Смазывание подшипников пластичным материалом
Пластичные материалы применяют в тех случаях, когда специальное охлаждение опор не требуется. Например, при смазывании радиально-упорных шариковых подшипников с углом контакта 12-18° и параметром быстроходности 6* .
Пластичный смазочный материал целесообразно применять в автономных ШУ, как правило, не имеющих зубчатых колёс, а также в шпинделях, расположенных вертикально или наклонно.
При использовании пластичного смазочного материала устройство защиты ШУ становится достаточно простым. При проектировании ШУ необходимо определить требуемый объём смазочного материала, сделать прогноз его срока службы, а также предусмотреть надёжное уплотнение как с внутренних, так и с наружных поверхностей.
При закладывании в опору избыточного объёма материала это может вызвать её избыточный нагрев.
Требуемый минимальный объём масла вычисляется: ,
Где - средний диаметр подшипника; В – ширина подшипника; k – коэфф-нт, зависящий от типоразмера подшипника.
По мере работы ШУ необходимо вводить дополнительные объёмы смазывающего материала.
Смаз. материалы и рекомендации по их применению.
Основные функции смаз. материала:
- обеспечение минимального коэфф-нта трения;
- отвод теплоты от трущихся поверхностей;
- удаление продуктов изнашивания из зоны трения;
- защита деталей от коррозии.
Осн. показателем, характеризующим смаз. материалы явл-ся его способность снижать износ трущихся деталей. По физическому состоянию смаз. материалы делят: твёрдые, пластичные, жидкие.
В зависимости от условий работы ШУ рекомендуется применять следующие материалы:
1. При высоких нагрузках и низких скоростях резания применение вязких масел и применение твёрдых и пластичных материалов.
2. При высоких скоростях резания применяют высококачественные масла с низкой вязкостью.
3. При высоких температурах применяют жидкие масла с присадками или твёрдые смаз. материалы.
Пластичные смаз. материалы представляют собой твёрдые или полутвёрдые продукты совместно с жидким смаз. материалом. Самую большую группу составляют мыльно-смазочные материалы: кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и т.д.
Св-ва материала зависят от состава загустителя. Применение пластичных материалов обеспечивает снижение трения и износа рабочих поверхностей в широком диапазоне температур и длительности эксплуатации.
К антифрикционным смаз. материалам относятся: солидол синтетический, графитная мазь и циатин.
Твёрдые смаз. материалы: графит, дисульфид молибдена. Они характеризуются широким диапазоном рабочих температур, высокой нагрузочной способностью и долговечностью. Системы с их применением не нуждаются в устройствах подачи смаз. материала, не требуют сложных уплотнений ШУ. Недостатки: отсутствие отвода теплоты и более высокий коэфф-нт трения, чем при смазывании жидким материалом.
Твёрдые материалы применяют в основном в виде порошков, паст с концентрацией твёрдых компонентов 20-70%, в качестве жидкого компонента используют минеральное масло.