Показатели транспортных пассажиропотоков

Поездка от пункта отправления i до пункта прибытия j будет именоваться корреспонденцией (i, j). Количество Qij корреспонденций (маршрутных поездок) между всеми остановочными пунктами отправления i и прибытия j можно представить квадратной матрицей корреспонденции (поездок). Каждой корреспонденции (i, j)может быть поставлено в соответствие расстояние поездки lij, затраты времени tij и др.

В зависимости от взаимного расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов создается направленное движение пассажиров – пассажиропоток. Пассажиропоток в заданном сечении дороги (одного или нескольких маршрутов) характеризуется числом пассажиров, перевезенных за рассматриваемый период времени. Сосредоточение и рассредоточение пассажиров в определенных пунктах (на остановках, автовокзалах) характеризуются объемом перевозок пассажиров, измеряемым числом прибывающих и убывающих пассажиров. Пассажирооборотом называют транспортную работу, измеряемую в пассажиро-километрах.

Среднюю дальность поездок пассажиров на транспортной сети определяют по результатам обследования пассажиропотоков. Для города ее определяют по эмпирической формуле

Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru ,

где а, b – коэффициенты, установленные по результатам обследования пассажиропотоков; kпл – коэффициент, учитывающий планировочную структуру города; Fг – площадь города, км2.

Значение а для обычных автобусных сообщений можно принять равным 1,3 для скоростных и 1,8 для экспрессных, и независимо от вида сообщений b может быть принято равным 0,258. Коэффициент, учитывающий планировочную структуру города и структуру магистралей, можно принимать по табл. 6.2.

Т а б л и ц а 6.2

Коэффициенты планировочной структуры

Характеристика планировочной структуры Коэффициент kпл
города улиц города
1. Линейная с поперечным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения   2. Компактная с центрическим размещением основных цент- ров тяготения   3. Компактная с продольным от- носительно главных магистра- лей размещением центров тя- готения населения   4. Линейная с продольным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения Прямоугольная или близкая к ней   Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная   Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная или пря-моугольно-диагональная   Прямоугольная или близ-кая к ней по структуре сетка улиц 0,6…0,9     0,7…1,1   0,8…1,2   0,9…1,4   1,2…1,6     1,2…1,6

Распределение пассажиропотоков

По длине маршрута

Решение задач организации пассажирских перевозок связано с анализом распределения пассажиропотока по длине маршрутов в прямом и обратном направлениях, наглядно представляемое в виде графической схемы (рис. 6.1).

Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru

Рис. 6.1. Картограмма пассажиропотоков одного

из автобусных маршрутов:

а – с 6 до 7 ч; б – с 8 до 9 ч; в – с 9 до 10 ч.

Стрелки означают направление пассажиропотоков на маршруте

Неравномерность пассажиропотока по участкам маршрута оценивают коэффициентом неравномерности пассажиропотока по длине (участкам) маршрута Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru , где Qп.чmax – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков; Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru – средняя напряженность пассажиропотока.

Средняя напряженность пассажиропотока одного направления Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru , где Qп.чi – пассажиропоток на i-м участке маршрута
(i = 1, 2,..., n); n – число участков (перегонов) маршрута; li – длина i-го участка маршрута.

Неравномерность пассажиропотоков по часам суток характеризуется коэффициентом неравномерности пассажиропотоков по часам суток Показатели транспортных пассажиропотоков - student2.ru , где Qч.рmax – число пассажиров, перевозимое в наиболее загруженный час работы автобусов; Qч.р – среднее число пассажиров, перевозимое за час работы автобусов. Для средних городов коэффициент неравномерности по часам суток равен 1,5…2,0.

Характерные закономерности наблюдаются и в колебаниях пассажиропотоков по месяцам и дням недели. Первые зависят от факторов сезонного характера. Вторые определяются режимом работы предприятий и организаций. Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока по дням недели равен 1,15…1,2, по месяцам – 1,1…1,2.

Соотношение длины рейса lр и среднего расстояния поездки пассажира lп определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэф-фициентом сменности пассажиров Kсм = lр / lп.

Объем выполняемых пассажиро-километров: Pр = Qlп ,где Q – число перевезенных пассажиров.

Средний пассажиропоток на маршруте Qп.ч-ср = Qч.р-срlп/lp или
Qп.ч-ср = Qч.р-ср/ Kсм.

Наши рекомендации