Качество управленческой воли

Инновационные процессы в организациях неизбежно встраиваются в иерархическую структуру, где образ и действия первого руководителя, управ­ленческой команды имеют приоритет и особую ответственность. От этого про­сто никуда не деться. Но надо найти подходящее выражение этой роли руко­водства организации в ее обновлении, название самой функции лидерства в таком контексте. Думаю, что терминологическая конструкция, представлен­ная здесь в заголовке, годится для указанного содержания. И даже более того.

Понятие "качество управленческой воли" я предлагаю в числе важнейших в инноватике. Почему?

В некоторых организационных культурах бытует норма: "не спеши выпол­нять - скоро отменят". Дескать, может, и придется выполнять, если напомнят, заставят, и будет ясно, что начальник в этом действительно заинтересован и не отступится. Иначе говоря, исполнитель на всякий случай выжидает, научен­ный многими примерами, когда выполнение оказывалось ненужным или зада­ния были столь поспешными и непродуманными, что сами собой отпадали.

Конечно, это разрушает одну из самых важных, генеральных ценностей организации - управляемость. Ибо в такой среде даже вполне рациональные, срочные решения воспринимаются скептически, исполняются частично или с опозданием. Но иногда упомянутая выше норма перерастает в такое коллек­тивное настроение: "У нас все полезные начинания уходят в песок". Или иной вариант того же: "Все попытки изменить что-то у нас кончаются ничем". Еще вариант: "Все равно все останется как есть". Иначе говоря, эмоциональный то­нус организации по отношению к нововведениям вообще оказывается отрица­тельным. А это разрушает другую генеральную ценность любой организации - инновационность. Почему такое происходит?

У подобных норм и коллективных настроений есть одна самая важная при­чина: слабая управленческая воля.

Феномен управленческой воли складывается из таких признаков, как пос­ледовательность в решениях и действиях, способность довести до конца нача­тое изменение, социальная компетентность, т. е. умение строить вокруг себя конструктивные отношения, желание людей сотрудничать, соединять интере­сы людей с поставленными перед ними целями, способность преодолевать инер­цию, желание действовать по-привычному.

Воля есть эмоционально-целевое напряжение индивида. Управленческая воля - это умение передавать это напряжение другим. Эмоциональная состав­ляющая ее - оптимизм (уверенность в лучшем будущем), целевая составляю­щая - методичность, т. е. выстраивание связей от достижения к достижению. Управленческая воля возбуждает окружающих перспективой и продуктивно­стью. Она обладает большой подъемной силой в организации.

Дефицит управленческой воли - печальное состояние многих организаций, в т. ч. тех, которые когда-то сильно продвинулись в своем деле. В организациях лидерского типа, а таких в бизнесе большинство, такой дефицит оборачивается вялым содержанием нормативной среды, апатичностью коллективных настрое­ний. А ведь организация способна только на то, на что способен ее персонал.

Консультант может восполнить дефицит управленческой воли, провести работу по ее обогащению.

Прежде всего - через понимание причин этого дефицита.

Иногда это сугубо личностная особенность руководителя. Безволие? Воз­можно. Причуды и зигзаги приватизации, перераспределение собственности, постов между и внутри родственных групп выносят на вершины управления подчас и умных, интересных людей, но без обсуждаемого здесь качества. Что ж, соответствующий подбор состава управленческой команды, первого замес­тителя поможет существенно ослабить остроту проблемы.

Чаще встречается какой-то из вариантов извращенной управленческой воли в виде грубой силы, человека-бульдозера, устрашением и репрессиями добивающегося изменений, но с большими потерями в мотивации, кадрах, ини­циативах; с большими дефектами в организационной культуре (негативные нормы и коллективные настроения). А многие изменения вообще недоступны такому лидерству. Ибо здесь управленческая воля большой силы, но низкого качества. Сила себя же и обессиливает. Слабая мощь — Вы такое встречали?

Если это личная особенность - такой руководитель не клиент нам, он кон-сультантонепригоден. Хотя бывает, что подобный стиль задан деловой куль-

турой: так действовали его руководители, он не видел иного. В этом последнем варианте требуется длительное индивидуальное консультирование (couching). Мы пока говорили об одном из типов организационной патологии - несовме­стимости личности с функцией. Встречались мне еще две причины нехватки управленческой воли руководителя.

Усталость лидерства,которая возникает от чрезмерной, изматывающей загрузки первого руководителя оперативным управлением, текучкой, все силы уходят на поддержание того, что есть, не остается времени и энергии для рабо­ты на перспективу. Иначе говоря, речь идет о другой разновидности оргпато-логии: подавление развития функционированием.

Но больше всего распространено просто неумение сочетать регулярный и стратегический менеджмент,текущие и инновационные задачи. Первые все­гда срочные, их нельзя отложить. Поэтому оперативка постоянно отвлекает.

Не будем, однако, делать вид, что слабость управленческой воли зависит только от личности и квалификации руководителей. Есть, конечно, довольно сильные внешние ограничениядля ее проявления. Из таких внешних ограни­чений стоит выделить прежде всего три.

Во-первых, это инерционностьсамой организации. Ее признаки обычно заметны на стадии стабилизации ее жизненного цикла, когда многое уже дос­тигнуто, никогда не было хорошо так, как сейчас. А тут зовут к чему-то ново­му... Достаточная удовлетворенность существующим, страх потерять его, стремление избегать дополнительных напряжений - все это может прочно сдер­живать инновационные инициативы.

Инерционность задается и большой дистанцией власти в организации. Со­трудники не информируются о готовящихся изменениях, им непонятен смысл решений руководства, у них нет возможности задавать вопросы, получать яс­ные ответы, их удел - лишь повиновение. Иногда дистанция власти столь ве­лика не только из-за стиля руководства, она глубоко заложена в организаци­онной культуре на уровне норм, никто и не представляет, как можно иначе: "Делай, что велят", "Не задавай трудных вопросов", "Мы и они".

Еще один вид инерционности - низкая достижителъная мотивация пер­сонала. Иногда и заработки большинства сотрудников низкие, и есть возмож­ность зарабатывать больше. Но у кого-то доход обеспечивает другой член се­мьи, кто-то просто смирился с бедностью. А всего чаще оказывается немало людей, очень даже желающих больших доходов, но только не за счет дополни­тельного напряжения и беспокойства. Если подбирается персонал с такими признаками, воля руководителя иссякает в нем, как ветер в лесу.

Преодоление инерционности организаций возвращает нас к универсаль­ным законам инноватики, и мобилизация управленческой воли в этом направ­лении происходит все теми же методами вовлечения персонала в инновацион­ные процессы. Об этом разговор отдельный.

Во-вторых, серьезным ограничителем управленческой воли является не­стабильность,частая смена условий работы по правовым, политическим, пси­хологическим и иным параметрам. Мало предсказуемые обрывы партнерских связей, скачки цен, непрерывные изменения в местных и федеральных законо­дательствах заставляют прерывать перспективные нововведения, отвлекаться на заделывание все новых брешей, а многие начинания вдруг становятся не-

нужными или невозможными. Поле деятельности консультанта тогда сжима­ется до исчезновения.

В-третьих, таким ограничителем бывает конфликт интересов.Особенно трудно реализовать новшество, если оно задевает интересы акционеров или соучредителей. Хотя для бизнеса оно нужно. А что может сделать руководи­тель с т. н. глухим сопротивлением тех работников и групп, чьи план или пред­ставления о деле, чьи интересы противоречат предстоящим изменениям? Наи­вно считать, что все интересы можно вовлечь в инновационный процесс. Не все. Так что при подготовке нововведений позиционный анализ организации очень полезен. Он может показать, что некоторые мероприятия и затевать не стоит ввиду их безнадежности.

Так или иначе, у незаинтересованных в изменениях подчиненных есть множество способов блокировать инициативы своих начальников (см. "Виды антиинновационных реакций", "Как подчиненные манипулируют своим руко­водителем").

И что же? Зачастую новшества встречаются с энтузиазмом, берутся за них горячо, но необходимость заниматься ими систематически постепенно утом­ляет, затраты времени и средств растут... Словом, "увы" - это увядшее "ура" (не помню, кто сострил).

Незавершенное нововведение создает опаснейший прецедент разочарова­ния, отравляет организационную культуру - душу организации. При его по­вторении складывается то самое коллективное настроение, о котором говори­лось выше. Это настроение превращает организацию в сдутый мяч, она уже "не прыгнет".

Коль скоро мы различаем в консультировании продукт и результат, то здесь самое время уточнить: продукта здесь нет, а результат огромен, но вреден как для организации, так и для консультанта. На новые изменения коллектив уже не поднять, либо они потребуют чрезвычайного напряжения.

Отсюда и строгое консультационное предупреждениеруководителям в начале каждого нововведения: "Лучше не делать, чем не закончить!" Иннова­ционная незавершенка ведет к стагнации. Хотя действует такое предупрежде­ние слабо, ибо на стадии "ура" к нему относятся без должного внимания. А когда еще его можно предъявить? На стадии "увы" консультант может напо­минать о нем, но это выглядит уже как самооправдание. Здоровое алармист­ское звучание подобное предупреждение получает где-то в середине работы по конкретному изменению.

Повторяю: если у новшества нет заинтересованного носителя,ему не стать нововведением, не дойти до рутинизации - мечте инноваторов. В ходе иннова­ционного процесса мы должны постоянно отрабатывать связь индивидуаль­ных и групповых интересов с соответствующими изменениями и в первую оче­редь интересов наших заказчиков - первых руководителей. Это также подкреп­ляет их угасающую управленческую волю.

Еще - предлагать и утверждать программыосуществления нововведений. Там роли, обязанности, регламент, средства и т. д. Программа наглядна и кон­тролируема. Правда, по природе своей программы рыхлые. Поскольку посто­янно меняются: уточнения, дополнения, переносы сроков. Непредвиденные действия и расходы. Зато замечена прямая связь между стоимостью програм-

мы и ее осуществляемостью. Зафиксированная и утвержденная программа но­вовведений есть некоторая материализация управленческой воли руководи­теля и немой укор ее немощи.

Наконец, "качество управленческой воли" есть выгодное понятие. Я заме­тил, как напрягаются взгляды клиентов, когда я называю и обосновываю его смысл. А войдя в их рабочий оборот, оно начинает действовать: сравнение, са­мооценка, некоторая мобилизация. Попробуйте, увидите.

Феномен грамотной управленческой воли столь важен, что служит одним из тонкоструктурных критериев для типологии руководителей и организаций. Нас всегда привлекает и обнадеживает их открытость изменениям. Но что дает открытость изменениям без способности их осуществить?

Раз это так важно при выборе клиентной организации, для ориентации в ней, то надо же как-то предварительно оценивать качество управления по это­му признаку. Что тут можно предложить?

Некоторую информацию для предварительной оценки управленческой воли конкретного руководства дает анализ решений (приказов, распоряжений). Про­сматривая протоколы, приказы, мы видим повторение одних и тех же заданий, взыскания за их неисполнение, а потом вдруг эта тема обрывается без следов.

Показательна в этом смысле история организации, о которой по первой же просьбе будут рассказывать едва ли не все сотрудники, включая первого руководителя. В ней Вы найдете упоминания о победах и неудачах, но с очень разными оценками и комментариями. Я заметил, что история организации — вещь очень авторская. Ее события для постороннего часто выглядят весьма позиционно. Приходится давать им собственную трактовку в контексте соот­ношения управленческой воли и организационной среды.

В диагностическом интервью еще на стадии знакомства, а потом и при обсуждении с респондентом проблем снова появляется возможность уже кон­фиденциально подойти к тому же предмету.

Очень информативно наблюдение за совещаниями с участием высшего руководства. Там лучше всего видны и волевые качества руководителя. И ре­акции подчиненных.

Все это неплохо проанализировать совместно с руководителем в режиме индивидуального консультирования его (coaching). В сочетании с матрицей "Как подчиненные манипулируют своим руководителем" это проходит с боль­шим вниманием и активностью с его стороны.

Нет у меня пока более точных методов диагностики качества управлен­ческой воли. В основном - через понимание. Зато есть ясное представление, что структура этого феномена исчерпывается тремя составляющими:

- энергия и целеустремленность самого руководителя в достижении данной
цели, убежденность в необходимости данного нововведения, требователь­
ность, готовность к решительным действиям для его осуществления;

- технологичность проведения новшества через весь инновационный про­
цесс: грамотное стадирование, последовательность, распределение ролей
участников, обеспеченность ресурсами;

- заинтересованная исполнительность, т. е. реальное влияние руководите­
ля, инноваторов на персонал, доверяющий и содействующий нововведе­
нию, цели которого совпадают с интересами работников, что прежде всего

зависит от социальной компетентности руководителя, состояния органи­зационной культуры.

Теперь давайте разместим слева энергию, технологичность, исполнительность с необходимой расшифровкой каждой из этих составляющих, а справа от них вы­пишем то, что противостоит левой части, т. е. внешние ограничения, инерцион­ность, коллективное настроение, нестабильность, конфликт интересов или что-то еще, словом, то, что актуально для данной ситуации. Оценим веса каждого из при­знаков при максимальном весе каждого 100. Оцениваем, конечно, полипозицион-но по группам или участникам одной (см. об этом раздел по оргдиагностике). И если средний вес левой части хотя бы на 30 баллов превышает правую, качество управленческой воли достаточно, чтобы дать новшеству шанс стать нововведени­ем и дойти до рутинизации. Но в любом случае надо думать, как подкрепить ле­вую часть, как обойтись с правой. Получается формула такого вида:

Э.Т.И^ИгКпКгН^,

где: Э - энергия (см. выше);

Т— технологичность;

И3 - заинтересованная исполнительность;

Ии - инерционность организации;

Кн - коллективное настроение;

Ки - конфликт интересов;

Н^ - нестабильность среды.

Формула поддается модификациям: качество управленческой воли в орга­низации вообще или применительно к конкретному нововведению, можно от­бирать компоненты в актуальном сочетании и т. п.

Стоит предложить группе из клиентной организации самим составить пра­вую часть формулы. А левую? По-моему, ее лучше предлагать в таком виде.

И вот качество управленческой воли в данной организации в данный пе­риод по отношению к данному нововведению получает определенность. По­учительно увидеть в количественном выражении оценки возможностей, ресур­сов, ограничений в соединении двух генеральных ценностей организации -управляемости и инновационное™. А дальше открывается дверь в глубокое консультирование процесса поиска средств повышения весомости левой сто­роны и облегчения правой.

Наши рекомендации