Этап успешного развития

На этапе успешного развития команда сталкивается с различными серьезными и незначительными ситуациями. Назовем их стратегическими ситуациямив кон­тексте продуктивной работы. Среди них можно выделить пять наиболее важных в любой сфере деятельности команды.

Развертывание активной деятельности по достижению основной цели.Для строительной бригады это закладка фундамента, в сезонной сельскохозяйствен­ной бригаде — посевная, в команде рекламистов — запуск новой рекламы в СМИ.

Следуя военной терминологии, эту стратегическую ситуацию можно назвать на­ступлением. Команда создана, следовательно, она должна активно реализовы-вать свой потенциал, а именно — завоевывать неосвоенные территории. В насту­пательной операции для команды важны четыре ключевых момента:

□ четкое понимание своих конкурентных преимуществ, «изюминок», ресур­сов, возможностей; прежде чем наступать, команда должна хорошо оце­нить свои силы и возможности;

□ достаточный период подготовки к «наступлению»; члены команды должны продумать каждую мелочь, оценить все риски, спрогнозировать реакцию соперника, клиента, рынка, рассмотреть и сопоставить альтернативные сце­нарии наступления, грамотно распределить «зоны ответственности»;

□ правильный, продуманный выбор момента наступления. Точный выбор вре­мени может предопределить успех — классическое правило стратегов. Вре­мя наступления — это великая тайна команды. На этот период отменяются все корпоративные мероприятия, отпуска и даже болезни. Члены команды должны так устроить и свои личные дела, чтобы в период наступления они не отнимали силы;

□ понимание того, что наступление — это активное, отчасти агрессивное дей­ствие. В наступление должна быть вложена вся энергия команды. Наступле­ние требует от каждого члена команды максимальной самоотдачи.

Удачное наступление приносит лавры успеха, а это всегда приятно. Главное понимать, что наступление — это грамотные, профессиональные действия коман­ды, направленные на достижение либо промежуточного, либо конечного резуль­тата. Первая стадия наступления завершается достижением промежуточного результата.

Анализ промежуточного результата или аналитическая пауза.Для строи­тельной бригады это ожидание и оценка качества заливки фундамента для после­дующих операций технологического цикла. В сельскохозяйственной бригаде это завершение посевной и анализ ее успешности. В команде рекламистов — анали­тическая пауза для разбора первых результатов запуска ролика в СМИ. В произ­водственно-сбытовой команде — анализ результатов первого этапа маркетинга новой экономической ниши. В военной терминологии эту стратегическую паузу можно назвать закреплением на достигнутых рубежах.

В некоторых сферах деятельности (банковское дело, розничные продажи и др.) в этой ситуации целесообразно тактическое отступление для:

□ усыпления бдительности конкурента;

□ пополнения банка информации о рынке, клиенте, конкурентах, ситуации;

□ оценки и проработки неожиданно возникших рисков.

Во время отступления самое уязвимое место — дух команды. Поэтому команда должна ясно осознавать выгодность для нее такого тактического хода. В этой стра­тегической ситуации команда еще раз, уже с новых позиций оценивает свой по­тенциал, надежность своего тыла.

Оборона.Ситуация связана с возможностью вероломного нападения в услови­ях рыночной конкурентной борьбы. Например, в момент развертывания своей PR-акции команда столкнулась с более масштабной общественной кампанией конку­рирующей или появляющейся на рынке фирмы; или на бирже кто-то развернул спекулятивную операцию против акций фирмы-команды, или на сельскохозяйствен­ном рынке начался завоз более дешевой продукции из другого региона и пр.

Команды, ориентированные на наступление, часто оказываются уязвимыми в ситуациях нападения на них. Все учебники и трактаты, посвященные стратегии, говорят о том, что способность к обороне — часть успешного функционирования, в том числе и команды.

Главная причина,по которой команда на этапе успешного разви­тия принимает решение об обороне,— это недостаток ресурсов для организации наступления.

Успешная оборона в команде — это сочетание трех процессов:

□ ритмичная работа команды в режиме экономии ресурсов;

□ оперативный сбор информации о «нападающем» и актуальной ситуации на рынке;

□ поиск нестандартных решений, приемов для «контратак» (например, когда американский автомобильный рынок подвергся наступлению японских кон­курентов, американцы развернули массовую рекламную кампанию, деви­зом которой стал тезис «истинный патриот должен ездить на отечественной машине»; за счет этого американские автомобилестроители выиграли вре­мя на перестройку производства и выпуск новых моделей).

Правильно организованная оборона дает команде выигрыш во времени, силах и информации. Главное — уметь своевременно, оперативно и плавно перейти к оборо­нительной операции, что должно быть заранее продумано, так как подобные ситуа­ции возникают, как правило, внезапно и разворачиваются неожиданным образом.

Внезапность — основное оружие конкурента.

Поражение.Как пишет Д. Степанов, «поражение — это не только неисполне­ние стратегического замысла, срыв задуманного, но и реализация стратегическо­го замысла противника, направленного против вас». Несмотря на то что пораже­ние приносит команде ряд негативных переживаний и существенно влияет на ее дух, очень важно воспринимать эту ситуацию как контрольный тест для команды. Только поражение может продемонстрировать команде все ее уязвимые места, ошибки в подготовке «наступления», скрытые конфликты и противоречия. Поэтому главная задача команды в подобной ситуации — устоять, извлечь как можно боль­ше уроков и обратить их в свою пользу. Возможность поражения обязательно дол­жна проигрываться командой при выборе стратегии и тактики своих действий, сво­его наступления.

На этапе успешного развития команды ситуация частного поражения может рассматриваться как реальный тренинг эффективных действий команды в экстре­мальной ситуации:

□ проверка команды на прочность — прекрасный тест на жизнеспособность. По тому, как команда выйдет из чрезвычайной ситуации, каков будет ха­рактер взаимоотношений между членами команды, как будет действовать лидер, можно будет дать прогноз ее эффективности в перспективе;

□ поражение должно сплотить команду. Все мелочи отходят на задний план. Успешное преодоление состояния неуспеха становится конкретным общим результатом, активизирующим ресурсы членов команды;

□ поражение активизирует аналитические процессы. Почему это произошло? Что следует изменить, усовершенствовать? Какие ресурсы следует задей­ствовать, чтобы застраховать себя от аналогичных ситуаций? Отвечая на эти и другие вопросы, команда учится конструктивному проблемному ана­лизу, что, в свою очередь, делает ее более зрелой;

□ поражение может простимулировать изменение подхода к решению проблем, к изменению стиля деятельности в целом, а следовательно привести к форми­рованию более органичного для команды стиля успешной деятельности.

Опытные команды могут специально применять инсценировки поражения, ког­да перед конкурентом необходимо создать иллюзию собственной гибели. В этом случае поражение — это прелюдия наступления.

Достижение поставленной цели, или победа.Это — успех, достижение ре­зультата, ликование, праздник, лавры, шампанское, чувство перспективы и дру­гие приятные вещи. Кажется, что с победой «все понятно», главное — ее добиться. Однако победа оказалась среди стратегических ситуаций неслучайно. Дело в том, что команде необходимо выработать четкое понимание смысла как поражений, так и побед.

В чем смысл победы? В том, что она прежде всего показывает, что команда находится на правильном пути, применяет верную тактику и стратегию, грамотно готовится к наступлениям, хорошо работает с клиентами и партнерами. Как гово­рится, победу нужно готовить. Другой вывод заключается в том, что, хоть и не час­то, но все-таки действует фактор удачи, счастливого случая, везения.

Поэтому если на этапе успешного развития команда достигает успеха, победы, то после того как утихнут тосты и восхищенные возгласы, важно проанализировать ис­точники победы. Все составляющие успеха должны войти в «копилку» команды. Ну, а если основной источник победы — это везение, значит, жизнь дала команде шанс по­верить в свои силы, накопить ресурсы. Следовательно, важно грамотно его использо­вать «на перспективу». «Сегодня он празднует победу, одержанную вчера, и в нынеш­нем триумфе черпает силы для завтрашних сражений», — пишет об этом П. Коэльо.

Главная опасность в данной ситуации — потеря бдительности, головокружение от успехов. Однако и принижать значение успеха тоже нельзя. Побеждая, коман­да балансирует на «лезвии бритвы»: с одной стороны, завершается конкретный этап ее деятельности и важно собрать свой «урожай», с другой — необходимо

понимать, что победа это лишь указание на то, что команда на правильном пути при условии, что ее переживание успеха не затянется надолго...

Этап успешного развития команды связан с ее подъемом. Несмотря на разно­образные приключения, «стратегические ситуации», это самый плодотворный этап жизнедеятельности команды. Именно на этом этапе лидер команды или руковод­ство, проверяя всех членов команды «в деле», может выделить «гвардию», т. е. то ядро, на которое можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, и кото­рых нужно удерживать в команде (фирме, организации) не жалея разнообразных ресурсов. Также на этом этапе несложно выделить и «балласт», с которым можно будет расстаться при неблагоприятном стечении обстоятельств. Команда ведь мо­жет обновляться...

Итак, команда достигает цели. Наступает непродолжительное время почива-ния на лаврах. Что дальше? И как говорят мудрецы, «опасность подстерегает на вершине» — команда входит в зону периода поиска. Согласно мудрой поговорке, «люди устают от процветания не меньше, чем от войны». Поэтому руководству, самой команде необходимо сосредоточиться на постановке следующих целей. В противном случае команда перейдет в фазу распада.

В заключение — один очень важный совет психолога. Для того чтобы команда смогла сформировать новые цели своей деятельности или вдохновиться новыми целями, поставленными руководством, членам команды необходим коммуни­кационный отпуск, хотя бы небольшой. Члены команды должны отдохнуть друг от друга. За время отпускной паузы происходит реабилитация их взаимоотношений. Это необходимый этап «зарядки аккумулятора психологических ресурсов ко­манды».

Наши рекомендации