Потери при организации технологических процессов
Впроцессе торгово-технологического процесса имеют место товарные потери. В магазинах они могут возникать при хранении товаров, их подготовке к продаже и реализации.
К нормируемым потерямотносятся естественная убыль, бои, лом хрупких товаров и стеклопосуды, потери при подготовке из-за товаров к продаже, потери из-за повреждений потребительской тары, потери на «забывчивость» покупателя при самообслуживании.
Основное место среди этих потерь занимает естественная убыль - это потери товаров вследствие изменения физико-механических свойств в процессе хранения, транспортировки и реализации товаров, воздействия на них тепла, света и влажности (усушка, распыл, раскрошка, утечка, разлив, и др.).
Нормы естественной убыли устанавливаются Министерствамторговли Республики Беларусь и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года, условий и сроков хранения товаров и их транспортировки в размере 0,15 – 0,4 %. Нормы на «забывчивость» покупателя устанавливаются по товарным группам (от 0,01 до 0,25%).
Нормы естественной убыли не устанавливаются:
• товары с производственными дефектами;
• на штучные (невесомые) товары;
• товары в герметической упаковке;
• товары, отпускаемые и принимаемые без взвешивания (по трафарету).
• Товары с производственными дефектами;
• потери, вызванные нарушением стандартов, правил перевозки;
• дополнительные потери при самообслуживании и т.д.
Товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреждения
потребительской тары также имеют место в торговле из-за хрупкости, условий транспортировки, состояния автодорог, использования непрочной тары и др.
Технологические отходы и потери могут быть ликвидными и неликвидными.
Ликвидные отходы — это кости окороков, головы рыб, хребты осетровых рыб, штафф от зачистки масла, крошка сахара-рафинада и обсыпной карамели. При поставке в магазин они оприходуются за вычетом скидки на отходы и могут быть реализованы по другой цене. Другие же передаются на переработку (штафф, сахарная крошка) по составленному акту.
Неликвидные отходы не подлежат дальнейшей переработке или реализации и списываются по специальным нормам (бумажные тампоны из-под птицы, вязки колбасных изделий, оберточные материалы и т.д.
Различают нормы товарных потерь:
• при транспортировке (бой товаров в стеклотаре, хрупких изделий);
• при хранении (в основном естественная убыль);
• при реализации (распыл, разлив и др.);
• в торгово-технологическом процессе.
Общий порядок выявления, документального оформления списания естественной убыли и потерь при транспортировке в пределах норм содержится в Положении о приемке товаров по количеству и качеству и договорах поставки.
Потери товаров от боя, лома, порчи и повреждения тары в торговых организациях оформляются соответствующими актами, которые хранятся у материально ответственных лиц и передаются в бухгалтерию вместе с инвентаризационными описями для списания. Списание производится по фактическим потерям по первоначальным ценам, но не свыше норм. Списанные товары (стекло, хрусталь, пластмасса) уничтожаются или передаются на промпереработку или корм скоту (продовольственные товары).
Ненормируемые товарные потери(порча и недостача товаров сверх установленных норм, недостача товаров с неустановленными нормами, порча товаров из-за небрежного хранения) списываются, как правило, за счет виновных материально ответственных лиц. При крупных потерях товарно-материальных ценностей из-за стихийных бедствий (пожара, затопления и т.д.) вопросы возмещения ущерба решаются по согласованию сторон либо в суде.
Пути снижения товарных потерь и отходов:
• строгое соблюдение режимов и условий хранения;
• четкая организация учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей;
• правильная организация материальной ответственности;
• квалифицированная приемка товаров;
• применение моральных и материальных стимулов к сохранению товаров;
• своевременное проведение инвентаризации и списание товарных потерь;
• расширение поставки товаров в расфасованном виде и таре-оборудовании.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность торгово-технологического процесса?
2. Что такое технологические процессы?
3. Что относится к операциям торгового процесса?
4. Как осуществляется приемка товаров по количеству?
5. Как осуществляется приемка товаров по качеству?
6. По каким нормативным и другим документам осуществляется приемка товаров по количеству и качеству?
7. Как осуществляется организация и технология хранения товаров?
8. Как осуществляется подготовка товаров к продаже на складе?
9. Какие Вы знаете способы размещения и выкладки товаров в торговом зале?
10. Назовите виды выкладки товаров и используемого оборудования.
11. Назовите потери товаров при организации технологического процесса.
12. Что такое нормируемые и ненормируемые потери?