Этап успешного развития
На этапе успешного развития команда сталкивается с различными серьезными и незначительными ситуациями. Назовем их стратегическими ситуациямив контексте продуктивной работы. Среди них можно выделить пять наиболее важных в любой сфере деятельности команды.
Развертывание активной деятельности по достижению основной цели.Для строительной бригады это закладка фундамента, в сезонной сельскохозяйственной бригаде — посевная, в команде рекламистов — запуск новой рекламы в СМИ.
Следуя военной терминологии, эту стратегическую ситуацию можно назвать наступлением. Команда создана, следовательно, она должна активно реализовы-вать свой потенциал, а именно — завоевывать неосвоенные территории. В наступательной операции для команды важны четыре ключевых момента:
□ четкое понимание своих конкурентных преимуществ, «изюминок», ресурсов, возможностей; прежде чем наступать, команда должна хорошо оценить свои силы и возможности;
□ достаточный период подготовки к «наступлению»; члены команды должны продумать каждую мелочь, оценить все риски, спрогнозировать реакцию соперника, клиента, рынка, рассмотреть и сопоставить альтернативные сценарии наступления, грамотно распределить «зоны ответственности»;
□ правильный, продуманный выбор момента наступления. Точный выбор времени может предопределить успех — классическое правило стратегов. Время наступления — это великая тайна команды. На этот период отменяются все корпоративные мероприятия, отпуска и даже болезни. Члены команды должны так устроить и свои личные дела, чтобы в период наступления они не отнимали силы;
□ понимание того, что наступление — это активное, отчасти агрессивное действие. В наступление должна быть вложена вся энергия команды. Наступление требует от каждого члена команды максимальной самоотдачи.
Удачное наступление приносит лавры успеха, а это всегда приятно. Главное понимать, что наступление — это грамотные, профессиональные действия команды, направленные на достижение либо промежуточного, либо конечного результата. Первая стадия наступления завершается достижением промежуточного результата.
Анализ промежуточного результата или аналитическая пауза.Для строительной бригады это ожидание и оценка качества заливки фундамента для последующих операций технологического цикла. В сельскохозяйственной бригаде это завершение посевной и анализ ее успешности. В команде рекламистов — аналитическая пауза для разбора первых результатов запуска ролика в СМИ. В производственно-сбытовой команде — анализ результатов первого этапа маркетинга новой экономической ниши. В военной терминологии эту стратегическую паузу можно назвать закреплением на достигнутых рубежах.
В некоторых сферах деятельности (банковское дело, розничные продажи и др.) в этой ситуации целесообразно тактическое отступление для:
□ усыпления бдительности конкурента;
□ пополнения банка информации о рынке, клиенте, конкурентах, ситуации;
□ оценки и проработки неожиданно возникших рисков.
Во время отступления самое уязвимое место — дух команды. Поэтому команда должна ясно осознавать выгодность для нее такого тактического хода. В этой стратегической ситуации команда еще раз, уже с новых позиций оценивает свой потенциал, надежность своего тыла.
Оборона.Ситуация связана с возможностью вероломного нападения в условиях рыночной конкурентной борьбы. Например, в момент развертывания своей PR-акции команда столкнулась с более масштабной общественной кампанией конкурирующей или появляющейся на рынке фирмы; или на бирже кто-то развернул спекулятивную операцию против акций фирмы-команды, или на сельскохозяйственном рынке начался завоз более дешевой продукции из другого региона и пр.
Команды, ориентированные на наступление, часто оказываются уязвимыми в ситуациях нападения на них. Все учебники и трактаты, посвященные стратегии, говорят о том, что способность к обороне — часть успешного функционирования, в том числе и команды.
Главная причина,по которой команда на этапе успешного развития принимает решение об обороне,— это недостаток ресурсов для организации наступления.
Успешная оборона в команде — это сочетание трех процессов:
□ ритмичная работа команды в режиме экономии ресурсов;
□ оперативный сбор информации о «нападающем» и актуальной ситуации на рынке;
□ поиск нестандартных решений, приемов для «контратак» (например, когда американский автомобильный рынок подвергся наступлению японских конкурентов, американцы развернули массовую рекламную кампанию, девизом которой стал тезис «истинный патриот должен ездить на отечественной машине»; за счет этого американские автомобилестроители выиграли время на перестройку производства и выпуск новых моделей).
Правильно организованная оборона дает команде выигрыш во времени, силах и информации. Главное — уметь своевременно, оперативно и плавно перейти к оборонительной операции, что должно быть заранее продумано, так как подобные ситуации возникают, как правило, внезапно и разворачиваются неожиданным образом.
Внезапность — основное оружие конкурента.
Поражение.Как пишет Д. Степанов, «поражение — это не только неисполнение стратегического замысла, срыв задуманного, но и реализация стратегического замысла противника, направленного против вас». Несмотря на то что поражение приносит команде ряд негативных переживаний и существенно влияет на ее дух, очень важно воспринимать эту ситуацию как контрольный тест для команды. Только поражение может продемонстрировать команде все ее уязвимые места, ошибки в подготовке «наступления», скрытые конфликты и противоречия. Поэтому главная задача команды в подобной ситуации — устоять, извлечь как можно больше уроков и обратить их в свою пользу. Возможность поражения обязательно должна проигрываться командой при выборе стратегии и тактики своих действий, своего наступления.
На этапе успешного развития команды ситуация частного поражения может рассматриваться как реальный тренинг эффективных действий команды в экстремальной ситуации:
□ проверка команды на прочность — прекрасный тест на жизнеспособность. По тому, как команда выйдет из чрезвычайной ситуации, каков будет характер взаимоотношений между членами команды, как будет действовать лидер, можно будет дать прогноз ее эффективности в перспективе;
□ поражение должно сплотить команду. Все мелочи отходят на задний план. Успешное преодоление состояния неуспеха становится конкретным общим результатом, активизирующим ресурсы членов команды;
□ поражение активизирует аналитические процессы. Почему это произошло? Что следует изменить, усовершенствовать? Какие ресурсы следует задействовать, чтобы застраховать себя от аналогичных ситуаций? Отвечая на эти и другие вопросы, команда учится конструктивному проблемному анализу, что, в свою очередь, делает ее более зрелой;
□ поражение может простимулировать изменение подхода к решению проблем, к изменению стиля деятельности в целом, а следовательно привести к формированию более органичного для команды стиля успешной деятельности.
Опытные команды могут специально применять инсценировки поражения, когда перед конкурентом необходимо создать иллюзию собственной гибели. В этом случае поражение — это прелюдия наступления.
Достижение поставленной цели, или победа.Это — успех, достижение результата, ликование, праздник, лавры, шампанское, чувство перспективы и другие приятные вещи. Кажется, что с победой «все понятно», главное — ее добиться. Однако победа оказалась среди стратегических ситуаций неслучайно. Дело в том, что команде необходимо выработать четкое понимание смысла как поражений, так и побед.
В чем смысл победы? В том, что она прежде всего показывает, что команда находится на правильном пути, применяет верную тактику и стратегию, грамотно готовится к наступлениям, хорошо работает с клиентами и партнерами. Как говорится, победу нужно готовить. Другой вывод заключается в том, что, хоть и не часто, но все-таки действует фактор удачи, счастливого случая, везения.
Поэтому если на этапе успешного развития команда достигает успеха, победы, то после того как утихнут тосты и восхищенные возгласы, важно проанализировать источники победы. Все составляющие успеха должны войти в «копилку» команды. Ну, а если основной источник победы — это везение, значит, жизнь дала команде шанс поверить в свои силы, накопить ресурсы. Следовательно, важно грамотно его использовать «на перспективу». «Сегодня он празднует победу, одержанную вчера, и в нынешнем триумфе черпает силы для завтрашних сражений», — пишет об этом П. Коэльо.
Главная опасность в данной ситуации — потеря бдительности, головокружение от успехов. Однако и принижать значение успеха тоже нельзя. Побеждая, команда балансирует на «лезвии бритвы»: с одной стороны, завершается конкретный этап ее деятельности и важно собрать свой «урожай», с другой — необходимо
понимать, что победа это лишь указание на то, что команда на правильном пути при условии, что ее переживание успеха не затянется надолго...
Этап успешного развития команды связан с ее подъемом. Несмотря на разнообразные приключения, «стратегические ситуации», это самый плодотворный этап жизнедеятельности команды. Именно на этом этапе лидер команды или руководство, проверяя всех членов команды «в деле», может выделить «гвардию», т. е. то ядро, на которое можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, и которых нужно удерживать в команде (фирме, организации) не жалея разнообразных ресурсов. Также на этом этапе несложно выделить и «балласт», с которым можно будет расстаться при неблагоприятном стечении обстоятельств. Команда ведь может обновляться...
Итак, команда достигает цели. Наступает непродолжительное время почива-ния на лаврах. Что дальше? И как говорят мудрецы, «опасность подстерегает на вершине» — команда входит в зону периода поиска. Согласно мудрой поговорке, «люди устают от процветания не меньше, чем от войны». Поэтому руководству, самой команде необходимо сосредоточиться на постановке следующих целей. В противном случае команда перейдет в фазу распада.
В заключение — один очень важный совет психолога. Для того чтобы команда смогла сформировать новые цели своей деятельности или вдохновиться новыми целями, поставленными руководством, членам команды необходим коммуникационный отпуск, хотя бы небольшой. Члены команды должны отдохнуть друг от друга. За время отпускной паузы происходит реабилитация их взаимоотношений. Это необходимый этап «зарядки аккумулятора психологических ресурсов команды».