Конструктивная самореализация вместо борьбы за выживание

Итак, члены команды — единомышленники. Однако, как сохранить собствен­ную индивидуальность, стремясь к общему результату? Как можно самореализо­ваться, если ты подчиняешься общим интересам?

С другой стороны, в команде, как и в любой другой группе людей, бывают разные ситуации. Сталкиваются личные интересы и амбиции, проявляются плохое самочув­ствие и настроение, нагнетается напряжение во время преодоления «полосы неудач», и... конфликт разгорается быстрее и интенсивнее лесного пожара. Если столкновение интересов еще можно преодолеть за счет понимания значимости работы на общий результат, то есть нечто, с чем бороться чрезвычайно трудно. Это— обида, или ощу­щение несправедливости. Обиды всегда порождают конфликты, а конфликты порождают «борьбу за выживание»,после чего команда перестает быть командой.

Разбираться с личными обидами в команде — дело неблагодарное. Даже при успешном разрешении конфликта всегда остается рубец, теряется доверие. По­этому для конструктивной самореализации всех членов команды чрезвычай­но важно не допускать острых конфликтов, особенно основанных на личных обидах. Если у команды есть психолог, сопровождающий ее деятельность, то это становится одной из его задач.

На практике очень сложно следовать аксиоме! Призрак конфликта, явного или скрытого, всегда ходит где-то рядом. Что можно противопоставить ему? Работу под девизом «Ребята, давайте жить дружно»? Однако каждый, кто работал в кол­лективе, знает, что это утопия.

Конфликту можно противопоставить только конфликт, но... конструктивный!

Клаус Фопель, говоря о конструктивном конфликте, предполагал, что в коман­де единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рож­дается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации, отстаивая свою позицию, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата.

Главное отличие конструктивного конфликта— акцент на разностороннее исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.

Искусству моделирования конструктивного конфликта и поведения в его усло­виях необходимо специально учиться. Чтобы его смоделировать, нужно придумать тему спора, сформулировать тезис и антитезис, создать мотивацию, всесторонне исследовать проблему, искать веские аргументы и контраргументы.

Чтобы приобрести навыки поведения в условиях конструктивного конфликта, необходимо научиться:

□ внимательно слушать партнера;

□ овладеть искусством аргументации и контраргументации;

□ строить беседу, находя общее в разных позициях.

ИГРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ИДЕЮ «КОНСТРУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ

Прохожий-посредник

Эта игра моделирует конфликтные взаимоотношения, что позволит участни­кам игры увидеть, осознать природу конфликта и в дальнейшем избегать подоб­ных ситуаций, выработать стратегию предотвращения конфликта. Кроме того, игра позволит ведущему ввести понятие «конструктивный конфликт», а последующие игры помогут отработать навыки и приемы поведения в условиях конструктивного конфликта.

Ведущий просит участников игры разделиться на тройки и распределить между собой роли:

О Крестьянин-земледелец;

□ Спешащий Прохожий, он же — Посредник;

□ Сборщик податей.

«Представьте себе, — говорит ведущий, — что на одном хуторе, в собственном доме живет Крестьянин с семьей. Он занимается земледелием, продает зерно, овощи, фрук­ты. Ведет хозяйство и платит налоги. Естественно, он хочет платить как можно меньше налогов, и это понятно, ведь и расходы на хозяйство у него немалые. Он знает, что налог составляет 1 3%. Но также он знает, что есть налоговые льготы, отсрочки платежей и так далее. Сборщик податей должен взять с крестьянина положенные 1 3% без всяких разго­воров и поблажек — его зарплата зависит от величины собранных налогов.

Естественно, Крестьянин видеть не может сборщика налогов и поэтому притворяется тяже­ло больным. Чтобы выйти из положения, хитрый Сборщик налогов, который очень хочет встретиться с Крестьянином, просит Прохожего стать посредником между ним и Крестьяни­ном, при этом не сообщает Прохожему о болезни своего клиента. Задача Прохожего — передавать информацию от Сборщика Крестьянину, и наоборот. Прохожий спешит, у него много собственных планов и дел, но отказать он не может и вынужден помогать Крестьянину и Сборщику договориться. Крестьянин и Сборщик могут быть эмоциональны и спонтанны. Прохожий старается быть объективным настолько, насколько он сможет себе позволить, торопясь по своим делам.

Итак, прошу вас распределить между собой роли: кто из вас будет Крестьянином, кто Сборщиком податей, а кто — Прохожим. Теперь, когда роли распределены, у вас есть 3 минуты, чтобы внести некоторые изменения в свой костюм, привести его в соответствие с вашей ролью.

Итак, Крестьянин, Сборщик податей и Прохожий занимают свои места. Помните, что Крестьянин и Сборщик податей не могут общаться — ведь они друг друга не видят. Каж-

дый из них общается только с Прохожим. Прохожий передает Крестьянину слова Сбор­щика податей, а затем передает Сборщику податей слова Крестьянина. Фактически Прохожий является посредником между ними, несмотря на то, что сам спешит по своим делам. Так происходит до той поры, пока Сборщик и Крестьянин не договорятся. .

По согласованию с тройками играющих может проводиться видеосъемка для последующего обсуждения.

Вопросы для обсуждения

1. Как вы чувствовали себя в роли крестьянина, сборщика податей и прохожего?

2. Легко ли быть прохожим-посредником? Какого результата вы хотели дос­тичь? Удалось ли этого добиться?

3. О чем позволила задуматься эта игра?

4. Чему может научить команду эта игра?

Линии обсуждения

Основной источник конфликта— столкновение интересов, подкрепленное желанием оппонентов унизить друг друга и отстоять «свою правду» во что бы то ни стало.

В жизни команды бывают ситуации, когда сталкиваются интересы ее членов. Это может привести к конфликту. Иногда чтобы понять друг друга, нужен посред­ник, «переводчик с русского на русский». Оказывается, что успех дела во многом зависит оттого, кто переводит и как переводит. Кто-то желает примирить спорщи­ков, сгладить острые углы; другие, наоборот, используют ситуацию, чтобы «под­лить масла в огонь»; третьи передают оппонентам собственное видение ситуации.

В ситуации конфликта один видит в нем покровителя, который возьмет под крыло и защитит от нападок. Другой стремится найти в лице посредника конструктивного интерпретатора, который разберется в путаных мыслях одного и другого участни­ка спора, и приведет их к компромиссу. Третий считает переводчика «палочкой-выручалочкой» или третейским судьей, который сам разрешит конфликт. Четвер­тый хочет, чтобы посредник был «котом в сапогах» и рисовал перед оппонентом привлекательный образ своего «хозяина». Нередко спорящие снимают с себя от­ветственность за результат и последствия их спора. В команде это недопустимо, так как все работают на общий конструктивный результат.

При неблагоприятном развитии конфликта из посредника могут сделать «коз­ла отпущения». Поиск виноватого — тупиковый путь разрешения конфликтных ситуаций в команде.

Должен ли быть в команде конфликт? Или все члены команды должны мирно сотрудничать для достижения общего результата? Конфликт всегда добавляет ост­роты в работу команды, активизирует ресурсы ее членов. Главное, чтобы конф­ликт был конструктивным.

Основное отличие конструктивного конфликта от обычного— в конструк­тивном конфликте основная задача члена команды аргументированно доне­сти свою идею, позицию, мнение, не унижая оппонента.

Нужен ли посредник при конструктивном конфликте? Нужен, если члены ко­манды не владеют техниками активного слушания, аргументации и контраргумента­ции. И не нужен, если члены команды владеют и совершенствуются в этих техниках.

Мудрость внимания

«Первое условие предотвращения конфликта и гармоничного взаимодействия — быть внимательным:к себе, другому, окружающему миру, — начинает ведущий. — На Восто­ке есть особая традиция ведения споров. Каждый оппонент рассказывает историю, иллюстрирующую его мысль, его внимательно выслушивают и рассказывают историю в ответ. Так спорщикам удается постепенно разрядить конфликт, ведь большая часть эмо­циональной энергии уходит не на обвинения партнера, а на вспоминание, воспроизве­дение или придумывание историй.

Так вот в одной восточной истории рассказывается о том, чему учил мудрый наставник будущего царя. Царевич учился слушать и слышать себя. Ловить, распознавать, различать свои ощущения, понимать и принимать свои чувства, наслаждаться ими и мудро проживать их. Также он учился управлять своими мыслями. Наставник говорил, как важно осмысленно и внимательно совершать все то, что обычно человек делает бессознательно: дышит, мор­гает, двигается. Он учил царевича использовать это в минуты смятения, растерянности или гнева. Именно так будущий монарх сможет освобождаться от напряжения и открывать до­рогу своей интуиции. Если научиться вовремя переключать свое внимание с объекта гнева или страха на созерцание, то страхи, страсти и желания не будут вмешиваться в работу мысли. Так царевич сможет решить вопросы, казавшиеся неразрешимыми, а страдания, которые он, быть может, считал непереносимыми, исчезнут без следа. Известно также, что ставший могущественным царем царевич, оказавшись в трудном положении или стремясь найти мудрое решение, всегда использовал этот метод. Давайте научимся этому и мы.

Но прежде я прошу вас взять бумагу, ручки и начертить такую таблицу:

Объекты внимания Мои ощущения и чувства Мои наблюдения за партнером Ощущения и чувства партнера (обратная связь от партнера) Выводы и впечатления
Слушаю себя        
Слушаю комнату        
Слушаю улицу        

Теперь прошу вас удобно устроиться, так как нам предстоит научиться слушать себя, — продолжает ведущий. — Что значит слушать себя? Зачем это нужно? Не умеешь слушать себя — не услышишь другого, пропустишь важную идею. И главное, не сможешь оценить свое собственное отношение к информации, ситуации, событию, соответственно, не смо­жешь совершить то действие, которое наиболее целесообразно в данных условиях, как для себя, так и для команды в целом.

Итак, устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, сосредоточьтесь на собственных ощу­щениях. Что вы чувствуете сейчас? Биение сердца, учащенное или замедленное дыха­ние, дрожание век, покалывание в пальцах рук или ног... Откройте глаза, запишите свои ощущения в таблицу.

А теперь вновь устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, сосредоточьтесь на том, что проис­ходит в комнате. Что вы слышите и чувствуете сейчас? Шорохи, звуки, дыхание ваших соседей. Постарайтесь отделить звуки и другие ощущения, связанные с комнатой, от того, что происхо­дит внутри вас или на улице... Откройте глаза, запишите свои ощущения в таблицу.

Еще раз закройте глаза, сосредоточьтесь на том, что происходит за пределами комнаты. Что вы слышите и чувствуете сейчас? Шаги по коридору, сигналы машин на улице, музыку... По-

старайтесь отделить звуки и другие ощущения, связанные с улицей, от того, что происходит внутри вас или в комнате... Откройте глаза, запишите свои ощущения в таблицу.

А теперь, пожалуйста, разделитесь на пары. Один из вас будет Наставником, другой — Учеником. Ученик удобно устраивается и закрывает глаза. Наставник говорит Ученику, на чем он должен сосредоточить свое внимание: на своих ощущениях, или на том, что происходит в комнате, или на том, что происходит на улице. Это три "круга внимания": первый — я сам, второй — комната, третий — улица. При этом Наставник внимательно наблюдает за Учеником, за его мимикой, движениями. Наставник произвольно переклю­чает внимание Ученика с разных "кругов внимания": в любом порядке и с любым интер­валом. Потом можно поменяться ролями. На все пара имеет 1 2 минут. После этого, по­жалуйста, обменяйтесь друг с другом впечатлениями».

Желательно, чтобы все участники игры побыли в парах со всеми. Это упражне­ние впоследствии может стать ритуалом начала работы команды, поможет настра­ивать ее на работу. Далее происходит обмен впечатлениями и зачитывание того, что участники игры записали в таблицу.

Линии обсуждения

■J Внимание к мелочам.

Пауло Коэльо

КНИГА ВОИНА СВЕТА

(Отрывок)

«Важно быть внимательными к мелочам, ибо они способны нарушить привычный ход событий. Крохотная заноза может заставить путника прервать путь. Невидимая невоору­женным глазом клетка — разрушить здоровую плоть. Воспоминание о мгновении страха, пережитом в прошлом, приведет к тому, что страх будет возвращаться ежеутренне. Про­медление, длящееся лишь долю секунды, откроет грудь воина для разящего удара против­ника. Воин никогда не пренебрегает мелочами».

Иногда мелочь может стать причиной непонимания и обиды, привести к конф­ликту. Держа в голове множество фактов, информации, планов, можно пропустить эту мелочь. Поэтому очень важно тренировать свое внимание к мелочам и учить его быть мудрым. И это одна из целей данного упражнения.

□ Решения должны приниматься в спокойном состоянии ума— это важное правило команды. Принятие ответственных решений впопыхах, «на эмоци­ях», под давлением обстоятельств часто имеет неблагоприятные последствия. Наша сила не только в быстром реагировании, но и в продуманности, ос­мысленности решений.

Пауло Коэльо

КНИГА ВОИНА СВЕТА

(Отрывок)

«Воину нужно время для самого себя. Он использует это время для отдыха, для созер­цания, для общения с Душой Мира. Даже в разгар схватки воину удается медитировать. Когда это происходит, воин садится наземь, отрешившись от всего, и не препятствует тому,

чтобы события вокруг него шли своим чередом. Как зритель, он взирает на мир и не стре­мится ничего прибавить к нему или отнять от него. Он хочет лишь покорно и безропотно предаться движению жизни. Постепенно все то, что казалось сложным, становится про­стым. И тогда душа воина исполняется радости».

Это упражнение также тренирует навык медитации «в разгар сражения», кото­рый позволит вовремя остановить себя в сложной или стрессовой ситуации.

□ Наблюдение Наставника за Ученикомразвивает умение наблюдать за собеседником, чувствовать ход его мыслей, отслеживать его реакцию, на основании этого опыта можно научиться предвосхищать реакцию другого. Наблюдение позволяет быть внимательным к другому.

Золотая рыбка

Когда навыки активного слушания будут сформированы, можно переходить к отработке навыков аргументации и контраргументации.

Играющие делятся на две команды. Ведущий рассказывает вводную историю:

«У самого синего моря жили-были Старик со Старухой. Однажды пошел Старик на море, закинул невод и, о удача, вытащил Золотую рыбку. Старик немало пожил на своем веку, был он добр и мудр. Сразу смекнул, что рыбка эта не простая и к ней особый подход нужен. "Надо бы сделать так, чтобы она сама захотела в моем доме жить", — подумал Старик. А рыбка тоже была добра и мудра, не хотела она Старика разочаровывать. "Надо бы доказать ему, что мне лучше живется в синем море, тогда он поймет меня и отпустит", — подумала рыбка. Положил Старик рыбку в ведро с водой, сам сел рядом и задумался: "Какие аргументы привести ей, чтобы она со мной пошла?" Рыбка обрадовалась, что у нее появилось время подумать и подобрать аргументы, чтобы Старик захотел отпустить ее в синее море. Думали они, думали, и придумали. Мы с вами можем озвучить их диалог, находя аргументы и контраргументы, соответствующие позиции каждого из нас».

Одна команда помогает Старику, другая — Рыбке. У каждой команды есть по 1 2 минут для того, чтобы найти аргументы для своей позиции и записать их. Через 1 2 минут ведущий останавливает игру и предлагает задание.

«Теперь вам необходимо посовещаться и выбрать от каждой команды по одному челове­ку, которые будут играть роли Старика и Рыбки. Начинает аргументировать свою идею Старик, Рыбка его внимательно слушает; если необходимо, тактично задает уточняющие вопросы, используя навыки активного слушания. Старик заканчивает свое выступление вопросом: "Как ты смотришь на мое предложение, Золотая Рыбка?" Наступает очередь Рыбки аргументировать свою идею. Она начинает словами: "Твое предложение, Старик, очень интересно, но прежде чем его рассмотреть, позволь рассказать тебе о моем встреч­ном предложении!" И далее Рыбка излагает свои аргументы. Она заканчивает свое вы­ступление словами: "Как ты смотришь на мое предложение, Старик?" Остальных членов команд Старика и Рыбки я прошу записывать аргументы противоположной стороны!»

Для первой игры можно приготовить карточки с начальными и конечными фра­зами для Старика и Рыбки и дать их играющим, исполняющим эти роли. Когда Ста-

рик и Рыбка закончат изложение своих аргументов, ведущий предлагает следую­щее задание.

«Итак, Старик и Рыбка достаточно аргументированно изложили друг другу своишпредло-жения. Теперь они возвращаются к своим командам, для того чтобы в течении 8 минут обсудить аргументы для отказа от предложения, т. е. контраргументы. Через 8 минут Ста­рик и Рыбка встретятся снова и должны будут аргументированно отказаться от предложе­ния. Первой начинает Рыбка: "Твое предложение очень интересно, и вот, что я хотела бы сказать по этому поводу". Далее Рыбка называет аргумент Старика, отмечает его забо­ту и присоединяет к нему свой контраргумент. Например: "Ты говорил, что сделаешь для меня у себя дома прекрасный аквариум, и мне очень приятна твоя забота, однако я при­выкла к простору, и, какой бы чудесный не был аквариум, мне там будет тесно!" Рыбка заканчивает свое выступление словами: "Старик, ты добрый и мудрый человек, посуди сам, полезно ли для меня твое предложение? Наверное, нет!" Старик начинает свою контраргументацию словами: "То, что ты говоришь, Рыбка действительно основательно и серьезно, но прежде чем ты примешь окончательное решение, позволь я скажу несколь­ко слов!". И Старик называет аргумент Рыбки, отмечает его значимость и присоединяет свой контраргумент. Например: "Вот ты, Рыбка, говорила, что всю жизнь провела в си­нем море, это прекрасно, и я уважаю твой стиль жизни, но пойми, ведь надо вносить в свою жизнь хоть какое-то разнообразие! Жизнь у меня — это новый этап твоей жизни!" Старик заканчивает свое выступление словами: "Так что, дорогая Рыбка, не спеши с окон­чательным решением, подумай!"»

Во время выступления Старика и Рыбки ведущий следит за тем, чтобы выступа­ющие соблюдали вербальную культуру контраргументации: проявляли уваже­ние к оппоненту, четко называли его аргумент, прежде чем изложить свой контр­аргумент. Для первой игры можно заготовить карточки с дежурными речевыми оборотами и дать их исполняющим роли Старика и Рыбки.

После окончания процесса контраргументации ведущий предлагает следую­щее задание.

«Итак, у нас есть над чем подумать. Прошу Старика и Рыбку вернуться к своим командам и продумать вариант компромиссного решения. Помните, компромиссное решение пред­полагает взаимные уступки с учетом интересов обеих сторон. У вас есть 3 минуты, после чего я прошу Старика и Рыбку озвучить свои варианты компромисса».

После того как озвучиваются оба варианты компромисса, Старик и Рыбка до­говариваются между собой и приходят к согласию. Группы аплодируют друг другу.

Игру можно снимать на видео. Это облегчит разбор игры. Просмотр позволит выявить ошибки и находки в аргументации и контраргументации. При обсуждении игры важно обратить внимание на поиск вербальных «формул», позволяющих так­тично и изящно аргументировать и контраргументировать свое мнение. Важно, чтобы все члены команды побывали в роли Старика или Рыбки.

Пример игры

Сюжет первый «Аргументация»

Старик. Как ты смотришь, Рыбка, на мое предложение пойти со мной и пожить у меня дома? Во-первых, это внесет немного разнообразия в твою жизнь. Во-

вторых, жить в аквариуме безопаснее, чем в море, ведь в море полным полно хищников. В-третьих, у меня дома ты будешь жить в роскошном аквариуме, я бу­ду тебя кормить, и тебе не нужно будет заботиться о пропитании. В-четвертых, сейчас в синем море такая плохая экология, что находиться в нем небезопасно. В-пятых, у меня есть подозрение, что в море твои достоинства и способности не оценены по заслугам, а в аквариуме тобой будут восхищаться тысячи людей. Как ты смотришь на мое предложение пойти жить ко мне, Рыбка? Рыбка. Твое предложение, Старик, очень интересно, но прежде, чем его рас­смотреть, позволь рассказать тебе о моем встречном предложении. Оно зак­лючается в том, чтобы ты отпустил меня в синее море. Во-первых, я привыкла жить в море — это моя Родина. Во-вторых, моим детям будет сложно без мате­ри. В-третьих, мой долг — хранить морские сокровища от пиратов, я должна его выполнять. В-четвертых, мои подданные нуждаются в постоянном руковод­стве. В-пятых, я привыкла питаться определенным составом микроэлементов, которые содержатся в морской воде. Поэтому мне лучше жить в море. Как ты смотришь на то, чтобы меня отпустить, Старик?

Сюжет второй «Контраргументация»

Рыбка. Твое предложение очень интересно, и вот, что я хотела бы сказать по этому поводу. Ты говоришь, что мне нужно внести немного разнообразия в мою жизнь, я благодарю тебя за заботу, но морские просторы настолько многооб­разны, что мне никогда не бывает скучно в море, каждый день я могу открыть для себя что-то новое. Далее, ты говоришь, что жить в аквариуме безопаснее, может быть, это и так, однако в аквариуме, хоть и безопасно, но не свободно. Потом ты сказал, что жизнь в аквариуме гарантирует мне пропитание, это за­мечательно, но если я буду постоянно получать пищу от тебя, это притупит во мне инстинкт добывания пищи, и я уже не смогу прокормить себя на свободе. Ты сказал, что в море, быть может, не все мои достоинства оценены по заслугам, а у тебя мною будут восхищаться тысячи людей. Я признательна тебе за внима­ние и понимание моих достоинств. Но я не тщеславна, для меня важнее прино­сить пользу моим подданным, чем вызывать восхищение. Еще ты справедливо подметил, что сейчас в море плохая экология. Да, это большая наша боль. Но экология все ухудшается, и нам, рыбам, нужно формировать иммунитет. А для этого надо жить в естественных условиях. Старик, ты добрый и мудрый человек, посуди сам, полезно ли для меня твое предложение? Наверное, нет!

С т а р и к. То, что ты говоришь, Рыбка, действительно основательно и серьезно, но прежде, чем ты примешь окончательное решение, позволь я скажу несколько слов. Ты говоришь о привычке жить в море, действительно, это серьезное осно­вание. Но я предлагаю тебе посмотреть на тот мир, который ты никогда не ви­дела. Пусть он, может, и не такой гармоничный, как жизнь в подводном мире, но он есть, и важно его знать. Потом ты сказала о своих детях, которым будет нелегко без матери. Это, действительно, весомый аргумент. Но, с другой сто­роны, дети проявляют себя более самостоятельными, когда матери нет рядом. Они быстрее научатся жизни, кроме того, у них достаточно помощников. Да-

лее ты говорила об охране морских сокровищ. На земле немало корыстных людей, которые охотятся за морскими сокровищами, не собираясь что-либо давать морю взамен. Я тебя хорошо понимаю, но охранять сокровища от пира­тов — тяжелый труд. Пираты ведь живут на суше. Значит, на суше и нужно с ними бороться. Пресечь, как говорится, проблему на корню. Если ты будешь жить у меня, мы вместе составим план борьбы с пиратами. Ты говорила, что подданные нуждаются в твоем руководстве. Да, подданные всегда нуждаются в руководстве. Но чем они еще занимаются? Насколько я знаю, редкие поддан­ные не плетут интриг. И, конечно же, не все подданные ценят своего правителя. Им будет даже полезно побыть без тебя, чтобы осознать, как много они имели, когда ты была рядом. Еще ты говорила о специальной пище, в которой ты нуж­даешься, определенном составе микроэлементов, которые содержатся только в морской воде. Об этом ты можешь даже не беспокоиться! Я наполню аквари­ум морской водой и, если пожелаешь, каждый день буду приносить тебе све­жую морскую воду. Кстати, если она будет загрязняться, то ты постепенно вы­работаешь иммунитет к плохой экологии. Так что, дорогая Рыбка, не спеши с окончательным решением, подумай.

Наши рекомендации