ГЛАВА 22. ЗРЕНИЕ – УПРАЖНЕНИЯ, РАСШИРЯЮЩИЕ ЗРЕНИЕ
Каждый из нас сталкивался с эффектом "туннельного" или "фиксированного" зрения. Эти термины хорошо описывают эффект, но по сути являются неправильными. На самом деле с вашим зрением ничего не происходит, глаза продолжают видеть так же как и раньше. Просто ПИСы не дают вам осознавать всю картину целиком. И в этом кроется важное отличие.
Если ваше внимание сфокусировано, попробуйте сменить перспективу.
Под контролем
Отличие в том, что этот эффект не является непреодолимым. Он полностью находится под контролем вашего мозга. Упражнения, описанные выше, убедили вас, что вы можете видеть широко, если делаете это осмысленно.
Фиксированное внимание фиксирует траекторию – в этом основная проблема.
Прогулки
Тренировать широкоэкранное зрение можно всегда, например, во время прогулок. Просто следите за тем, чтобы ваше внимание охватывало широкий сектор. Более сложный вариант – хождение по бордюру или рельсу. Вначале вы будете смотреть себе под ноги, точно так же как начинающие мотоциклисты смотрят прямо перед колесом. Заставьте себя смотреть как можно дальше вдоль рельса или бордюра, замечая при этом все, что происходит вокруг вас, и сохраняя равновесие. Если вы бегаете трусцой, заметьте, когда ваше зрение сузится, а потом скомандуйте ему стать шире. Возможно, вы столкнетесь с некоторыми весьма интересными вещами во время этих упражнений.
Будет трудно
Возможно, вам будет трудно выполнять эти упражнения. Вы испытаете странное чувство. Но возможно, вам будет приятно, как физически, так и психологически. Фактически, если вы чувствуете себя хорошо, ваше внимание расширяется, а если вам трудно – сужается. Видимо поэтому люди чаще попадают в аварии, когда они чем-то озабочены. И как ни странно, стоит вам расширить ваше внимание, вы почувствуете себя лучше.
Упражняйтесь. Рано или поздно вам станет проще расширять внимание. Вы сможете применять этот навык ко многим ситуациям, не только к вождению. Вы сможете победить ПИСы, связанные со зрением, а это самая трудная задача.
ДГ
ГЛАВА 23. ЗРЕНИЕ – ДВА ЭТАПА
Насколько важно для вас все то, что вы видите на дороге? Бывает ли слишком много КГ? Как победить ПИСы, связанные со зрением и пространством? Как узнать, что ваш мозг уже перегружен? Чем контрольная точка отличается от просто точки?
Вам не придётся уделять слишком много внимания направлению движения, если вы видите всю трассу перед собой целиком.
Ваше внимание может привлечь что угодно. Пятно на асфальте почти всегда привлекает внимание, но почти никак не влияет на байк. При "уличном" вождении любая машина (запаркованная или движущаяся) пешеходы, неровности дороги, светофоры, перекрестки отнимают свою часть от драгоценных $10 вашего внимания. Почему вы смотрите на все это? Что будет, если не смотреть на них? Все они заставляют сработать ПИС №3 и ПИС №4. И как только водитель осознает, что его внимание зафиксировано, он тут же понимает, что эффективность его действий снижена.
Главная связь
Очень просто свести все ПИСы к одному. Неровный газ, подруливание, жесткая посадка, ошибки торможения – все это происходит потому, что ваше внимание зафиксировано на чем-то. Вам не хочется закрыть газ (подруливать, сжимать руль), если вам достаточно пространства. Если ваше внимание не зафиксировано, ПИСы не срабатывают.
Согласны?
Меньше контрольных точек
Привыкайте к трассе. Потейте до обеда, чтобы наслаждаться вечером.
Мастера гонок эндуро ездят ночью также быстро, как и днем. Но, несмотря на мощные фары, ночью видно гораздо меньше. Я однажды попал в похожую ситуацию во время гонки вечером. Солнце стояло низко, некоторые повороты были залиты светом и казались плоскими. Мне было легче, потому что я не видел подробностей дорожного покрытия.
Хочу ли я сказать, что нужно отказаться от контрольных точек? Да, если они вам только мешают, и если это не настоящие КТ.
Два этапа
В Superbike School мы разработали технологию, позволяющую решить проблему фиксированного внимания при входе в поворот. Мы назвали ее "два этапа". Для обучения этому методу, мы перед каждым поворотом на трассе делаем метки. (Вам, наверно, кажется странным, что нужно наносит метки, чтобы отучить гонщика смотреть на метки, но метод работает). Первая метка напоминает, что пора начинать смотреть внутрь поворота, потому что 99% гонщиков делают это важное дело слишком поздно. Вторая метка – собственно точка поворота. Получается два этапа:
1. Вы намечаете точку поворота как можно раньше. Перед торможением, во время торможения, где угодно, главное – как можно раньше. Это первый этап.
2. Перед точкой поворота вы переносите взгляд внутрь поворота, чтобы понять, куда нужно направлять байк. Это второй этап.
Таким образом, вы начинаете понимать, что для входа в поворот нужно сделать два шага: (1) понять где поворачивать и (2) куда ехать после руления. Причем, делать их нужно до того, как вы повернули.
Самое трудное – заставить байк ехать прямо между первой и второй меткой. ПИС №5 заставляет вас начать руление как только вы изменили направление взгляда. Метод "два этапа" поможет вам победить этот ПИС.
Преимущества "двух этапов"
"Два этапа" помогают решить множество проблем. Откуда вы узнаете, насколько быстро нужно рулить, и как сильно нужно наклонять байк, если вы не знаете, куда вы едете? Вам придется принимать эти решения во время поворота, т.е. слишком поздно, если вы не используете "два этапа". Таким образом, эта технология дает вам информацию, необходимую для точного и быстрого руления.
Второе преимущество – точный выбор скорости для входа в поворот. Вы тормозите ровно столько, сколько необходимо, уменьшая интенсивность торможения и делая перетормаживание менее вероятным. Кроме того, глядя внутрь поворота, вы раньше открываете газ.
Использование широкоэкранного зрения и технологии "два этапа" совместно дает вам возможность одновременно видеть точку входа и собственно поворот.
"Два шага" позволяет вам управлять пространством на входе в поворот. Однако внимание может зафиксироваться и в середине поворота и на выходе из него. Вот вам упражнение для решения этой проблемы.