Принципы организации оперативных процессов в магазине
1. Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
2. Создание наилучших условий выбора товаров, экономия времени
покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
3. Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;
4. Сохранение физико-химических свойств товаров.
Эти принципы определяют динамичность торгового и технологического процесса.
Организация торгового и технологического процессов в магазине зависит от многих факторов: от существующей системы управления; потребительских свойств реализуемых товаров и степени их готовности к продаже; принятой системой товародвижения; применяемых форм продажи.
К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товарови обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательскихпотоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающуюпокупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетовза отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительныхторговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемкатоваров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечениенеобходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; ихтранспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов.
Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу (Рис. 1.1.1). При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс продажи товаров наиболее сложен, чем в магазинах самообслуживания. Эта схема присуща только розничным предприятиям.
Разгрузка товаров | Приёмка товаров | Хранение товаров | Подготовка к продаже | Продажа товаров |
Рис.17.1 Первая схема торгово - технологического процесса
Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приёмку их по количеству и качеству, хранение и продажу (Рис.1.2.2). Эта схема присуща для оптового и розничного предприятия.
Разгрузка товаров | Приёмка товаров | Хранение товаров | Продажа товаров |
Рис.17.2 Вторая схема торгово - технологического процесса
Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта,
приемку их по количеству и качеству, и продажу (см. рис.1.3). Эта схема присуща только для оптового предприятия.
Разгрузка товаров | Приёмка товаров | Продажа товаров |
Рис.17.3 Третья схема торгово - технологического процесса
Применение какой – либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных, одновременно действуют все три схемы.
Приёмку товаров по качеству осуществляют одновременно с приёмкой их по количеству. Организуя приёмку, работники магазина призваны не допустить проникновения в розничную торговую сеть товаров ненадлежащего качества, не соответствующих спросу населения, не отвечающих требованиям нормативно- технической документации.
Уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина зависят от выбора оптимального варианта размещения и выкладки товаров в торговом зале. Рациональное их размещение позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить пропускную способность торгового предприятия, уменьшить затраты труда персонала на пополнение товарных запасов в торговом зале, более эффективно использовать площадь торгового зала под выкладку товаров.
При размещении товаров в торговом зале должны быть соблюдены следующие требования: хороший обзор торгового зала; размещение ассортимента товаров в количествах, обеспечивающего их широкий выбор и бесперебойность торговли; соблюдение правил товарного соседства; закрепление за каждой группой товаров постоянного места в торговом зале; обеспечение сохранности материальных ценностей.
При размещении товаров в торговом зале большую роль играет планировка. В зависимости от расстановки оборудования различают следующие виды планировки торгового зала магазинов: линейная (оборудование размещают вдоль стен и в центре торгового зала продольными или поперечными линиями); боксовая (разбивку всей торговой площади на изолированные отделы - боксы); островная; комбинированная (сочетание линейной, боксовой и выставочной планировок).
В торговых залах магазина, обслуживаемых продавцами, размещение и выкладку товаров необходимо осуществлять с учётом частоты спроса, чтобы продавцы затрачивали меньше труда при показе и продаже товаров.
При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:
-- оптимальное использование пространства торгового зала;
-- оптимальное расположение товарных групп;
-- расположение основных и дополнительных точек продажи;
-- способы замедления потока покупателей.
17.3 Организация продажи товаров
Продажа товаровявляется заключительной стадией торгово-технологического процесса и представляет собой совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.
Процесс продажи товаров складывается из следующих элементов:
- выявление спроса покупателя;
- показ и консультация о свойствах, качестве, способах употребления товара;
- технические операции по отпуску (отмеривание, нарезка, взвешивание и т.д.);
- денежные расчеты;
- оформление покупки и отпуска.
С точки зрения сущности этих элементов их можно рассматривать как коммерческие, психологические, организационно-технические аспекты.
Коммерческие аспекты связаны с показом товара, конкретизацией и выявлением спроса. Организационно-технические включают подготовку товара к продаже, расчеты с покупателями и др.
При покупке товаров простого ассортимента преобладают организационно-технические элементы (нарезка, взвешивание, упаковка), при продаже товаров сложного ассортимента (одежда, обувь, теле-, радиотовары и др.) основное место занимают элементы психологического порядка.
Выявление спроса— начальный элемент процесса продажи, помогающий выявить намерения покупателя и его требования к качеству и цене. От умелого выявления спроса, инициативы продавца в значительной степени зависит и завершение процесса продажи товара.
Показ товаров,особенно непродовольственных, — один из главных элементов процесса продажи. Он производится путем хорошей выкладки товаров, их демонстрации в действии и зависит от умения показать достоинства и полезные свойства.
При продаже товаров частого и массового спроса (соль, сахар, мыло и т.д.) показ почти не применятся. Продажа товаров сложного ассортимента требует применения различных способов показа.
Показ должен сопровождаться предложением сопутствующих товаров и активной консультацией. Продавец обязан знать иуметь объяснить покупателю назначение товара, его свойства, соответствие моде, способы употребления и обращения, нормы расхода и потребления и т.д. Консультации могут проводить не только продавцы, но и высококвалифицированные специалисты: инженеры, товароведы, модельеры и др.
В процессе отпуска товаров технические операции занимают небольшой удельный вес в затратах времени. Продавцы должны в совершенстве владеть техническими приемами отпуска товаров (нарезка, взвешивание, отмеривание, упаковка и др.).
Оформление покупок. Отпуск товаров может осуществляться:
· на рабочем месте продавца;
· в столе контроля по предъявлении товарного или кассового чека;
· в узле расчета магазина самообслуживания.
При продаже непродовольственных товаров с гарантийным сроком продавцы при оформлении покупок заполняют документы, подтверждающие место и время покупки (токарные чеки, заводские паспорта, инструкции и т.д.).
Характер, структура и содержание элементов процесса продажи отдельных товаров определяются в зависимости от используемых форм и методов продажи.