Определение (или уточнение) миссии команды
Миссия команды— это общая цель и смысл ее существования. Миссия всегда индивидуальна, уникальна, неординарна, в ней заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости команды, ее предназначение в мире в целом, и в мире бизнеса в частности. Миссия не связана с получением прибыли, она всегда красива, альтруистична, в ней звучит тема служения.
Важно помнить, что в эпоху кризиса ценностей и идеалов, в эпоху коммерциализации практически всех сфер жизни, каждый человек осознанно и неосознанно ощущает острую тоску по духовным ориентирам, по сильным личностям, способным на заботу о ближнем, миссионерскую деятельность.
Поэтому миссия команды, как медаль, должна иметь две стороны:
Оописывать предназначение команды в мире бизнеса и социуме в целом;
□ удовлетворять духовным ожиданиям современников.
Работа над миссией может стать на некоторое время самостоятельным направлением деятельности команды, темой дискуссий. И тогда важно проработать следующие вопросы:
□ история команды:ее успехи и неудачи, опыт, традиционные виды деятельности, клиенты, место возникновения, «родители» (руководители, учредители) и их история, кредо, взгляды на жизнь;
□ культура команды:система ценностей, характер взаимоотношений между членами, хартия;
□ тип команды:«театр одного актера», «совет», «согласие», способ распределения ролей и функций в команде.
Итак, уточняя или формируя собственную миссию, отвечая на вопрос «А как у нас все происходит, строится, организуется?», команда фактически подводит итоги пройденного пути, осмысляет свой опыт.
После того как будет осмыслен накопленный опыт, наступит время главного вопроса формирования миссии — РАДИ ЧЕГО?
Основные модификации главного вопроса формирования миссии:
□ Ради чего мы, собственно, работаем, ночей не спим, жертвуем личной жизнью?
□ Каков смысл существования нашей команды в мире бизнеса и социуме в данный период времени?
□ Кто-нибудь на протяжении истории человечества или на современном этапе истории уже занимался этим?
Пусть вас не пугают грандиозность и философская подоплека этих вопросов. В определенный период времени полезно задать этот вопрос себе и своей команде. Все размышления на эту тему целесообразно свести в таблицу.
ПРОЯВЛЕНИЕ МИССИИ КОМАНДЫ
Уровень | По отношению к членам команды | По отношению к внешнему миру |
Личный | Что должна дать работа в команде каждому ее члену лично? | Что может дать команда каждому клиенту, партнеру, коллеге, конкуренту лично? |
Социальный | Какую социальную нишу занимает команда (производитель, посредник и пр.)? Какие социальные перспективы может дать работа в команде ее членам? | Какое социальное влияние на современников может оказывать команда (формирует культуру отношений, потребительский спрос, оказывает влияние на семью, организации и пр.)? Какое место в социуме хочет занять команда? |
Духовный | Какой видит команда свою духовную миссию по отношению к самой себе? | В каком образе и контексте команда может представить социуму свою духовную миссию (Мы — команда, которая спасает, защищает, заботится, поддерживает... и пр.; помощь ближнему, забота об экологии, микроклимате и пр.)? |
ПРИМЕР
Представьте себе небольшую фирму, которая с момента своего возникновения выпускала световолоконные светильники. В начале учредители не задумывались омиссии фирмы, да и команды у них тогда еще не было — трудились только наемные
рабочие-надомники. Постепенно среди рабочих выделились наиболее талантливые и продуктивные, они стали лично ближе учредителям. Так сложилась команда, формирующая стратегию развития фирмы. Прошло время, и команда вступила в полосу поискового периода. Старые модели светильников (пучки световолокон) всем поднадоели, объем продаж начал падать, да и интерес к работе тоже. Немало времени команда потратила на обсуждение того, каким образом поменять направление деятельности или обновить свой ассортимент, но к единому решению, которое бы вдохновило всех, они так и не пришли. Тогда они приняли решение пригласить внешнего консультанта.
Внешний консультант рассказал о жизненных циклах команды и сформировал у членов команды понимание смысла данного момента. После этого внешний консультант предложил на время отойти от обсуждения нового ассортимента и поработать над миссией команды. Надо сказать, что подобное предложение показалось членам команды довольно необычным, но, доверяя консультанту, они согласились.
Мы опустим этап описания истории этой фирмы и ее корпоративной культуры и подойдем сразу к ответам на главный вопрос формирования миссии. Когда внешний консультант предложил членам команды задуматься над чем, ради чего они работают, первый ответ, который он услышал, был таким: «Чтобы выжить, прокормить семью, заработать деньги».
Приведем диалог внешнего консультанта с членами команды.
Внешний консультант. Правильно ли я вас понял, вы все работаете ради того, чтобы заработать деньги?
Члены команды (уже менее уверенно). Пожалуй, да.
ВК. Это означает, что миссия вашей команды заключается в том, чтобы обеспечить ее членам достойный заработок?
ЧК. И в этом тоже!
ВК. Вы говорите: «и в этом тоже», означает ли это, что ваша миссия заключается в чем-то еще?
ЧК (задумчиво). Наверное, да.
ВК. Позвольте узнать, в чем еще заключается ваша миссия.
Ч (не очень уверенно]. Ну, мы дарим людям красоту и хорошее настроение. Ведь наши светильники — это часть интерьера, они создают в домах наших покупателей уют...
ВК (подхватывает идею и развивает ее). ...формируют особый благоприятный микроклимат, может быть, даже нормализуют семейные конфликты?
ЧК (смеясь). Ну, это уже чересчур! Хотя... почему бы и нет?!
ВК. Получается, что еще одна сторона вашей миссии — дарить семьям соотечественников красоту, домашний уют, благополучие.
ЧК. Получается, так, хотя мы даже не думали, что это может быть так красиво.
ВК. Миссия команды — всегда красива, альтруистична, в ней всегда есть оттенок служения людям, в данном случае покупателям, клиентам. Итак, вы — те, кто дарит красоту и хранит домашний очаг. Помните ли вы мифологических богов и богинь, которые были «ответственны» за это?
ЧК. Насколько я помню, в греческой мифологии богиня красоты Афродита, а домашнего очага... Гера, и еще Веста.
ВК. Действительно, каждый мифологический пантеон имел богинь и богов, покровительствующих красоте и домашнему очагу. Теперь времена уже совсем другие, но эти функции никто не отменял. Давайте запомним эти мифологические образы и перейдем к заполнению таблицы. Это поможет нам прояснить вашу миссию.
ПРОЯВЛЕНИЕ МИССИИ
Уровни | По отношению к членам команды | По отношению к внешнему миру |
Личный | Что должна дать работа в команде лично каждому ее члену? Ответы Прежде всего общение, ощущение соратника рядом, радость творчества, совместного поиска, деньги, чтобы нормально жить, развиваться и посмотреть мир | Что может дать команда лично каждому клиенту, партнеру, коллеге, конкуренту? Ответы Каждому клиенту мы даем радость, красоту; партнеру — возможность взаимодействовать с командой и находиться в нашем положительном поле; конкуренту — слишком много своих идей |
Социальный | Какую социальную нишу занимает команда? Какие социальные перспективы может дать работа в команде ее членам? Ответы Мы производители, занимаем самый непопулярный сектор, связанный с большими издержками; вообще-то красоту можно дарить и другими способами... Работа в команде дает возможность профессионального роста, наработки связей с людьми, партнерами, чувство социальной значимости, востребованности, а также самостоятельности. Работа в команде дает возможность «не прогибаться» перед начальством, быть себе хозяином, сотрудничать с равными, быть услышанным | Какое социальное влияние на современников может оказывать команда? Какое место в социуме хочет занять команда? Ответы Мы формируем эстетические чувства, вкус, ощущение комфорта, уюта. После всех стрессов рабочего дня, сидя дома в любимом кресле под нашим светильником, можно расслабиться и отдохнуть. Мы стремимся занять место среди элитных небольших фирм, производящих аксессуары, мелочи для украшения интерьера; сильно расширяться не хотим, хотим развиваться «вглубь», а не «вширь». Хотим, чтобы наше имя произносилось уважительно и с придыханием, чтобы вещь, произведенная нами, стала для покупателей показателем хорошего вкуса и стиля |
Духовный | Какой видит команда свою духовную миссию по отношению к самим себе? Ответы Хочется, чтобы в фирме, работе в команде реализовались способности и таланты, которые есть, и открылись какие-то новые. Хочется, чувствовать рядом людей, с которыми надежно и легко. Хотим, чтобы работа стала хорошо оплачиваемым хобби | В каком образе и контексте команда может представить социуму свою духовную миссию? Ответы Мы спасаем горожан от китайского ширпотреба, мы заботимся о семейном благополучии. Мы даем свет! Зажигаем свет в сердцах! Заботимся об экологии дома, микроклимате в нем. Наши светильники создают интим, значит, мы укрепляем священный супружеский союз на всех уровнях |
ВК. Итак, вы заботитесь о семейном благополучии, зажигаете свет в сердцах, формируете экологию дома, укрепляете священный супружеский союз на всех уровнях. И все это вы делаете благодаря выпуску светильников. Это так?
ЧК (уверенно и задорно]. Да!
ВК. Прекрасно! Знаете ли вы о том, что за красивой миссией всегда стоит некоторая история, легенда? Есть мифы о богах, об огне, о красоте, о тех героях и героинях, которые несут их людям... Вспоминаете?
ЧК. Смутно...
ВК. Не страшно, что смутно. Главное, что вспоминаете. Потому что сейчас нам с вами предстоит придумать свою собственную историю, легенду или миф, которая бы отражала вашу миссию. Мы с вами сейчас сидим в кругу, поэтому будем придумывать все вместе, по очереди, каждый по небольшому сюжету. Я понимаю, что мое предложение для вас довольно неожиданно. Но, согласитесь, неожиданными были и наши рассуждения о миссии. Сейчас просто доверьтесь своей фантазии, ведь вы — те, кто несет красоту, благоприятный микроклимат, заботится об очаге... Поэтому и легенда наша тоже будет о красоте. Итак, позвольте, я начну. «Давным-давно, так, что уже никто и не помнит, было ли это на самом деле, произошла эта история...»
Так в команде была придумана легенда, отражающая ее миссию. Называлась она «Легенда о Красоте».
ЛЕГЕНДА О КРАСОТЕ
Давным-давно, так, что уже никто и не помнит, было ли это на самом деле, произошла эта история. В те времена люди жили в пещерах и отличались диким нравом. Надо сказать, что грубость по отношению к друг другу была для них привычной. Они часто воевали с соседними племенами, поэтому жизнь их была недолгой. Однако ее нельзя было назвать гармоничной. Но жизнь иногда преподносит удивительные сюрпризы! Надо же такому случиться, что в этом племени диких людей у простых родителей родился мальчик невиданной, даже для нас с вами, красоты. Он рос не по дням, а по часам. Мужал, обучался искусству воина и охотника. Но самым удивительным было то, что при этом он проявлял совершенно новые для членов племени качества своей души и характера. Племя диких людей тогда даже не знало таких слов, как «забота», «любовь», «сострадание». Они знали только войну и победу, голод и сытость, необузданное желание и его удовлетворение. Да это и не удивительно! В их пещерах было темно, и они даже не могли разглядеть, как блестят глаза соседа. Шло время, мальчик вырос и превратился в прекрасного юношу. Он обнаружил в своей душе странное стремление — стремление познать Дорогу, поэтому, распрощавшись с удивленными соплеменниками, он отправился в путь. Множество дорог открылось ему, но нигде он не нашел покоя для своего сердца. И вот однажды на рассвете он наблюдал, как первый луч солнца, встретившись с землей, вдруг заискрился. «Что бы там могло быть?» — удивился юноша и отправился в том направлении. Он обнаружил небольшую нишу в скале, а в ней... множество разноцветных искр, рассыпанных по камням. Как завороженный, юноша смотрел на это чудо, пока не услышал за спиной незнакомый звучный голос: «Это Красота. Приходилось ли тебе прежде встречаться с нею?» Юноша быстро обернулся и увидел высокого старца с белоснежной бородой, одетого в длинные легкие одежды. Несмотря на почтенный возраст, глаза старца были молодыми и в них играли разноцветные искры. «Красота? — переспросил юноша, справившись с волнением от неожиданной встречи. — Нет, я не знаю, что это такое, и
прежде ничего подобного не знал», — признался он. — «А между тем, — продолжил старец, — у тебя внутри есть такая искра. Поэтому ты и не похож на других». — «Во мне? Такая искра?! Не может быть!» — усомнился юноша. — «Да, в тебе, — подтвердил старец. — Наверное, поэтому дорога и привела тебя сюда. Ведь мудрецы говорят, что подобное притягивает подобное. Возьми это, — старец протянул юноше небольшой кожаный мешочек, — положи в него горсть искр. Вернись к людям и подари каждому встреченному тобой на пути по искорке. А там увидишь, что будет». Юноша принял мешочек, собрал горсть искр, с удивлением заметив, что их не стало меньше. Когда он обернулся, чтобы спросить у старца, куда ему направиться прежде всего, того уже не было... И юноша пошел туда, где по его разумению, находилось ближайшее селение. Он встретил людей и раздал им искры Красоты. Потом произошло нечто, невиданное и удивительное. Люди преображались прямо на глазах! Куда только уходили шрамы, морщины, дикий блеск из их глаз? На лицах людей появилась мягкая спокойная улыбка, движения стали мягкими и плавными. Только теперь юноша увидел, как красивы люди... С тех пор прошло много времени. Юноша возмужал, но искры Красоты в его кожаном мешочке не убывали. И он понял, если дарить Красоту с открытым сердцем, то ее станет больше... Да, так было в те далекие времена... а что же сегодня, в наши дни? Нас стало больше, но помять о юноше, дарящем искры Красоты, осталась. Только сами искорки куда-то на время затерялись, а может, они просто переселились? И теперь живут на концах световолокон?.. Да, это так! Более того, их сила преображать лица людей стала еще больше, потому что они попали в руки настоящих современных волшебников, которые умеют дарить не одну искру Красоты, а целую россыпь, создавая удивительные композиции из световолокон.
ЧК. Неужели это все про нас?
ВК. Вы придумали эту историю. Насколько я понимаю, в ней объединились ваше понимание собственной миссии и продукт вашей основной деятельности. Позвольте узнать, изменилось ли, хотя бы немного, ваше отношение к тому, что вы делаете, что производите.
ЧК (в задумчивости). Конечно... Мы действительно дарим красоту...
ВК. Заметьте, согласно легенде, за этим стоит целая традиция.
ЧК.Да...
ВК. Итак?..
ЧК. Нам нужно подумать. Во всяком случае, теперь, когда стало понятно, что мы делаем, наверное, не стоит резко менять направление. Нужно придумать новые формы.
Послесловие. Эта команда отошла от производства световолоконных светильников в виде пучка. Они придумали способ склеивания световолокон и стали создавать из них композиции. Светильник стал представлять собой букет, на кончиках которого поселились «искры Красоты»... А имидж команды был сформирован на основе ее нового девиза «Мы дарим Красоту».