Групповая структура контингента инноваторов
Инноваторы | |||
по типу инновационной деятельности | по отношению к основной специальности | по предмету инновационной деятельности | |
Создатели Рационализаторы | Про-фесси-ональ-ные | В рамках основной специальности, но вне служебных обязанностей Вне основной специальности | Материальные средства Социальные отношения и структуры Методы деятельности Социальные нормы |
но, изготовить его, его практическую значимость проявить в деле, а определят эту значимость те, кто будет его использовать.
Соответственно этому спектакль под названием "нововведение" играют организаторы, разработчики, проектировщики, изготовители и пользователи. И этот спектакль будет "кассовым" только в том случае, если каждый из них будет хорошо знать и исполнять свою роль.
Раз нововведение - это не только его исполнители, но и связи между ними, значит, на них надо обратить самое серьезное внимание и проанализировать, исходя из принципа системности и соображений практической целесообразности. Каждая из этих ролей уникальна, и все же для удобства анализа можно выделить несколько одинаковых характеристик. Их 5 - сама по себе характеристика каждой из групп; назначение каждой группы; отношения с партнерами; вклад в нововведения; желаемые изменения в каждой из них для оптимизации процесса нововведения.
Как социальный процесс, нововведение выступает в виде взаимодействия разных профессиональных, организационных групп, а также организованной или массовой клиентуры на рынке. Их участие в данном нововведении может быть охарактеризовано через ролевую позицию, занимаемую ими в рамках поставленных целей-заданий.
Руководители организаций часто жалуются на трудности реализации даже очень перспективных нововведений: нового оборудования, организационного порядка, методов работы и т. п. Дело в том, что интенсификация инновационного процесса возможна через переход от проектирования новшеств к планированию самих инновационных отношений, что означает не только распределение заданий по разным подразделениям, но и обеспечение их выполнения. Отсюда следует, что основанием для каждого крупного нововведения должна стать специальная целевая программа,определяющая порядок материально-технического снабжения, способы интеграции различных групп участников нововведения, формы обратного влияния последующих стадий нововведения на предыдущие, в т. ч. финишной на начальную. Иначе говоря, необходимо сквозное, но гибкое планирование прохождения новшества через все связанные с ним организации. Целесообразно перестроить систему показателей и стимулов, учитывая не только промежуточные, но и конечные цели нововведения.
Как и во всем мире, в нашей стране изготовители новой продукции все чаще берут на себя организацию освоения ее у клиентов, а некоторые фирмы
прямо специализируются на реализации нововведений. Такие организации должны были бы осуществлять доводку, комплектование с учетом особенностей конкретных предприятий-пользователей, поставку на места, монтаж, обслуживание, подготовку персонала, разрешение на месте возникающих при этом проблем.
Интеграции инновационных процессов также способствует создание временных целевых групп, объединяющих на регулярной основе представителей разных групп участников нововведений. Их задача состоит в преодолении различий в целях, профессиональных предубеждений, совместном решении смежных проблем. Наиболее целесообразно введение подобных групп, объединяющих разработчиков и проектировщиков, разработчиков и пользователей.
МАРКЕТИНГ НОВШЕСТВ
Несмотря на большую сложность внутриорганизационных нововведений, о которых в основном здесь идет речь, главным источником инновационной активности, конечно же, является рынок, платежеспособный спрос. Снова хочу подчеркнуть: даже в наше время повсеместной экспансии рынка он далеко не единственный стимулятор обновления производства и услуг. Люди всегда стремились и будут стремиться улучшать свою жизнь - ее предметную среду, потребление, труд и т. п. Во времена административного хозяйства, когда реакция конечного потребителя не имела для изготовителя особого значения, даже тогда огромное число инноваторов пробивались через равнодушие и сопротивление, правовые ограничения и даже преследования. И немало нового рождалось и даже применялось. Так что не будем впадать в коммерческий абсолютизм - тяга к новшествам заложена в природе человека, и он будет их создавать, даже если их запретить.
Но открытое общество неизбежно становится потребительским (хотя и к моему сожалению). И спрос, конкуренция за покупателя в нем определяют инновационную политику предприятий, банков, страховых компаний, ферм, туризма и т. д.
Более того, именно продуктные нововведения определяют целые шлейфы обеспечивающих нововведений, а не наоборот. Иначе говоря, если мы замечаем, что новая модель ботинок или конструкция велосипеда находят достаточный спрос у населения, тогда мы ищем и способы улучшения этих изделий и расширения их производства на своем предприятии. А для этого потребуются нововведения в технологии и организации труда.
Есть две возможности продвижения нового товара на рынок: маркетинг по продукту и маркетинг по потребителю.
Первый означает стремление продавать то, что мы можем производить. Тут изготовитель исходит из своих условий: достижений в разработке новшеств и в повышении их качества. Отправной точкой отсчета и определения стратегии на рынке становится тогда вопрос: а что мы умеем делать лучше других? что мы сможем сделать такого, чего не могут другие?
Второй вид маркетинга заходит с обратной стороны: каковы тенденции изменения спроса? какие потребности клиентов, покупателей еще не удовлет-
ворены? какие появятся вскоре? А уже потом мы смотрим - что успеем предложить для этого раньше и лучше других.
Понятно, что оба вида маркетинга взаимозависимы, хотя акценты существенно различны. Маркетинг по потребителю в целом более активен, динамичен и дает больше шансов не только на выживание, но и на процветание.
И еще одно важное различие.
Раньше уже говорилось о целенаправленных и целеустремленных системах. В данном контексте целенаправленность - способность гибко и быстро реагировать на изменения рынка, умело приспосабливаться к нему через соответствующие изменения в своей организации.
Целеустремленность означает проактивное управление, т. е. способность к порождению таких новшеств, которые пока неизвестны потребителю и фактического спроса на них еще нет. Но он может быть возбужден, спровоцирован неожиданными для рынка изделиями и услугами, если они соответствуют не проявленным до этого потребностям. Именно проактивное поведение изобретателей технических, экономических и социальных и других новшеств инициируют радикальные нововведения. Так появились джинсы, кубик Рубика, торговля "все за 1 фунт" (любой товар в магазине стоит одну и ту же круглую и небольшую сумму), кредитная пластиковая карточка и т. д.
Есть у инноваторов свои грехи, есть и заблуждения: иногда их продукция ущербна.