Класс-ция пользователей по относит времени принятия инновации
Классифик группа | Хар-ка | Уд вес |
Новаторы | Люди, склон к риску, готовы попробовать новинку | 2,5 |
Ранние последователи | Лидеры мнений в своей среде, воспринимающ нов идеи легко, но проявляющ осторожность | 13, 5 |
Раннее большинство | Осмотрительные люди, нуждающ в инф-ции | 34,0 |
Запоздалое большинство | Люди, настроен скептически. Следуют правилу большинства | 34,0 |
Отстающие | Приверженцы традиций, подозрительно относящ к переменам и сопротивляющ-ся им. | 16,0 |
Чем большая глубина знаний, тем более восприимчив индивид к инновации.
Процесс упр-ния инновац деят-тью в орг-ции м представить в виде след схемы :
Потребитель – планиров-е портфеля инновации – проведение НИОКР – продукт – выход на рынок – послепродажн обслуж-е – потребитель. Начальным этапом этого процесса явл отбор инновац идей и формир-е портфеля инноваций, ориентиров на конкр рын потребности.
Методы и приемы поиска инновац идей: 1. Активн поиск, 2. Пассивн поиск.
Акт поиск: 1. Анализ партнеров, 2. Предложение по лицензиям. 3. Предлож-е потр-лей/заказчиков, 4. Предл-я разработчиков, 5. Предлож-я рационализаторов, 6. Предлож-я изобретателей.
Пассивн поиск: импирич методы – опрос специалистов, потребителей, материалы выставок и ярмарок; системно-логич – морфологич анализ, функцион анализ; интиутивн метод.
Отбор инновац проектов связан с пост поиском альтернативн решений. Порфель м состоять из разнобр проектов (крупн, мелк, близк к равершению и начин-щиеся). При формир-и портфеля необх-мо решать, сколько проектов м одноврем упр-ся если сконцентрир внимание на неск проектах или распределить имеющ рес-сы на больш число проектов. Число инновац проектов м определить как инновац бюджет (бюджет на инновации)/сред нст-ть 1 проекта. Инновац процесс сост из неск этапов: 1. Фундамент исслед-я (сбор и системат-я инф-ции по соотв проблеме, о потребностях и тенденциях развития). Цель этого этапа – осознание потр-ти и возможности изм-ний, познание явлений окруж мира, открытие нов закономерностей его развития, генерирование перспект идей, их отбор и разработка, опр-е возмож-тей реал-ции. Он делится на теоретич и поисковый. В рез-те первого формир-ся нов научн подходы к проблеме и нов теории, в рез-те второго – нов принципы создания изделий и технологий. 2. Прикладн исследования. Они направлены на опр-е способов применения рез-тов предыдущ этапа и их уточнение. Они м б теоретич, эксперемент, связан с созданием модели. Здесь происходит разработка лабораторн технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов нов изделий, нестандартн оборуд-я, затем произв-ся спец расчеты для оценки и послед корректировки иссл-ний, второй отсев неперспективн идей. Конечн рез-т этого этапа – технич задание, рекомендация, образец. 3. Опытно-конструкторские разработки. Они направ-ны на созд-е нов образцов, прошедших испытание и пригодных для произв и коммерч исп-ния. Их стадиями явл : 1. Разработка заказчиком технич задания, опред-щего осн требования к изделию, т е принципы работы, конструкт особ-ти, габариты, вес. КПД, цену. 2. Формулировка предл-ний, содерж-щих технич и технико-эк обоснование целесообр-ти создания изделия. 3. Изготовление эскизн проекта, содерж-щего чертежи общ вида, принципиальн схемы, расчет осн эксплуатац пок-лей, кот позволяет решать вопросы о целесообр-ти дальн работы над изд-лием. 4. Подготовка на основе эскизн проекта общ вида конструкции в целом и всех узлов, наиб сложн деталей, пояснит записки с технико-эк обоснованием, расчет эксплуатацин инзержек, 5. Создание раб проекта, содерж полн описание конструкции объекта и вкл-щего всю документацию, необх для его изг-ния, монтажа и эксплуатации. 6. Изготовление, испытание, доводка опытного образца. 4. Освоение пр-ва нов изделия. Этот этап предполагает оценку рын перспектив, финанс возможностей, соотв-я стандартам, обеспеченности патент защиты, еще один отсев неперспективн вариантов, разработку и проектир-е технологич и организац процессов, подготовку произв мощностей сбытов сети, освоение выпуска нов техники, ее массов выпуск и сбыт, содейтсвие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распроср-е нововведения, тиражиров-е и многократн повторение на др объектах. Одновр-мо с произ-вом инновац процесс вкл потребление. Т о инновац процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реал-ции на коммерч основе.
Инновац процесс тесно связан с научн-технич прогрессом, кот признан в кач-ве важнейш фактора соц –эк развития во всем мире, но понятие НТР и НТП более шир чем инновац процесс , его исходн пунктом служит научн прогресс, состоящ из открытия нов закономерностей. Явлений и св-в окруж мира, овладение приемами и способами, его преобраз-я в интересах человека. Первонач-о он осущ-ся в форме накопления человеком эмпирич знаний о явлениях и св-вах природы, а затем в форме научн открытий революц хар-ра, меняющ основы одной отрасли науки или в целом картину миру, открывающ нов пути его понимания и преобразования, что способствует распрост-нию нов системы взглядов и ее более эффективн реал-ции с технике, технологиях, эк деят-ти.