозок обусловлена плотностью населения и густотой путей сообщения. Наиболее высоки эти показатели в центральных и южных районах России и минимальны в северных и восточных..
Наиболее крупными железнодорожными узлами, отправляющими и принимающими большое количество пассажиров, являются узлы в городах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород. На их долю приходится более 2/3 отправления пассажиров железнодорожным транспортом.
Пассажирские потоки внутреннего водного транспорта распределяются по основным речным магистралям России.На морском транспорте основные пассажиропотоки сосредоточены в Черноморском пароходстве, на Балтийском море и в Дальневосточном пароходстве .Относительно небольшие объемы пассажирских перевозок выполняют суда портов Северного морского пути (порты Мурманск, Архангельск и др.).
Пригородные перевозки — самая значительная категория пассажирских сообщений, обслуживаемых железнодорожным и автомобильным транспортом. Распределение пригородных перевозок пассажиров по территории России определяется расположением крупных городов. Основной объем таких перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга и др. Значительно большие объемы пригородных перевозок пассажиров обслуживает автомобильный транспорт, в том числе и на параллельных с железными дорогами маршрутах. В восточных районах России пригородные железнодорожные перевозки сравнительно невелики. Основную их часть осуществляет автомобильный транспорт. Одним из показателей, характеризующих уровень развития пассажирских перевозок, является подвижность населения. Транспортная подвижность населения страны (города, района, области) определяется отношением общего годового объема перевозок пассажиров или пассажиро-километров к численности населения N страны (города, района, области).
В последние годы произошли значительные изменения географии пассажиропотоков, их размеров и распределения по видам транспорта. Отправление пассажиров в междугородном сообщении снизилось. Часть пассажиропотоков в связи с резким повышением тарифов переключилась с воздушного на железнодорожный транспорт, что привело к росту средней дальности пассажирских перевозок на железных дорогах.
Рациональное распределение основных пассажиро- и грузопотоков транспорта
Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются объём перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах), выполняемые тем или иным видом транспорта. Наиболее обобщающим из этих двух натуральных показателей является грузооборот, учитывающий не только объём перевезённых грузов, но и дальность их перевозок. На грузооборот всех видов транспорта большое влияние оказывают размещение производительных сил, освоение природных богатств в новых районах, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства и товарооборота в стране.
Пассажирский транспорт имеет большое социальное значение, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в перемещении. Выполняемые пассажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих соображений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках. Если в предыдущие годы объём пассажирских перевозок в нашей стране постоянно возрастал, то в последнее десятилетие в связи с экономическим кризисом и ухудшением материального положения населения он упал на всех видах транспорта. Произошли определённые изменения и в распределении объёмов перевозок пассажиров и пассажирооборота между видами транспорта.
ЖДТ
Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозках грузов, поскольку перемещение больших объёмов грузов на большие расстояния другими видами транспорта было невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удерживали первенство по общему объёму грузооборота среди других видов транспорта. Только на рубеже XXI, трубопроводный транспорт оттеснил железнодорожный на втрое место, однако остальные конкуренты ещё долго не смогут сравниться с остальными магистралями по объему выполненной работы на рынке грузовых перевозок.
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнении одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения. Потребность населения в перевозках связанна как с производственной деятельностью (поездки к месту работы, командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, экскурсии). Рынок транспортных услуг представлен внутригородскими, пригородными, междугородными и международными видами пассажирских перевозок.
АВИА
Воздушный транспорт в нашей стране выполняет различные функции. Однако его основная задача — пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов. Использование авиации не ограничивается транспортными целями: она широко применяется в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, монтажных, геологоразведочных и поисковых работах, в метеорологии и т.п. В районах, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах авиация нередко служит единственным транспортным средством.
К основным технико-экономическим особенностям воздушного транспорта относятся: большая скорость перевозки пассажиров и грузов, высокая мобильность и автономность в полете, возможность значительно сокращать путь следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта, организация сквозных беспосадочных сообщений. Воздушный транспорт непрерывно технически совершенствуется. В эксплуатацию введены пассажирские и скоростные самолеты большой грузоподъемности с газотурбинными и турбореактивными двигателями. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как пассажирского средства сообщения предопределено высокой себестоимостью перевозок. Воздушным транспортом перевозятся только грузы, быстрая доставка которых имеет большое народнохозяйственное значение, причем основная их часть — пассажирскими самолетами, меньшая — грузовыми.
АВТО
Самым массовым видом транспорта для пассажирских и грузовых перевозок на данный момент является автомобильный.
Это обуславливается следующими достоинствами автомобильного транспорта: Доступность – в сравнении с остальными видами транспорта, автомобильный транспорт очень дешевый. Доставка от «двери до двери».
Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.
Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок - почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть - около 93,2% - приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 6%, а междугородных - лишь 0,7%. Международные же-0,1%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.
МОРСКОЙ
В общем грузообороте России доля морского транспорта имеет тенденцию к снижению. На фоне роста внешней торговли и резкого спада морских перевозок наблюдается вполне положительная динамика объемов перевалки грузов в морских портах России.
На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится относительно очень небольшая доля (менее 1%). Суда морского флота в большей мере используются для туристических, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскурсий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров на внутренних водных магистралях в Поволжском, Северо - Западном и других районах страны. Хотя в последнее десятилетие объём перевозок пассажиров водным транспортом упал наиболее резко (в 3-4 раза), можно надеяться, что в перспективе при наличии водных судоходных магистралей большой протяжённости утраченные позиции по перевозкам пассажиров этими комфортабельными видами транспорта будут восстановлены.
ТРУБОПРОВОД
Крупнейшими в сфере Российского трубопроводного транспорта являются нефте и газопроводы. Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись всравнении с 2000 годом на 2 тыс. км. По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила 250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.