Тема: Организация связями между двумя внутренними номерами
Лабораторная работа №2
Цель работы: Конфигурирование сервера Trixbox для совершения звонков с одного внутреннего SIP клиента на другой.
Теоретические данные:
Для создания внутреннего номера необходимо выбрать знать технологию двух основных протоколов организации голосовых вызовов SIP и IAX2.
SIP – протокол инициализации сессии обмена данными мультимедиа через IP сети. Клиенты SIP традиционно используют порт 5060 TCP и UDP для соединения элементов SIP-сети. В основном, SIP используется для установления и разъединения голосовых и видеозвонков. При этом он может использоваться и в любых других приложениях, где требуется установка соединения, таких, как системы оповещения, мобильные терминалы и так далее. Существует большое количество рекомендаций RFC, относящихся к SIP и определяющих поведение таких приложений. Для передачи самих голосовых и видеоданных используют другие транспортные протоколы, чаще всего Real-time Transport Protocol
(RTP).IAX2 (Inter-Asterisk eXchange protocol) – протокол обмена VoIP данными между IP-PBX Asterisk. Наиболее приспособлен к трансляции сетевых адресов NAT, в отличие от SIP и H.323 использует только один порт 4569 протокола UDP для сигнализации и медиапотока, тогда как последние используют для этих целей разные порты. Данный протокол позволяет существенно экономить сетевой трафик по сравнению с протоколом SIP, что объясняется передачей сигнальной информации в битовых полях, а не текстом. Так же протокол позволяет совмещать множество голосовых потоков и передавать их внутри единого транка, уменьшая накладные расходы, связанные с передачей заголовков IP пакетов.
Итак, обозначив технологию протокола, с чьей помощью будем организовывать сеансы голосовой связи, можно приступать к работе.
Выбрав один из протоколов в списке (SIP, IAX2, ZAP или другой), мы попадаем на конфигурационную страницу внутреннего номера(Extension number).
В поле Extension Number вводится номер, по которому участники внутренней телефонной сети смогут связываться друг с другом. Стоит заметить, что поле Display Name (Отображаемое имя), интересный параметр, так как большинство современных телефонных аппаратов имеют дисплей. При регистрации этого параметра, во время входящего звонка будет выводится на экран телефона именно значение поля Display Name.
Группа Extension Options (Параметры Внутреннего Номера). Здесь вводятся необходимы параметры соответствия данного внутреннего номера и линии ТфОП. Т.е. под DID(Direct Inward Dialing[прямой дозвон]) стоит понимать, что прием звонков с внешней телефонной среды PSTN будет осуществляться данным внутренним номеров. А CID(Caller ID[Идентификатор звонящего]) есть параметр, который будет использоваться для выхода в сеть ТфОП и совершения исходящего в нее звонка. И последними пунктами в этой группе параметров являются возможности записи исходящих и входящий вызовов.
Далее идет часть настроек, Device Options (Параметры Устройства), связанная с настройками оборудования. Главными являются Secret (Пароль), необходимый для аутенфикации пользователя в системе и DTMF mode(Dual-Tone Multi-Frequency [Двухтональный Многочастотный Аналоговый Сигнал]), который описывает, в какой полосе частот будет передаваться сигнал, используемый для набора телефонного номера. В это поле необходимо вводить только те значения, которые поддерживает ваше оборудование, в ином случае данные ввода символов (0-9, #, *) будут определяться неправильно или совсем не будут рассматриваться сервером по причине их ошибочности.
После того, как сконфигурирован сервер, необходимо настроить клиентское оборудование. В случае с VoIP системами, есть 2 типа телефонов: программные(softphone) и аппаратные. Отличие у них только в том, что софтфоны реализованы в качестве программы на вычислительном оборудовании, в частности компьютере. Аппаратное клиентское оборудование представляет собой обычный телефон, каким мы его привыкли видеть, адаптированный под сети IP, т.е. имеется разъем RJ-45 и чипы кодирования, расшифровки и других видов преобразования данных и отправкой их в сеть. И у тех и у других есть свой IP адрес, только программному телефону присваивается IP адрес компьютера, на котором он установлен, а аппаратный конфигурируется с учетом адресов участников сети.
Самые важные параметры при регистрации телефона на сервере это имя пользователя, пароль и адрес хоста (вашего Asterisk сервера). Без этих данных клиентское устройство не пройдет аутенфикацию и будет проигнорировано. Иными словами технология SIP или IAX2 будет нарушена, так как их концепция основана на том, что пользователь получает доступ к серверу телефонии вне зависимости от того, какой IP адрес он получил, через имя пользователя (login) и пароль.
исунок 2. Страница настроек внутреннего номера
Ход работы:
1. Зайти на страницу Extensions (Внутренние Номера), нажимаем Add extension
2. Выбрать технологию, по которой будет подключено устройство (В нашем случае SIP), Generic SIP Device (Общее SIP Устройство), после чего появится страница настройки внутреннего номера (Рисунок 2)
3. авести внутренний номер в общем виде, где XXX обозначают последние цифры IP адреса вашего сервера. Для этого нажимаем Add extension, после чего появится страница настройки внутреннего номера (Рисунок 2)
4. Сохранить изменения, нажав кнопку Submit (Подтвердить), внизу страницы.
5. После всех произведенных действий, необходимо применить все произведенные изменения (без этого действия конфигурационные файлы Asterisk не будут изменены), нажав на ссылку Apply Configuration Changes (Применить Конфигурационные Настройки) и в появившемся окне кликнуть по ссылке Continue With Reload (Продолжить С Перезагрузкой)
6. Номер создан и будет функционировать, согласно настройкам. Далее настраиваем один номер на X-Lite и один на IP-телефон.
7. Настройка X-Lite:
А)Запускаем программу. Открываем меню, переходим SIP account settings
Рисунок 3. Окно программы X-Lite
Б) На появившемся окошке нажимаем Add. Заполняем поляю Display Name – Отображаемое имя; User Name – внутренний номер; Password – secret вашего номера; Authorization User Name – внутренний номер; Domain – ip адрес вашего сервера.
При правильной настройке должен появится ваш номер с надписью Your username is: 233000.
Рисунок 4. Настройка SIP аккаунта в X-Lite
8. Переходим к настройке аппаратного телефона. Необходимо создать еще один номер (например 233001), проделав пункты 1-5. Для настройки аппаратного телефона необходимо узнать его IP адрес (Нажать кнопку меню в виде листочка и цифру 9).
А) Открываем IP адрес в браузере. Переходим в режим администратора и расширенный режим в верхнем правом углу. Далее переходим на вкладку Ext 1
Рисунок 5. Кнопки перехода в режим администратора и расширенний режим
Б) Заполняем поля. Proxy и Outbound Proxy – адрес вашего сервера; Display Name – Отображаемое имя; Password – secret вашего номера; Auth ID и User ID – внутренний номер; нажимаем Submit all changes, телефон должен перезагрузиться.
При правильной настройке на дисплее должен появится ваш номер и в трубке появится гудок.
Рисунок 6. Настройка IP-телефона
9. Протестировать работоспособность каждого из аккаунта, позвонив с аппаратного телефона на X-Lite и наоборот.
10. Послушать качество связи. Если во время разговора появляются щелчки или пропадания, выяснить причину их появления и по возможности устранить (смена кодеков, разгрузка канала и др.).
11. Корректно завершить работу Trixbox.
Контрольные вопросы.
1. На основе каких протоколов, можно организовать внутреннюю телефонную сеть?
2. Для чего необходим параметр callgroup?
3. Расскажите, для чего необходима программа X-Lite, и какие есть у нее аналоги?
Список дополнительных источников:
1. Гольдштейн В.С., Пинчук А.В., Суховицкий А.В. IP-телефония. – М.: Радио и связь, 2001.
2. Меггелен Дж., Мадсен Л., Смит Дж. Asterisk™: будущее телефонии. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009.
3. Ben Sharif, Trixbox without tears.