Глава 7. Правовое обеспечение инноваций в образовательном процессе
II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика" (1996) стратегическим ресурсом в образовании объявил информационные технологии.
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (ООН, Париж, 5 – 9 октября 1998 г.) рассматривает Возможности и проблемы, связанные с технологией:
«Бурное развитие новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний. Важно также отметить, что новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию. Однако следует помнить о том, что новая информационная технология не умаляет потребности в преподавателях, хотя и видоизменяет их роль в отношении учебного процесса, а также о том, что основополагающее значение приобретает постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знания и понимание. Высшие учебные заведения, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем:
а) участия в деятельности сетей, передачи технологии, создания потенциала, разработки учебных материалов и обмена опытом, применения этих технологий в области преподавания, подготовки кадров и научных исследований, обеспечивая, тем самым, всеобщую доступность знаний;
б) создания новых форм учебной среды, начиная от средств дистанционного образования и вплоть до полноценных "виртуальных" высших учебных заведений и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально-экономического развития и демократизации, а также другим наиболее актуальным приоритетам общества».
Применение информационных технологий в учебном процессе - одно из главных направлений Программы модернизации образования России.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11 ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части применения информационных технологий в учебном процессе.
Этим Законом, в частности, было предусмотрено право «использования и совершенствования методик образовательного процесса и образовательных технологии, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. ... Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием».
Приказом Минобразования России от 13.02.2001 N 465 была утверждена Межвузовская комплексная программа "Наукоемкие технологии образования" на период до 2005 г., при этом констатировалось, что «В настоящее время в России происходит реформирование системы образования: предлагаются новые содержание и подходы, в среде участников образовательного процесса формируются новые отношения, новый образовательный менталитет.
Современные тенденции в развитии образования вызывают необходимость научно-обоснованных изменений в подходе к проблемам подготовки специалистов по спектру профессий, в первую очередь, востребованных отечественными экономическими реалиями и приведения в соответствие технологий высшего образования современным темпам общественного и экономического развития».
Данная программа предусматривала, что в результате ее реализации будет обеспечено «создание условий для сокращения за счет НТО аудиторной загрузки и обеспечения эффективного саморазвития обучаемого с широким использованием самостоятельной работы в высокоразвитых интеллектуальных и информационных средах».
Письмом Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений", в частности, установлено: «Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.
Внедрение новых информационных технологий образования оценивается как важнейшая составляющая системы качества вуза. Развитие НТО является одной из необходимых составляющих формируемых в вузах систем качества, так как напрямую затрагивает наиболее важные процессы деятельности вуза.
Программа, в частности, предусматривает:
разработку и внедрение в учебный процесс электронных учебников;
разработку и внедрение компьютерных тестовых, обучающих, контролирующих программ по различным дисциплинам;
разработку модуля электронных учебников, обеспечивающего их формирование автором и использование обучающимся;
разработку модуля электронной библиотеки, обеспечивающего накопление, хранение и представление информационных обучающих ресурсов;
разработку модуля формирования и функционирования тестирующих систем обучения и аттестации.
В конечном итоге реализация настоящей концепции должна обеспечить: «создание условий для сокращения за счет НТО аудиторной загрузки и обеспечения эффективного саморазвития обучаемого с широким использованием самостоятельной работы в высокоразвитых интеллектуальных и информационных средах».
Приказом Минвуза РФ от 11 февраля 2002 года N 393 была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года[41], которая указывает на необходимость «глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования».
Концепция предусматривает «переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента» для достижения нового качества профессионального образования «будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования».
Приказом Минвуза РФ от 18 декабря 2002 года N 4452 была утверждена Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации.
В этом документе указывается, что «образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм».
Приказом Министерства Образования и науки от 6 мая 2005 года N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий был утвержден новый Порядок использования дистанционных образовательных технологий, вышеприведенная Методика была упразднена.
В соответствии с Приказом 2005 года установлены Правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее - образовательные программы).
«Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся.
Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным».
Правилами определено, что «состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (на электронном или бумажном носителе) должен включать:
учебный план образовательного учреждения,
учебный план обучающегося,
программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса),
учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу),
практикум или практическое пособие,
тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,
методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля,
учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением:
справочными изданиями и словарями,
периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями,
научной литературой,
хрестоматиями,
ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах)».
18.02.2004 г Советом Министерства образования РФ была одобрена Программа модернизации гуманитарного и социально-экономическою образования на 2004-2008 годы.
Предусматривается расширение практики поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития».[42]
Указом Президента РФ от 01.07.2014 N 483 установлена новая редакция Положения о почетном звании "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" в следующей редакции:
" Почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным преподавателям, работникам системы высшего образования и дополнительного профессионального образования за личные заслуги:
в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и стимулировать его углубленное изучение обучающимися;
в разработке новейших методик и методологий преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
в привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности;
в воспитании и подготовке научно-педагогических кадров.";
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[43] в разделе «Образование» установлено, что «будет поощряться развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности. При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий. …
По вопросу инноваций в образовании принципиально важным является Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", в соответствии с которым:
«При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие аудиторных занятий».[44]
А это означает, что при расчете нагрузки преподавателя необходимо учитывать не только аудиторные занятия, но, главным образом, обеспечение учебных занятий с применением электронного обучения.
Еще в конце восьмидесятых годов в газете Центральная правда была статья, в которой критиковалось планирование производства бумаги и контроль выполнения плана производства по ее весу. Это приводило к тому, что предприятия, выполняя план, производили только толстую бумагу и не высокого качества. И это было удобно, как для производителей, так и для контролирующих органов. Неудобно только для потребителей.
Аналогичным указанному примеру является современная система нормирования нагрузки преподавателей и ее оплата по количеству часов аудиторных занятий. К большому сожалению, это просто и удобно, как для большинства преподавателей, так и для административного аппарата вуза, однако, уже давно не соответствует ни качеству оказываемых образовательных услуг, ни финансовой эффективности вуза, а также является основным препятствием инновационного развития в вузовском образовательном процессе.
В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать недостаточное внимание к возможностям улучшения учебной деятельности с помощью новых информационных технологий со стороны преподавателей. Разработка дидактических материалов отнимает у преподавателей много времени, которое, как правило, никак не регламентировалось, не учитывалось и не оплачивалось. Разработка этих материалов базируется на энтузиазме их создателей. Организация использования информационных методик оставляет желать лучшего, что также затрудняет работу преподавателей, приводит к большим и необоснованным затратам труда и времени. В этих условиях у преподавателей не вырабатывается устойчивой потребности в использовании новых информационных средств.
Отдельные неудачи в применении информационных технологий для совершенствования учебной деятельности объясняются, в частности, недостаточной разработанностью многих проблем вузовской педагогики, не дающей четкого определения их места и роли в учебном процессе. Целостная концепция вузовской педагогики только начинает складываться, и передовые достижения педагогической науки до настоящего времени далеки от основной массы преподавателей вузов. За редкими исключениями, преподаватели не имеют специальной вузовской подготовки по педагогике, что также отрицательно сказывается на эффективности применения технических средств и компьютерных технологий.[45]
При разработке учебного плана аспирантуры по специальности «Юриспруденция» по стандарту третьего поколения нами были предусмотрены дисциплины, связанные с профессией, включая и дисциплину «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе». Однако наше предложение не было принято. Отказ мотивировался тем, что преподавание осуществляется комплексным группам обучаемых различных профессий и поэтому учебный план должен включать только общенаучные дисциплины и не включать профессиональные. Участие профессиональных специалистов в учебном процессе аспирантуры ограничено только 50-ю часами руководства кандидатской диссертацией.
В итоге выпускник аспирантуры дополнительно получает знания и навыками научной работы, а в профессиональной деятельности только незначительную часть дополнительных профессиональных знаний, связанных с темой его диссертации. В области педагогики и методики преподавания его квалификация остается на уровне предыдущего высшего образования, т.е. практически остается интуитивной.
Наиболее важным источником правового обеспечения инновационной деятельности в образовании являются федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, процесс создания, утверждения и опубликования их обновленных вариантов еще не завершен.