Глава 7. Правовое обеспечение инноваций в образовательном процессе

Глава 8. Повышение качества, как основная цель инноваций в образовательном процессе

Повышение качества учебных программ по дисциплинам

Повышение качества учебных курсов

Повышение качества учебного процесса

Повышение качества контроля обучения

Методика преподавания, как инновация учебного процесса по программам бакалавриата и магистратуры

Глава 9. Информационные образовательные технологии

Факторы современности и методы обучения

Разработка и внедрение информационных технологий в СПбГМТУ; цели и задачи

Инновационная Методика обучающего тестирования (МОТ), ее преимущества и опыт применения

Применение технологии Power Point для создания электронного комплекса

Заключение

Введение

В современной России коренным образом изменяется система российского образования в целом и высшего профессионального образования в частности. Благодаря вступлению России в Болонский процесс в российском образовании происходит кардинальное изменение подходов к оценке роли преподавателя и студента в учебном процессе.

Перед российским высшим образованием стоит серьезная цель, которая заключается в том, чтобы выработать такие образовательные технологии (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий), которые позволят сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции, требуемые образовательной программой.

Компетенции, задавая направление и конечную цель в образовательной системе, вырабатываются благодаря сочетанию в процессе обучения различных методик обучения, в том числе путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Без внедрения и без опоры на современные информационные технологии в образовании не будет решена важнейшая задача, стоящая перед российской системой образования, которая заключается в обеспечении доступности и качества образовательного процесса, в результате которого должен быть сформирован конкурентоспособный выпускник.

На территории Российского государства должно быть сформировано единое информационно-образовательное пространство, которое не будет реализовано без внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволит максимально реализовать эффективное взаимодействие между преподавателем и студентом, которое нацелено на достижение эффективности процесса обучения. При этом создается новая организация учебного процесса на качественно более высоком уровне. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность реализовать личностно ориентированный подход в учебном процессе, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей студентов.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не просто проводить компьютерную обработку информации по определенным алгоритмам, но и хранить большой объем информации, передавая ее на большие расстояния. Это, в свою очередь способствует развитию дистанционного образования.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, катализировать самостоятельную работу студентов, увеличить объем выполненных во время аудиторных занятий заданий, повысить мотивацию и познавательную активность студентов. Процесс обучения становится более интересным и разнообразным. Информационно-коммуникационные технологии - это не только возможность для студентов проявить свои творческие способности, но и фактор, побуждающий преподавателя к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения, а это, в свою очередь, мотивирует его профессиональный рост.

Сегодня практически любая инновационная педагогическая технология является информационной технологией, т.к. в основу ее заложен принцип получения и преобразования информации. Достаточно часто подобные технологии называют компьютерными технологиями. Значение их заключается в том, что подготовка и передача информации студенту производятся посредством использования компьютера и компьютерных технологий. Во время проведения аудиторных занятий с применением информационно-коммуникационных технологий преподаватель должен выполнять ряд правил:

- адаптирование информационно-коммуникационных технологий к индивидуальным особенностям студента;

- наличие возможности корректировки преподавателем учебного процесса;

- обязательное присутствие интерактивности и обратной информационной связи в процессе обучения;

- поддержание у студента психологического комфорта при применении информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии можно применять на всех этапах учебного процесса, как при подготовке к внеаудиторному мероприятию, так и в аудиторных занятиях в процессе обучения (при лекционном изложении материала, закреплении, повторении, контроле и т.д.).

Наши рекомендации