Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций - student2.ru 2. Личностные качества. К качествам, способствующим реализа­ции инновационного процесса, относят склонность к риску, заинте­ресованность в служебном росте, высокий профессионализм, лично­стную сопричастность, установку на нововведения. Инноваторы -это люди с высокой способностью к социальной адаптации, готовые к сотрудничеству, коммуникабельные: бодрые, активные, легко вос­принимающие жизнь, склонные К непостоянству, независимые, игно­рирующие социальные условности, агрессивно отстаивающие свои права, невосприимчивые к угрозе, имеющие тягу к риску, не всегда проницательные, склонные к эксперименту, гибкие, легко приспосаб­ливающиеся к неудобствам и изменениям, не доверяющие авторите­там (портрет составлен при помощи опросника Р. Кеттелла О. С. Со­ветовой, 1997). Инноваторы в большей степени чувствуют ответствен­ность за удачу, а не за неудачу, они обладают высоким интеллектуаль­ным потенциалом, критичным отношением к действительности, устремленностью на поиски альтернатив, творческостью, интерналь-ностью и активностью личности. Поэтому носители этих качеств ча­сто оказываются в противоречии со средой.

Независимо от типа культуры доля индивидов с набором таких инновационных качеств составляет 5-7% населения (П. Н. Шихирев, 1999), т. о. Россия обладает как минимум 2-3 миллионами потенци­альных инноваторов.

Если подробнее остановиться на социально-психологических ус­тановках по отношению к нововведениям, то исходя из соотношения в них трех компонентов (готовность к нововведениям - мотивацион-ный компонент; готовность к новым условиям жизнедеятельности (знания, умения, навыки, опыт) - когнитивный компонент; и реаль­ная активность (действия, поступки- поведенческий компонент), А. Л. Журавлев (1993) дает классификацию социально-экономичес­ких типов личности. Выделяется 9 типов личности в зависимости от установки к нововведениям:

- «активные реформаторы» (желают, умеют работать и активно
Действуют);

- «пассивные реформаторы» (желают, умеют, но не действуют);

- «пассивно-положительные» (желают, не умеют, не действуют);

- «преодолевающие себя» (умеют и действуют, но не желают из­
менений);

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций - student2.ru Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций - student2.ru Организационная социальная психология

- Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций - student2.ru Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций - student2.ru «неэффективные» (желают и действуют, но не умеют);

- «выжидающие» (умеют, но не желают и не действуют);

- «слепые исполнители» (выраженного желания нет, не умеют,
действуют в направлении изменений с помощью других);

- «пассивные противники» (не желают, не умеют, не действуют);!

- «активные противники» (не желают, не умеют, действуют прс
тив изменений).

Как указывает автор классификации, сами эти типы достаточнс подвижны и их соотношение в коллективах может меняться оче* быстро.

3. Квалификация, стаж работы и образование. Эти факторы nFto вычайно важны для успешного функционирования в менеджерской де ятельности и для принятия инновационных решений. Очевидно, ч прогрессивный руководитель должен владеть разнообразными знак., ями в области управления и бизнеса, а также иностранными языкам* Наиболее активны в инновационном процессе люди с высоким уроЕ нем образования.

При этом новички охотнее принимают нововведение, чем рабе ники со стажем.

Перечисленные выше характеристики касались в основном лич?
ностных особенностей инициаторов и реализаторов инновационног
процесса, а в этой роли чаще всего выступают, как уже говорилось**
руководители. Что же касается характеристик персонала (исполните-1
лей), то, по мнению Р. Л. Кричевского, для успешного проведений!
инновационной политики важны: I

1) образовательный уровень работников (чем он выше, тем легче,!
воспринимается новшество, успешнее идет процесс подготовки кадров);|

2) информационные контакты и осведомленность людей (т. е. по-1
лучение ими адекватной информации о нововведении); i

3) мотивация к нововведению (предполагается, что она является^
реакцией на инновационное поведение руководителей и инициатороа
новшества, реакцией на соответствующее стимулирование и т. д.); тГ

4) субъективное отношение, связанное с «потерями» и «приобре^
тениями» человека (изменение должности, заработной платы, режи^
ма и организации работы, влияние на здоровье), которое имеет боль- >
шой диапазон различных оттенков от безоговорочного принятия но­
вовведения до активного сопротивления ему.

Наши рекомендации