Определение методов, выбор и обоснование средств контроля точности геометрических параметров обтекателя втулки винта

В процессе выполнения ТП сборки обтекателя винта используются следующие виды технического контроля:

1) Входной – контроль соответствия СЧ, поступающих на сборку обтекателя винта требованиям конструкторской (КД) и технологической документации.

Применяется в начале работ, после поступления СЧ из цехов-изготовителей или от сторонних организаций (ПКИ). СТО для контроля: линейка, штангенциркуль, индикаторные приборы.

2) Пооперационный – контроль выполнения соответствующих операций ТП сборки обтекателя винта. Требования к проведению пооперационного контроля устанавливаются техническим требованиями КД или и (или) технологом-разработчиком ТП.. СТО для контроля: микрометрические и индикаторные приборы, сигнализаторы, динамометры, секундомеры.

3) Приемочный – контроль соответствия готовой конструкции всей необходимой документации. В процессе приемочного контроля может быть составлена ведомость дефектов (при необходимости).

В данном разделе Проекта более подробно рассмотрены СТО для выполнения приемочного контроля. Основными объектами такого контроля, применительно к конструкции обтекателя винта, являются ее геометрические параметры: форма и размеры соответствующих конструктивных элементов. Для контроля указанных объектов используются следующие СТО.

- термопары ХК совместно с электронными системами для контроля температуры;

- микрометр ГОСТ6507-78 ­– для замера толщины.

- ультразвуковой дефектоскоп ДУК66ПМ – для контроля качества клепки;

- весы – для проведения весового контроля.

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ВТУЛКИ ВИНТА В МАРШРУТНОМ ОПИСАНИИ. ОФОРМЛЕНИЕ БЛАНКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Рабочий ТП (далее – ТП) сборки обтекателя винта разрабатывается с учетом результатов работ, выполненных по п.п. 3.1; 3.2; 4.1 ÷ 4.8. В настоящем Проекте разрабатывается ТП сборки обтекателя винта в маршрутном описании.

Укрупненный ТП должен содержать следующую информацию:

а) Состав и последовательность выполнения технологических операций;

б) Необходимые СТО для выполнения операций, в т.ч контроля;

в) Методы и средства контроля;

г) Транспортные и подъемные средства;

д) Разряды работ, специальности рабочих;

ж) Нормы времени по каждой операции;

з) Организационно-технические требования.

Разработка ТП производится с учетом следующих обстоятельств:

а) максимальное технологическое совершенство;

б) наибольшая по возможности производительность труда;

в) наилучшие условия труда рабочих;

г) обеспечение качества.

Нормирование ТП фиксируется в виде норм времени в технологических картах по каждой операции. Нормирование зависит от вида связи его с организацией оплаты труда, производственных традиций, первоисточников процесса нормирования. Последними могут выступать: укрупненные нормы, типовые техпроцессы, цикловые графики.

Трудоемкость ТП состоит из суммы норм времени по операциям и заданиям. На основании значения общей трудоемкости рассчитывается количество рабочих, соответствующих СТО, а также производится разработка циклового графика (см. п. 4.10).

Мною разработан ТП обтекателя винта с подбором СТО, нормированием работ. ТП представлен на технологических картах в Приложении к настоящему Проекту.

В соответствии с принятой в отрасли классификацией ТП сборки, ТП сборки обтекателя винта отнесен к следующим видам (см. таблицу 4.3).

Таблица 4.3 – Результат классификации ТП сборки обтекателя винта

№ п/п Наименование классификационного признака Результат классификации
По назначению. Временный (изготовление установочных партий)
По организации производства. Единичный.
По описанию. Маршрутно-операционный.
По значимости. Стандартный.
По освоенности. Освоенный.
По контролепригодности. Стандартный.

РАЗРАБОТКА ЦИКЛОВОГО ГРАФИКА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ВТУЛКИ ВИНТА. УКРУПНЕННЫЙ АНАЛИЗ ГРАФИКА

Цикловой график является технологическим документом, регламентирующим процесс выполнения сборки, монтажа, испытаний авиационной конструкции, а именно:

- последовательность выполнения технологических операций;

- загрузку соответствующих СТО и рабочих;

- режим сборки (монтажа, испытаний);

- продолжительность выполнения операций.

Исходными данными для разработки циклового графика являются: ТП; трудоемкость Тизд; программа выпуска А; Такт (ритм) выпуска R.

В соответствии с заданием на Проект, программа выпуска сервокомпенсатора элерона составляет А =180 шт. Такт выпуска R находится по формуле и равен:

R = Фк / А = 2001 / 180 ≈ 8 ч.

Мною разработан цикловой график сборки обтекателя винта (см Приложение к настоящему Проекту).

Укрупненный анализ циклового графика:

1) общий цикл сборки Цобщ = 11·R = 88 ч;

2) загрузка оборудования – 100%;

3) загрузка рабочих – 100%.

Количество рабочих мест и оборудования:

- Фрезерный станок – 1 шт;

- Термопечь – 1 шт;

- КМП – 1 шт;

- СЗВУ – 1 шт.

Количество рабочих:

- Фрезеровщики (5-й разряд) – 1 чел.;

- Слесари-сборщики (5-й разряд) – 8 чел.;

- Сборщики-клепальщики (3-й разряд) – 2 чел.;

- Сборщики-клепальщики (4-й разряд) – 3 чел.

Мною разработан цикловой график сборки обтекателя винта (см. приложение 5.2).

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНАСТКУ ДЛЯ СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ВИНТА ВТУЛКИ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ВТУЛКИ ВИНТА

Технические условия к технологической оснастке для сборки обтекателя винта реализуются в виде комплекса общих (универсальных) и специфических технологических требований к оснастке.

Общие требования к технологической оснастке для сборки обтекателя винта:

1) Обеспечение установки всех СЧ конструкции в сборочные (монтажные) положения относительно друг друга и принятых сборочных баз (см. п. 4.2 Проекта).

2) Неизменность выбранных сборочных баз в процессе сборки.

3) Отсутствие деформирования СЧ под воздействием собственной массы в процессе сборки.

4) Доступность рабочих-сборщиков ко всем зонам собираемой конструкции в процессе ее сборки.

5) Возможность максимального использования для проектирования СП типовых модулей (программ) и систем автоматизированного проектирования оснастки.

6) Возможность максимального использования для изготовления элементов СП нормализованных деталей и узлов.

7) Компенсация:

- размеров СП под влиянием изменения температуры окружающей среды;

- деформации конструкции СП под воздействием массы конструкции;

- усилий, возникающих при фиксации в сборочных (монтажных) положениях СЧ;

- нагрузок, возникающих при работе МИ и других СТО, встраиваемых в СП.

В качестве технологической оснастки для сборки обтекателя винта, мною выбрано УСП.

Специфические требования к выбранной конструкции технологической оснастки для сборки обтекателя винта включают:

1) Точность по шагу установки узлов навески обеспечивается фиксаторами приспособления.

2) Точность выдерживания аэродинамического обвода по носку обтекателя винта обеспечивается шаблонами, которые крепятся на раме приспособления. При помощи кронштейнов.

3) Точность выдерживания аэродинамического обвода по носовой части обеспечивается цулагами, с базированием их. Мною оформлена Заявка на проектирование технологической оснастки для сборки обтекателя винта (см. Приложение к Проекту).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ВТУЛКИ ВИНТА. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ МОНТАЖА И КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБТЕКАТЕЛЯ ВТУЛКИ ВИНТА

Выполняю анализ конструкции технологической оснастки для сборки обтекателя винта, разработанной в соответствии с Заявкой на проектирование (см. п. 4.12 и Приложение к настоящему Проекту).

Оснастка представляет собой специальное сборочное приспособление, конструкция которого обеспечивает правильное взаиморасположения, фиксацию и соединения сборочных единиц и деталей триммера с заданной точностью и обеспечивает взаимозаменяемость по аэродинамическим обводам, разъемам и стыкам.

В качестве каркасных элементов, используются цулаги, шаблоны. Базирующими элементами являются фиксаторы. Базовые элементы оснастки крепятся к базирующим , .

Технологическая оснастка включает также следующее оснащение.

Рама, кронштейны, шаблоны, фиксаторы, цулаги, планки.

СТО для монтажа СЧ для сборки обтекателя винта выбраны с учетом следующих обстоятельств:

- метода сборки (см. п. 4.2 Проекта);

- схемы сборки и увязки (см. п. 4.5);

- ТП сборки (см. п. 4.9);

- конструктивно-технологических параметров технологической оснастки для сборки (см. п. 4.11);

- ТУ на технологическую оснастку (см. п. 4.11).

Монтаж технологической оснастки для сборки обтекателя винта выполняется с использованием следующих СТО:

- универсальный координатно-монтажный стенд (УКМС);

- лазерные центрирующие измерительные системы (ЛЦИС);

- теодолит.

СТО для контроля точности геометрических параметров обводов для сборки обтекателя винта выбраны с учетом следующих обстоятельств:

- аналогичной информации, применительно к СТО для монтажа оснастки (см. выше);

- требуемой точности измерений;

- требуемой степени достоверности измерений;

- видов контролируемых геометрических параметров (геометрический размер, физический параметр, форма и т.п.);

- номинальных размеров и допусков на контролируемые параметры;

- допустимых погрешностей измерений;

- применяемых измерительных баз;

- перечня средств контроля, применяемых на предприятии-изготовителе;

- целесообразности проектирования специальных средств контроля;

- условий выдачи результатов контроля;

- требуемой квалификации оператора-контролера.

Контроль геометрических параметров для сборки обтекателя винта выполняется с использованием следующих СТО:

- прецизионный нивелир;

- теодолит;

- ЛЦИС;

- электронные контрольно-измерительные машины (КИМ);

- голографические средства;

- индикаторные приборы.

-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абибов А.Л. Технология самолетостроения. - М: Машиностроение, 1982.

2 Александров В. Г. Справочник по авиационным материалам. – М.: Транспорт, 1979.

3 Бабушкин А. И. Метод сборки самолетных конструкций. – М.: Машиностроение, 1975.

4 Бойко А. П., Мамлюк О. В., Терещенко Ю. М., Цибенко Р.Т. Конструкція літальних апаратів. – К.: Вища освіта, 2001.

5 Бойцов В. В. И др. Сборка агрегатов самолета. – М.: Машиностроение, 1983.

6 Гриценко І.А., Животовська К.А., Король В.М., Мамлюк О.В., Терещенко Ю.М. Технологія виробництва ЛА, книга 1 – К.: Вища освіта, 2004.

7 Ершов В.И. и др. Нормирование труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1983.

8 Кононенко В. Г. Технология производства летательных аппаратов курсовые и дипломное проектирование. К.: Высшая школа, 1974.

9 КиАТ Методичні по проведенню практичних та лабораторних робіт з предмету «Виробництво авіаційних ЛА». – К.: КиАТ, 2002.

10 Терещенко Ю. М., Волянська Л.Г., Животовська К.А., Король В.М., Кулик М.С., Кудрін А.П., Мамлюк О. В., Панін В.В. Технологія виробництва ЛА, книга 2. – К.: НАУ, 2006.

11 Шульженко М.Н. Конструкция самолетов. – М.: Машиностроение, 1971.

12 Ярковец А. И. Основы механизации и автоматизации технологических процессов в самолетостроении. – М.: Машиностроение, 1991.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации