Урок как основная форма обучения в школе
Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок.
Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Для урока как формы учебной работы свойственны такие признаки:
1. имеет строго обозначенные рамки учебного времени, отводится на изучение одного предмета;
2. присутствует, как правило, постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовки;
3. урок имеет дидактическую структуру;
4. урок строится, исходя из целей и задач обучения, закономерностей и принципов учебного процесса, направлен на обучение, воспитание и развитие;
5. творцом, организатором и руководителем урока является учитель.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств.
Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Обратите внимание
Почему урок — главная форма обучения? Единственно правильный ответ на него такой: именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной, работе школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Именно на уроке достигается обучение, развитие учеников. Другие формы только помогают уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих.
К дидактическим требованиям относятся:
· четкое определение образовательных задач каждого урока;
· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
· творческий подход к формированию структуры урока;
· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;
· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
· научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают:
· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
· воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
· внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;
· гуманизация, сотрудничество, личностно ориентированное воспитание.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
· формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
· изучение и учет уровня развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;
· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии;
· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку предъявляются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические, эстетические, этические, а также требования оптимального общения учителя с учениками, сотрудничества с ними.
Итак, урок — главная форма школьной работы. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок поддерживается вспомогательными формами. К уроку предъявляются очень высокие требования. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить.