Проявление воли отражается в : а)Сила воли б) Настойчивость в) Выдержка Г)Смелость

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
Этапы волевого действия :

Простые ( Мотив,исполнение действия , оценка результата)

В сложных сопровождается столкновением противоречивых побуждений борьбой –борьбой мотивов.( осознание цели и стремление достичь ее, осознание ряда возможностей достижения цели,борьба мотивов и выбор)

25. Волевые качества личности.

Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли : 1) Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. 2)Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. 3) Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. 4) Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. 5) Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. 6) Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности. 7) Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности. 8) Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера.

26. Понятие и структура личности. Личность, индивид, индивидуальность.

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность".Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Личность- это человечкский индивид в совокупности устойчивых психологических качеств ,социально обусловленных составляющих его индивидуальность т.е. своеобразие человека отличащих его от других людей .

Структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. Два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром.

Направленность личности – это совокупность потребностей , и мотивов личности определяющих главное направление её поведения.(положительная и отрицательная )

Направленность – это влечение , желание, интересы , убеждения , идеал , мировозрения.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

Индивид –это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств : Биологических , Физических , Социальных.

Индивидуа́льность -— совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

27. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.

Темперамент- это индивидуальные , врождённые психические особенности человека, определяющие динамику протекан его психических процессов и поведения.

Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. Она связаны с возбуждением –это ответ на раздражение ; торможение- это востановление после возбуждения.

Типы темпераметра :

1)Сангвиник -стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Он увлекается всем, что ему приятно. В основе его поведения - стремление к наслаждению. Эмоции сангвиника (в основном положительные) быстро возникают и не долго продолжаются. Неудачи им переживаются сравнительно легко. Сангвиник доверчив, легковерен, непостоянен. При неблагоприятных условиях его подвижность может смениться отсутствием сосредоточенности, поверхностными суждениями, поспешностью в действиях.

2) ХОЛЕРИК -склонен к резким сменам настроения, энергичен, стремителен, порывист, быстро воспламеняется, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивен. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль ад своими эмоциями.

3) ФЛЕГМАТИК- хладнокровен, медлителен, спокоен, не сразу поддаётся чувствам, обычно отличается постоянством. он не склонен к принятию скоропалительных решений, свои страдания переносит терпеливо, спокойно реагирует на переживания других, жалуется редко, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и плохо приспосабливается к новой обстановке. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться апатия, склонность к выполнению однообразных, привычных действий.

4) МЕЛАНХОЛИК- склонен к депрессии, печали, подавленности. Внешне он слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе окружающих как пренебрежение, недооценку. Страдает глубоко, утешается с большим трудом. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.

28.Характер как система отношений личности. Классификация черт характера

Хара́ктер— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера.

Черты характера :

1. В отношении к другим людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2. 2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. 3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. 4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.).

29. Способности: виды и характеристика. Талант и одаренность.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Виды способностей :

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Характеристика способностей :

1)Общий интеллект (способность к познанию и решению проблем)

2) Креативность (способность к творчеству, в том числе и к усмотрению проблем)

3)Обучаемость (способность к усвоению знаний и умений в условиях обучения)

Соотносится представление о специальных, частных способностях как совокупности свойств, обеспечивающих успех в одном, определенном виде деятельности.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. (слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); пространственный (присущ дизайнерам и художникам); физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами); цифровой (характерен для математиков, программистов))

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

30. Категория деятельности в психологии, её структура и виды.

Деятельность – это внутреняя пчихическая и внешняя физическая активность человека ,регулируемая сознательной целью, деятельность всегда целенапревленна.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности:

1) Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

2) Операциейименуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

виды деятельности :

1) Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества.

2) Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности.

3) Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности.

31. Общение - основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения.

Общение – это процесс обмена информацией и оказание различных воздействий людей друг на друга . Это сложная форма социальной активности содержания.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Средства общения :

А) Вербальные(голос,язык) Б)Невербальные(жесты,мимика,пантомимика)

Цели общения - классификация функций общения в зависимости от его цели:

1- контактная функция; 2- побудительная функция; 3- функция понимания; 4-функция установления отношений; 5- функция оказания влияния. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Структура общения :

По Андреевой-3структуры общения:

1)Комуникативная состовляющее(обмен информацией между людьми )

2)интегративная(включает в себя взаимодействие людей )

3)Социально-перцетивная(предпологает восприятие и познание людьми друг друга)

По Ласуэлбю :

1)Комуникатор-ччеловек передаёт сообщение. 2)Содержание сообщение. 3)Канал сообщения 4)Агрегат комуникации. 5)результат комуникации.

Виды общения :

1) По содержанию оно может быть:а) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) б) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) в) Когнитивное (обмен знаниями) г) Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2)Поцелям общения делятся на : а)Биологическое(поддерживаетразвитие,функционирование организма) б)Социальное(предпологает установление контактов,с целью личностного роста человека)

3) По средствам общение может быть: а)Вербально общение(язык,жесты) б)Проксимальное(мимика,пантомимика) и 4 его зоны-Публичная(750-400см) Социальная(140-120см) Личная(120-45СМ) иИнтимная(45-осм)

32. Конфликты, их виды.

Конфликт – это столкновение , противоречивых , противоположных взглядов , точек зрения , интересов людей .

Группы источников : 1)Ущемление личных интересов субъекта. 2)Ощибочное преписыввание коу либо , позиций направленных против субъекта.3)Психологическое непереносимость , основаная на предвзятом отношении и свойствам.

Виды конфликтов :

А)Внутриличностный-это состояние, неудовлетворённостей человека , какими либо сторонам его жизни.

Б) Межличнгостный-относится к взаимотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости их позиций.

В) Групповой и внутригрупповой-между группами ,внутри коллектива межличностный конфликт в зависимости от активности или пасивности сучъекта и аппанента

Виды межличнгстного конфликта : а) мнимый -один участник (заговор за глаза ) б) однородный – 2 участника , субъект и апанент в) Недоразумение – при обоюдной ошибке субъекта и объекта .

33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов.

Способы развития конфликта :

А)поступательное (игровое)-развитие конфликта.Противники поочерёдно делают ходы , и только за тем конфликт достигает наивысшей точки)

Б) Бурная-лавинообразная(Действие участников конфликта стремительные,прямолинейные, быстро достигает своего максимального уровня и происходит резкий спад)

В) Взрывное(когда есть скрытый период нагнетения раздражения у одного из участников конфликта . и конфликт быстро достигает своего максимума)

Есть действительно неизбежные конфликты, связанные с процессом развития, и есть конфликты необязательные, которые порождаются неточностями в действиях руководителя, ошибками в формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности.

Исходы конфликта :

А) полное разрешение угасания конфликта.

Б) спад , переход в храническое состояние.

В)Возврат ,Стостояние готовности к конфликту.

Г) мнимый выход из конфликта, это отвлечение от проблему , без её преодоления.

34. Малая группа, её виды.

Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группаэто немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров

Стадии коллектива :

1) Стадия первичного синтеза(присматриваются к руководителю , а он знакоммит их с целями и задачами )

2) Стадия дифференциации (когда происходит образование микрогрупп,среднего звена )

3) Стадия синтеза (на который образуется общность установок , интересов,целей)

Командный, Административный,Авторитарный,Демократический.Либеральный,Анархический типы лидера.

Авторитарный тип лидера –это преобразование личной активнсти , энергии лидера , подовление инициативных участников малой группы.

Демократический тип лидера – этот тип не очень замечен , по своими действиями , он способствует росту активности каждого члена малой группы, и единства группы на основе взаимопонимания уважения.

Харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные,

выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда

традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций,передаваемых по наследству Рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщиесвободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.

36. Предмет и объект педагогики.

Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека.

Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести, что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником. Педагогом стали называть человека, который на основе этой науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он шел сам.

Под предметомтой или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности. Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.

Предмет педагогики, это образование как реальный целостный педагогический процесс, который организуется в специальныйх социальных институтах.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

37. Функции и задачи педагогики.

Функции педагогики :

1)Теоретическая(описательный,объяснительный) – это изучение передового педагогического опыта:

А)Диагностический-это выявление состояние педагогических явлений. Б) Прогностический-это эксперементальные исследования по развитию педагогического процесса.

2)Технологическая: а) уровень проектирования,создания учебных планов,программ,учебных пособий. Б) преобразовательный- направленный на внедрение педагогической науки на практике. В) Рефлексивный-(Коректировочный).

Задачи педагогики :

1) получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

2) анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

3) раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

4) установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).

38. Основные научные категории педагогики.

39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика(пайдогогос). Педагогика-это наука , изучающия закономерности передачи старшим поколениям и усвоения младшим поколениям социального опыта необходимого для жизни и труда.

Педагогика-самостоятельная теория , имеющая предмет и объект педагогики.

Структурно педагогика включает общую педагогику напавленную на изучение общих , основыных закономерностей образования , воспитания и обучения человека. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влия-ние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованьями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания.

Возростная педагогика –изучает особенности воспитания человека в зависимости от возрастного переода его разватия.

Дефектология-относится к отрасли специальной технологии ,в которой разрабатывается теория , методы и формы.

Лечебная-развивается в тесном контакте с медециной

Производстенная – она занимается закономерностями обучения работающих людей , вышениях их квалификации.

Педагогика третьего возраста- воспитание и обучения в военных и учебных. Военная-изучает закономерности и обучения в военных и учебных заведениях.

40. История зарождения и развития педагогического знания.

Любой развивающейся науке, в том числе и истории педагигики , свойственна постоянная саморефлексия, служающая надёжным инстументом обеспечения её непрерывного, восходящего генезиса.

Педагогика накопила огромное количество фактов , описаний, научных обобщений.История педагогики часто воспринимается всего лишь как элемент , часть педагогики,вместилище всего того,что уже было.Специфок истории является то что она не сможет быть вырвана их контекста становления и развития общесоциального знания, поскольку «изучает коллективную работу поколений-практическую и теоретическую»

Педагогика , как наука представляет собой совокупность знаний , которые лежат в основе описания, анализа , организация, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Историческое развитие падагогического знания проходит несколько этапов :1)зарождение педагогических идей в русле философских учений. 2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогичесих произведений. 3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям.

Основано на саморазвитии научной отрасли , сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками-философией,психологией,социологией,математикой,политологией.

41. Методы педагогического исследования.

К методам относятся – наблюдение.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие , какого либо явления. В результате наблюдения ведутся записи , и создаётся план.

Этапы наблюдения:

А)Определение задач и цели наблюдения.

Б) Выбор объекта. В) Выбор способа наблюдения Г)выбор варианта записи наблюдения.

Д) Обработка полученной информации.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.

Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

Тестирование-использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

42. Структура педагогики.

  1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
  2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
  3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
  4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
  5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
  6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
  7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
  8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
  9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
  10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс.

Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры.

Функции образования :

- Среда общения. - Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры. - Средство развития и становления человека, как личности и профессионала. - Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

Виды образования :

— тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое. - тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное. - тип освоения культурных ценностей человеческого общества -классическое, художественно-эстетическое, религиозное - тип образовательной системы - университетское, академическо-гимназическое - уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее. Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

44. Социокультурные функции образования.

Наши рекомендации