Определение методов, выбор и обоснование средств контроля точности геометрических параметров носовой части очк
В процессе выполнения ТП сборки носовой части ОЧК используются следующие виды технического контроля:
1) Входной – контроль соответствия СЧ, поступающих на сборку, требованиям конструкторской (КД) и технологической документации.
Применяется в начале работ, после поступления СЧ из цехов-изготовителей или от сторонних организаций (ПКИ). СТО для контроля: линейка, штангенциркуль, индикаторные приборы.
2) Пооперационный – контроль выполнения соответствующих операций ТП сборки носовой части ОЧК. Требования к проведению пооперационного контроля устанавливаются техническим требованиями КД или и (или) технологом-разработчиком ТП.. СТО для контроля: микрометрические и индикаторные приборы, сигнализаторы, динамометры, секундомеры.
3) Приемочный – контроль соответствия готовой конструкции всей необходимой документации. В процессе приемочного контроля может быть составлена ведомость дефектов (при необходимости).
В данном разделе Проекта более подробно рассмотрены СТО для выполнения приемочного контроля. Основными объектами такого контроля, применительно к конструкции носовой части ОЧК, являются ее геометрические параметры: форма и размеры соответствующих конструктивных элементов. Для контроля указанных объектов используются следующие СТО:
Калибр-пробки (контроль диаметров отверстий), образец шероховатости (для сопоставления с поверхностью отверстия), калибры для контроля перпендикулярности оси отверстия относительно поверхности детали (изделия), калибр-шаблоны для контроля высоты и диаметра замыкающих головок заклёпок, индикатор с насадкой (выступание потайной части головки заклепки относительно поверхности), лупа (контроль наличия трещин в деталях и головках заклёпок).
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СБОРКИ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК В МАРШРУТНОМ ОПИСАНИИ. ОФОРМЛЕНИЕ БЛАНКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Рабочий ТП (далее – ТП) сборки носовой части ОЧК разрабатывается с учетом результатов работ, выполненных по п.п. 3.1; 3.2; 4.1 ÷ 4.8. В настоящем Проекте разрабатывается ТП сборки носовой части ОЧК в маршрутном описании.
Укрупненный ТП должен содержать следующую информацию:
а) Состав и последовательность выполнения технологических операций;
б) Необходимые СТО для выполнения операций, в т.ч контроля;
в) Методы и средства контроля;
г) Транспортные и подъемные средства;
д) Разряды работ, специальности рабочих;
ж) Нормы времени по каждой операции;
з) Организационно-технические требования.
Разработка ТП производится с учетом следующих обстоятельств:
а) максимальное технологическое совершенство;
б) наибольшая по возможности производительность труда;
в) наилучшие условия труда рабочих;
г) обеспечение качества.
Нормирование ТП фиксируется в виде норм времени в технологических картах по каждой операции. Нормирование зависит от вида связи его с организацией оплаты труда, производственных традиций, первоисточников процесса нормирования. Последними могут выступать: укрупненные нормы, типовые техпроцессы, цикловые графики.
Трудоемкость ТП состоит из суммы норм времени по операциям и заданиям. На основании значения общей трудоемкости рассчитывается количество рабочих, соответствующих СТО, а также производится разработка циклового графика (см. п. 4.10).
Мною разработан ТП сборки носовой части ОЧК с подбором СТО, нормированием работ. ТП представлен на технологических картах в Приложении к настоящему Проекту.
РАЗРАБОТКА ЦИКЛОВОГО ГРАФИКА СБОРКИ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК. УКРУПНЕННЫЙ АНАЛИЗ ГРАФИКА
Цикловой график является технологическим документом, регламентирующим процесс выполнения сборки, монтажа, испытаний авиационной конструкции, а именно:
- последовательность выполнения технологических операций;
- загрузку соответствующих СТО и рабочих;
- режим сборки (монтажа, испытаний);
- продолжительность выполнения операций.
Исходными данными для разработки циклового графика являются: ТП; трудоемкость Тизд; программа выпуска А; такт (ритм) выпуска R.
В соответствии с заданием на Проект, программа выпуска носовой части ОЧК составляет А =500 шт. Такт выпуска R находится по формуле и равен:
R = Фк / А = 2001 / 500 ≈ 4 ч.
Мною разработан цикловой график (см Приложение к настоящему Проекту).
Укрупненный анализ циклового графика:
1) общий цикл сборки Цобщ = 8*R = 128 ч;
2) загрузка оборудования – 100%;
3) загрузка рабочих – 100%.
Количество рабочих мест и оборудования:
- станок ЧПУ «РПФ-2» - 1 шт.;
- Сборочное приспособление – 1 шт.;
- Стапель окончательной сборки – 1шт.;
- Пресс КП-204 – 1 шт.
Количество рабочих:
- оператор станка ЧПУ – 1 чел.;
- столяра (4-й разряд) – 4 чел.;
- слесаря механосборочных работ (5-й разряд) – 4 чел.;
- сборщики клепальщики (3й – разряд) – 3 чел.;
(4й – разряд) – 3 чел.
РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНАСТКУ ДЛЯ СБОРКИ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК.
Технические условия к технологической оснастке для сборки носовой части ОЧК реализуются в виде комплекса общих (универсальных) и специфических технологических требований к оснастке.
Общие требования к технологической оснастке для сборки носовой части ОЧК:
1) Обеспечение установки всех СЧ конструкции изделия в сборочные (монтажные) положения относительно друг друга и принятых сборочных баз (см. п. 4.2 Проекта).
2) Неизменность выбранных сборочных баз в процессе сборки.
3) Отсутствие деформирования СЧ под воздействием собственной массы в процессе сборки.
4) Доступность рабочих-сборщиков ко всем зонам собираемой конструкции в процессе ее сборки.
5) Возможность максимального использования для проектирования СП типовых модулей (программ) и систем автоматизированного проектирования оснастки.
6) Возможность максимального использования для изготовления элементов СП нормализованных деталей и узлов.
7) Компенсация:
- размеров СП под влиянием изменения температуры окружающей среды;
- деформации конструкции СП под воздействием массы конструкции;
- усилий, возникающих при фиксации в сборочных (монтажных) положениях СЧ;
- нагрузок, возникающих при работе МИ и других СТО, встраиваемых в СП.
В качестве технологической оснастки для сборки носовой части ОЧК, мною выбрана специальное сборочное приспособление.
Специфические требования к выбранной конструкции технологической оснастки для сборки носовой части ОЧК включают:
1) Обеспечения заданной ТУ точности сборки носовой части ОЧК.
2) Сохранение точности сборки в течении всего периода эксплуатации между регламентными осмотрами и ремонтами.
3) Сохранение стабильного положения узлов навески, каркаса и надежности фиксации собираемых элементов в течении всего периода эксплуатации.
4) Постоянство заданных размеров независимо от колебаний температуры.
5) Использование в конструкции возможно большего количества стандартизованных и нормализованных элементов, что удешевляет изготовления приспособления и сокращает сроки проектирования и изготовления приспособления.
6) Рациональные размеры приспособления в целях экономии производственных площадей.
7) Обеспечение наиболее свободных подходов к рабочим зонам, хорошего освещения, минимального времени на фиксацию и расфиксацию носовой части ОЧК, удобства использования инструмента (Rodcraft) и средств механизации труда (КП-204), выема сборочного триммера (подняв лекала приспособления, триммер вынимают в сторону).
8) Обеспечение безопасности в соответствии с правилами техники безопасности.
9) Базами в сборочном приспособлении являются фиксаторы.
10) Приспособление красить серебрянкой (кроме лекал).
Мною оформлена Заявка на проектирование технологической оснастки для сборки носовой части ОЧК (см. Приложение к Проекту).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ СБОРКИ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ МОНТАЖА И КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОСОВОЙ ЧАСТИ ОЧК.
Выполняю анализ конструкции технологической оснастки для сборки носовой части ОЧК разработанной в соответствии с Заявкой на проектирование (см. п. 4.12 и Приложение к настоящему Проекту).
Оснастка представляет собой специальное сборочное приспособление, конструкция которого обеспечивает правильное взаиморасположения, фиксацию и соединения сборочных единиц и деталей носовой чисти ОЧК с заданной точностью и обеспечивает взаимозаменяемость по аэродинамическим обводам, разъемам и стыкам.
В качестве каркасных элементов, используются швеллера, стаканы, фиксаторы и уголки. Базирующими элементами являются фиксаторы.
СТО для монтажа СЧ для триммера элерона выбраны с учетом следующих обстоятельств:
- Метода сборки (в сборочном приспособлении с базированием по отверстиям под стыковые болты). (см. п. 4.2 Проекта);
- Схемы сборки и увязки (см. п. 4.5);
- ТП сборки носовой части ОЧК (в маршрутном описании) (см. п. 4.9);
- конструктивно-технологических параметров технологической оснастки для сборки носовой части ОЧК (см. п. 4.11);
- ТУ на технологическую оснастку (см. п. 4.11).
Монтаж технологической оснастки для сборки выполняется с использованием следующих СТО:
- универсальный координатно-монтажный стенд (УКМС);
- лазерные центрирующие измерительные системы (ЛЦИС);
- теодолит.
СТО для контроля точности геометрических параметров обводов для носовой части ЧОК выбраны с учетом следующих обстоятельств:
- аналогичной информации, применительно к СТО для монтажа оснастки (см. выше);
- требуемой точности измерений;
- требуемой степени достоверности измерений;
- видов контролируемых геометрических параметров (геометрический размер, физический параметр, форма и т.п.);
- номинальных размеров и допусков на контролируемые параметры;
- допустимых погрешностей измерений;
- применяемых измерительных баз;
- перечня средств контроля, применяемых на предприятии-изготовителе;
- целесообразности проектирования специальных средств контроля;
- условий выдачи результатов контроля;
- требуемой квалификации оператора-контролера.
Контроль геометрических параметров для сборочного приспособления выполняется с использованием следующих СТО:
- прецизионный нивелир;
- теодолит;
- ЛЦИС;
- электронные контрольно-измерительные машины (КИМ);
- голографические средства;
- индикаторные приборы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абибов А.Л. Технология самолетостроения. - М: Машиностроение, 1982.
2 Александров В. Г. Справочник по авиационным материалам. – М.: Транспорт, 1979.
3 Бабушкин А. И. Метод сборки самолетных конструкций. – М.: Машиностроение, 1975.
4 Бойко А. П., Мамлюк О. В., Терещенко Ю. М., Цибенко Р.Т. Конструкція літальних апаратів. – К.: Вища освіта, 2001.
5 Бойцов В. В. И др. Сборка агрегатов самолета. – М.: Машиностроение, 1983.
6 Гриценко І.А., Животовська К.А., Король В.М., Мамлюк О.В., Терещенко Ю.М. Технологія виробництва ЛА, книга 1 – К.: Вища освіта, 2004.
7 Ершов В.И. и др. Нормирование труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1983.
8 Кононенко В. Г. Технология производства летательных аппаратов курсовые и дипломное проектирование. К.: Высшая школа, 1974.
9 КиАТ Методичні по проведенню практичних та лабораторних робіт з предмету «Виробництво авіаційних ЛА». – К.: КиАТ, 2002.
10 Терещенко Ю. М., Волянська Л.Г., Животовська К.А., Король В.М., Кулик М.С., Кудрін А.П., Мамлюк О. В., Панін В.В. Технологія виробництва ЛА, книга 2. – К.: НАУ, 2006.
11 Шульженко М.Н. Конструкция самолетов. – М.: Машиностроение, 1971.
12 Ярковец А. И. Основы механизации и автоматизации технологических процессов в самолетостроении. – М.: Машиностроение, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЯ