Интеллектуальная собственность
· Это понятие, применяемое для обозначения прав на:
- результаты творческой деятельности в области науки и техники
· Это средство индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг
· Это защита от недобросовестной конкуренции
К объектам прав интеллектуальной собственности относят:
· Изобретения
· Полезные модели
· Промышленные образцы
· Товарные знаки
· Знаки обслуживания
· Фирменные названия
· Коммерческие наименования и обозначения
Ноу-хау - техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами при условии, что это информация имеет действительную или потенциальную ценность.
К данной информации нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране.
Что подразумевается под ноу-хау, уточняется в юридических договорах.
Различают три вида ноу-хау:
1. Неотделимые от конкретного индивидуума (физические лица). Это индивидуальные навыки или умения.
2. Неотделимые от конкретного предприятия (юридические лица): технологии, предполагающие высокую культуру производства.
3. Отделимые от предприятия или индивидуума, в том числе:
сознательно скрываемые технические сведения
рисунки,чертежи,патентоспособные результаты.
К охраноспособным средствам индивидуализации относят:
· Товарные знаки
· Знаки обслуживания
· Наименования мест
· Фирменные названия и наименования
Рис.26. Классификация нематериальных активов предприятия
Законодательство Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности
Термин «интеллектуальная собственность» применяется в законодательстве, в научной литературе, в практике. В 1967 году в Стокгольме была подписана конвенция, которая учреждает Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с чем, объектами охраны называются права, которые относятся к конкретным результатам творческой деятельности в научной, производственной и художественной областях. В соответствии с конвенцией ВОИС интеллектуальная собственность включает промышленную собственность и объекты авторских прав. Государственное патентное ведомство РФ осуществляет политику в области охраны объектов промышленной собственности и принимает заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Проводит по ним экспертизу, государственную регистрацию и выдает патент.
Защита прав интеллектуальной промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Только за период 1990—1995 годов принято более 40 законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов по вопросам интеллектуальной собственности. . К основным из них следует отнести:
- Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 7 февраля 2003 г. № 22-ФЗ), охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3522-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ, ст. 1);
Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3524-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 декабря 2002 г. № 177-ФЗ);
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5352-1 (изменения и дополнения к Закону рассмотрены Государственной Думой во 2-м чтении);
Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ).
Интеллектуальная собственность является частью круговорота в процессе жизненного цикла продукции. Правовая охрана интеллектуальной собственности важна для поддержки экономических преимуществ законных производителей и создателей новых товаров. Последствиями незащищенности могут быть негативные явления:
- растущая криминализация общества вследствие безнаказанности нарушения прав интеллектуальной собственности;
рост организованной преступности и масштабов отмывания денег через бизнес на подделках;
безработица из-за сокращения легального производства, падение доверия к рекламе и бизнесу вообще;
- ухудшение качества товаров;
- угроза здоровью и жизни потребителей, вызванная поддельными товарами;
- снижение инвестиций в высокорисковые наукоемкие отрасли;
удорожание легальных товаров за счет издержек на защиту интеллектуальной собственности и уменьшение их конкурентоспособности;
неполучение ожидаемых доходов и прибыли; ущерб деловой репутации.
Управление интеллектуальной собственностью можно разделить на следующие этапы:
создание и накопление интеллектуальной собственности организации;
правовая охрана интеллектуальной собственности;
разработка стратегии использования интеллектуальной собственности;
- коммерциализация интеллектуальной собственности;
- оценка стоимости интеллектуальной собственности; - использование интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов организации.
Аудит и защита интеллектуальной собственности
Первый шаг по защите интеллектуальной собственности - аудит -представляет собой проведение независимого поиска результатов интеллектуальной деятельности на предприятии.
В рамках проведения аудита выявляются объекты интеллектуальной собственности - товарные знаки, этикетки, фирменные наименования и
прочее; осуществляется проверка их охраноспособности - наличия юридически значимых охранных документов и их содержания, определяющего степень защиты объектов интеллектуальной собственности; готовится отчет, содержащий результаты аудита и рекомендации по улучшению системы управления и защиты интеллектуальной собственности.
В России в январе 2008 вступила в силу 4 часть Гражданского Кодекса (в соответствии с ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ), которая регулирует интеллектуальную собственность и все действия и последствия связанные с ней. Согласно новому закону, в России, охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации компаний, товаров, работ и услуг, которым предоставляется правовая защита, являются:
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- фирменные наименования;
- коммерческие обозначения; изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- программы для электронных вычислительных машин;
- базы данных;
- секреты производства (ноу-хау);
- топологии интегральных микросхем;
- произведения науки, литературы и искусства;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач;
- селекционные достижения.
2. Патентование изобретений
Патентный закон РФ (ПЗ РФ) не содержит определения понятия «изобретения», а указывает на условия патентоспособности: изобретению предоставляется правовая охрана, если оно новое, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Подход согласуется с мировой патентной практикой, акцентирующие внимание не на всех признаках изобретения, на которые необходимы для охраны.
Законодательство рассматривает изобретение в качестве технического решения задачи. С помощью изобретения решается практическая задача в области техники, сельского хозяйства, культуры, образования и т. д., но техническими средствами.
К числу объектов изобретений относились устройства, способы, вещества, предложения по применению известных устройств, способов и веществ по новому назначению. ПЗ РФ указывает на возможные объекты изобретений, расширяя их круг за счет штаммов-микроорганизмов, культур клеток растений и животных (п. 2 ст. 4). Все они относятся к техническим решениям в соответствии с энциклопедическим определением, техники как совокупности средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных процессов общества.
Любое решение задачи, заявляемое в качестве изобретения должно попадать под один из названных в законе объектов, т. е. быть устройством, способом, веществом, штаммом, предложением по использованию указанных объектов по новому назначению. Под устройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Для характеристики устройств используются конструктивные средства, наличие конкретных элементов, наличие связи между элементами, их взаимное расположение, формы выполнения элементов, материал, из которого они выполняются, и т.п.
В соответствии с действующим законодательством изобретением считается достигнутый человеком творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности.
Изобретение как объект патентного права
Одни изобретения, которые отвечают предусмотренным законом требованиям, становятся в установленном порядке официально признанными объектами охраны; другие изобретения, которые требованиям не соответствуют или хотя бы и соответствуют, но не оформлены в установленном порядке, охраной не пользуются, хотя и не перестают быть из-за этого изобретениями. К числу последних могут быть отнесены технические решения, которые не обладают объективной новизной, хотя и являются результатами самостоятельной творческой работы; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, и др.
Правовой охраной пользуются изобретения, которые являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы. Техническое решение практической задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно быть новым.
ПЗ РФ определяет новизну как неизвестность изобретения из сведений об уровне техники (п. 1 ст. 4). Далее раскрывается понятие «уровень техники»: сведения об уровне техники включают любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Данная формулировка позволяет акцентировать внимание на трех основных моментах: во- первых, при исследовании новизны заявленного решения используются общедоступные сведения, т. е. сведения, с которыми ознакомиться заинтересованное лицо. Во-вторых, при проверке новизны учитываются сведения, ставшие общедоступными не только в России, но и в зарубежных странах. В-третьих, при определении новизны использоваться сведения, которые стали общедоступными до даты приоритета изобретения.
Понятие «новизны» связано с понятием «приоритета». Приоритет изобретения устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание и формулу изобретения.
Наряду с общим правилом определения приоритета ПЗ РФ содержит ряд специальных льготных правил, которые применяются при установлении приоритета в случаях, указанных в законе.
Решение перестает быть новым с того момента, когда сведения о нем опубликованы или решение начинает открыто использоваться. Но самому разработчику предоставляется возможность подать заявку в течение шести месяцев, и она в течение этого срока считается новой.
Следующим критерием охраноспособности изобретения является изобретательский уровень. Необходимость особого критерия, позволяющего признавать патентоспособными изобретениями разработки, которые вносят вклад в научный и технический прогресс, никем не ставится под сомнение. Эту функцию может выполнять признак новизны, который выражает творческое начало.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ПЗ РФ изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники служит исходной базой для определения новизны разработки, ее изобретательского уровня. При анализе уровня техники во время проверки новизны заявленного изобретения выявляются аналоги изобретения и производится сравнение изобретения с аналогами в отдельности.
Изобретательский уровень устанавливается на дату приоритета. Заявителю предоставляется 6-месячный льготный срок, в течение которого оно считается не утратившим изобретательский уровень.
Критерием патентоспособности изобретения является промышленная применимость. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. В соответствии с ПЗ РФ промышленно применимыми считаются и методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей и животных, которые по законодательству многих стран не признаются патентоспособными.
В отличие от признаков новизны и изобретательского уровня критерий промышленной применимости прямо не связывается законом с уровнем техники и датой приоритета. Между тем такая связь имеется, хотя подход к использованию известных сведений, охватываемых понятием «уровень техники», является иным. Если с точки зрения новизны и изобретательского уровня обязательно должен иметь место выход за пределы уровня техники, то при проверке промышленной применимости должно быть установлено, что изобретение осуществимо именно при данном уровне техники.
Полезная модель как объект патентного права
В качестве полезной модели охраняются новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, их составных частей (п. 1 ст. 5 ПЗ РФ).
Понятием «полезная модель» охватываются технические новшества, которые по своим внешним признакам напоминают патентоспособные изобретения, являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники.
Полезная модель признается новой, если совокупность ее существенных признаков неизвестна из уровня техники, то есть совокупности общедоступных в мире сведений. В отличие от изобретений, в состав уровня техники при исследовании новизны полезной модели не включаются сведения об открытом применении за пределами России средств, тождественных заявленной полезной модели.
Во всем остальном признак новизны полезной модели совпадает с новизной изобретения.
Промышленный образец как объект патентного права
Промышленным образцом является художественно конструкторское решение изделия определяющее его внешний вид (п. 1 ст. 6 ПЗ РФ). Промышленный образец представляет собой нематериальное благо, результат умственной деятельности, который может быть воплощен в конкретных материальных объектах.
Родовой признак промышленного образца - дизайнерское решение -означает, во-первых, что в решении содержатся указания на конкретные средства и пути реализации творческого замысла дизайнера.
Во-вторых, задача, решаемая с помощью промышленного образца, состоит в определении внешнего вида изделия. Внешний вид изделия может включать различные признаки, но в конечном счете он определяется выразительностью и взаимным расположением основных композиционных элементов, формой и цветовым исполнением.
В-третьих, решение внешнего вида изделия должны носить художественно-конструкторский характер. Во внешнем виде изделия должны сочетаться художественные и конструкторские элементы.
Промышленным образцом могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект изделий и варианты изделия.
Не признаются промышленным образцом:
1. Изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их технической функцией;
2. Объекты архитектуры, кроме малых архитектурных форм, например внешний вид киосков палаток, телефонных будок и т. п.;
3. Печатная продукция как таковая, которая охраняется нормами авторского права;
4. Объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ, так как неустойчивость их формы не позволяет придать им внешний вид с помощью художественно-конструкторских средств;
5. Изделия, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Правовая охрана, предоставляется тем промышленным образцам, которые являются новыми оригинальными и промышленно применимыми. Указанные критерии патентоспособности, закрепленные ПЗ РФ, соответствуют распространенным в мировой практике признакам охраняемых правом промышленных образцов.
Субъекты патентного права
Субъектами являются авторы (соавторы) изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладателя и другие физические лица, которые приобретают по закону или договору патентные права.
Если в создании объекта участвовало несколько лиц, то все они считаются авторами и пользуются правами на изобретение по соглашению.
Не признаются авторами лица, оказавшие техническо-организационную или материальную помощь. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.
Правопреемники – граждане, наследующие право на подачу заявки и получение патента. В статье 8 оговорены случаи, когда изобретение создано работником в связи с выполнением служебных обязанностей или получения конкретного задания. В этом случае право на получение патента принадлежит работодателю.
4. Покупка и продажа лицензий на изобретение
Рис.27. Основные виды лицензий
Продажа лицензии на изобретение и ноу-хау является одним из желанных и приходящим на ум способом попытки извлечь доход из имеющихся новшеств и/или результатов исследований и разработок.
Стратегические цели продавца лицензии (лицензиара):
1. Торговая экспансия (Обеспечение для себя перспективы увеличения продаж лицензиату и его сублицензиатам оборудования, комплектующих изделий и материалов, необходимых для осуществления операций по лицензии.).
2. «Снятие последних сливок» (С морально устаревающей технологии путем продажи на нее лицензии не подозревающему об этом плохо информированному лицензиату.).
3. Продажа лицензии как альтернатива (либо подготовка) (Прямой инвестиции в предприятие лицензиата. Лицензия в этом случае оплачивается обязательно посредством «роялти», которые, по сути, заменяют дивиденды от прямой инвестиции. При этом лицензиар избегает рисков прямого инвестирования, экономит на налогах с дивидендов.).
4. Разделение рынков сбыта с покупателем лицензии (Когда продавец осознает, что не в состоянии охватить операциями все перспективные рынки сбыта. Выручка по паушальным платежам за лицензию тогда может, помимо всего прочего, и укрепить финансовую основу для скорейшего освоения рынков, которые лицензиар оставляет за собой.).
5. Опосредование или оформление долговременным лицензионным соглашением (Других эффективных и коммерчески перспективных каналов передачи технологий, по поводу которых заключать отдельные контракты с чисто технической или юридической точки зрения затруднительно).
6. Получение определенного влияния на действия потенциального конкурента, опираясь на права контроля лицензиаром качества операций лицензиата, а также ревизии бухгалтерско-финансовой документации при оплате лицензии в форме «роялти».
7. Переключение опасных потенциальных или фактических конкурентов на принципы собственной научно-технической политики.
8. Завязывание с сильным в научно-техническом отношении лицензиатом выгодного более широкого научно-технического сотрудничества на основе обычно включаемого в лицензионные соглашения положения об обмене усовершенствованиями передаваемой технологии.
Что касается стратегических целей покупателя лицензии, то с учетом того, чтобы ему не оказаться жертвой опасных для него целей лицензиара, их следует видеть не столько в сбережении времени и затрат лицензиата на его собственные исследования и разработки по созданию получаемой технологии, сколько в преодолении технологического отставания в известной области. Такое отставание зачастую делает принципиально невозможным создание аналогичной конкурентоспособной технологии в разумные сроки.
Правовые предпосылки продажи лицензий на изобретения и ноу-хау.
«Классическими» в качестве формы передачи технологий являются патентные лицензии. Предпосылкой продажи патентной лицензии является предварительное получение патента - на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак. Все это является объектами интеллектуальной собственности.
Патентовладелец может по собственной воле на разных условиях «поделиться» своим правом с другими заинтересованными лицами. Продажа патентных лицензий как раз и предоставляет для этого соответствующий механизм.
Соглашение, при котором владелец указанных прав передает право на их использование другому лицу, в практике носит название лицензионный договор. По лицензионному договору передается не право собственности на патент, лицензию или авторство, а право на их использование.
Патентный поверенный - это аттестованный специалист в области правовой охраны интеллектуальной собственности. В сферу деятельности патентного поверенного входит предоставление следующих услуг:
1. консультации на первоначальной стадии определения права;
2. консультации и личное участие на стадии приобретения права;
3. консультации и личное участие на стадии действия права;
4. консультации и личное участие при возникновении конфликтов,
связанных с правом.
Цена лицензий на изобретения и ноу-хау.
Вопрос о ценах на патентные и беспатентные лицензии представляет главную сложность.
При общем подходе к ценообразованию на лицензии по новым технологиям многое зависит от моментов:
1) важность для покупателя лицензии ее правовая сторона;
2)надежны юридически оформленные титулы собственности на изобретения и ноу-хау, а также их защита;
3) насколько отработанной и готовой для промышленного освоения является передаваемая по лицензии технология.
При расчете цены на лицензию в первую очередь как суммы цен на услуги, включаемые в нее, ценовая компонента, соответствующая передаче права интеллектуальной собственности, будет, как правило, фигурировать в структуре цены лицензии в качестве совершенно отдельной составляющей.
При подходе к цене лицензии в основном как к цене готовой передаваемой технологии учет значимости и надежности передаваемых прав интеллектуальной собственности осуществляется двояко:
а) путем отражения в структуре цены от отдельной указанной выше
ценовой компоненты;
б) посредством выбора процентных величин участия лицензиара в
дополнительных прибылях лицензиата в пределах обычно достаточно
широких общепринятых интервалов данного участия.
Цена отражается в лицензионном соглашении некоей точно фиксированной в абсолютном выражении суммой, которая уплачивается однажды либо в несколько оговоренных приемов и рассчитывается исходя из принципиальной формулы вида: Р=Р1+Р2+РЗ+Рр,
где Р1 — цена завершения разработки технологии, основанной на передаваемом изобретении;
Р2 — цена мероприятий по технической помощи при промышленном освоении технологии у лицензиата;
РЗ — цена услуг по подготовке кадров покупателя лицензии;
Рр — цена передачи прав интеллектуальной собственности или титула этой собственности, т.е. правовая компонента цены лицензии.
Приблизительно спрогнозировать, какую же величину способна составить вероятная сумма имущественного ущерба патентовладельца, которую он будет заявлять в иске против фирмы-«пирата», можно исходя из предположения, что истец будет требовать, как принято, возмещения материального ущерба на уровне изъятия всей чистой прибыли, полученной ответчиком от незаконных операций, нарушающих патентное право истца.
В свою очередь, без учета дисконтирования по фактору времени эти прибыли могут быть определены за срок лицензии TL из расчета чистой прибыли Gd, которую с единицы продукта извлекает сам патентовладелец, либо опираясь на среднюю прибыль с единицы вложенных в стоимость разработки технологии фондов, помноженную на плановый объем выпуска лицензиатом продукции по лицензии.
Формулой это выражается следующим образом:
для промышленных технологий: Рр = min (Gd • Q» TL - CL, Cre);
для лабораторных технологий: Рр = Kd • id • TL
где Q — среднегодовой планируемый объем выпуска лицензируемой продукции у лицензиата;
Kd — стоимость разработки, осуществленной лицензиаром;
id — «интерес» (текущая рыночная ставка ссудного процента).
Формула дает заниженный результат, но в этом и проявляется один из недостатков положения лицензиара, пытающегося торговать всего лишь лабораторными технологиями.
Применительно к беспатентным лицензиям параметр Рр совпадает по сути со стоимостью промышленного шпионажа, к которому бы лицензиату пришлось прибегнуть для получения секретного ноу-хау вместо покупки лицензии на него.
Лицензиару, которому предлагают оплату в форме «роялти», важно и скорейшее получение определенной фиксированной суммы денежных средств .Если передаваемая по лицензии технология достаточно коммерчески привлекательна и отработана, то включение в лицензионное соглашение указанной паушальной суммы также вполне реально. Покупатель лицензии может пойти на договоренность о смешанной форме цены за лицензию в виде как «роялти», так и обычной паушальной, выплаты.
Возвращаясь к «роялти», отметим, что данная форма цены предполагает, что в лицензионном соглашении определенность по цене вносится путем прямого или косвенного указания на величину ежегодного участия лицензиара в дополнительных прибылях лицензиата, обусловленных использованием лицензии. Причем лицензиар получает право ревизии бухгалтерской документации лицензиата с целью проверки правильности расчета приходящихся ему ежегодных платежей.
Международный торговый обычай таков, что при стандартной лицензии ее продавец вправе ожидать «роялти» в размере 25—33% от дополнительных прибылей, которые приносит лицензиату предоставленная ему лицензия. С уточнения этой доли обычно и рекомендуется начинать переговоры по цене лицензии.
Стороны сначала согласуют вероятные по годам срока лицензии объемы продаж лицензируемого продукта по определенной цене, его планируемую себестоимость и прогнозируемую прибыль от операций с данным продуктом Затем отталкиваясь от величины последней и ранее принципиально согласованного процента участия лицензиара в прибылях по лицензии, вычисляются ожидаемые в отдельные будущие годы суммы платежей в счет «роялти». Эти ожидаемые платежи соотносятся с ожидаемыми объемов продаж, предварительно просчитанными при оценке вероятных прибылей. В итоге причитающиеся лицензиару проценты от ожидаемых по конкретным календарным годам объемов продаж по лицензии усредняются и тем самым дают именно тот процент, который заносится сторонами в лицензионное соглашение в качестве условия «роялти»
Этот процент называется тогда «ставкой роялти», а объем продаж по лицензии — «базой роялти».
Стороны, избегая описанной выше долгой процедуры, по возможности используют так называемые «таблицы общепринятых ставок роялти» нерегулярно публикуемые патентными ведомствами некоторых стран. В этих таблицах обобщается уровень «ставок роялти», применявшихся в прошедших регистрацию патентных ведомств патентных лицензиях.
Цена лицензий, исчисленная по принципу «роялти», часто может выступать в качестве базовой расчетной и тогда, когда в конкретном рассматриваемом лицензионном соглашении применяется паушальная форма оплаты. Имеется в виду, что для согласования исчисления последней принимают, что она должна равняться сумме всех ежегодных платежей типа «роялти», примененных к ожидаемым объемам продаж по лицензии, как если бы лицензия оплачивалась посредством «роялти».
В рамках этого же подхода легко использовать и смешанную форму цены лицензии. Стороны договариваются, какую часть совокупной цены они выделяют на паушальный платеж, а какую — на подтвержденные по фактическим лицензионным продажам ожидаемые платежи в порядке «роялти». Соответственно, на эту же часть уменьшается базовая «ставка роялти», которая закладывается в лицензионное соглашение и которая действовала бы, не будь частичной паушальной оплаты. Например, если по принципиальному соглашению сторон на нее выделяется 30% прогнозной суммы всех платежей в счет «роялти», то полная «ставка роялти» в лицензионном контракте тоже уменьшается на 30%.
Цена в сделках с лицензиями на изобретения и ноу-хау обычно ассоциируется с эффективностью этих лицензий. Однако она составляет лишь тактический фактор такой эффективности — в расчете на сиюминутную либо, при «роялти», минимально обеспечиваемую долгосрочную выгоду.
4.Товарные знаки
Товарный знак (знак обслуживания) - обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц (ФЗ РФ «Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» статья 1).
Товарный знак можно использовать без регистрации. Но если для организации важно, чтобы на территории России могли только вы использовать свой товарный знак и конкуренты не могли бы использовать знак, похожий на знак организации, то тогда его необходимо регистрировать. Кроме того, используя товарный знак без регистрации, и без проверки его на новизну, можно случайно нарушить исключительные права
владельца зарегистрированного товарного знака. Регистрацией товарных знаков в РФ занимается Государственное Патентное ведомство.
Зарегистрированный товарный знак является интеллектуальной собственностью предприятия. Распоряжаться им можно также как и любой другой собственностью, т.е. можно продать, заложить, получить под залог знака кредит. Можно предоставить право другим лицам использовать товарный знак, естественно, оговорив конкретную сумму вознаграждения.
Требования к товарному знаку. Товарный знак является одной из важнейших составляющих фирменного стиля, и его разработка является наиболее ответственным и трудоемким этапом.
Помимо некоторых правовых требований, предъявляемых к товарным знакам, знак должен быть рекламоспособным, т.е. иметь свойство привлекать внимание потребителя, что характеризуется совокупностью признаков:
1. Новизна идей;
2. Эстетичность;
3. Лаконичность;
4. Способность к адаптации;
5. Удобопроизносимость;
6. Технологичность;
7. Ассоциативность;
8. Недвусмысленность.
Использование. Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридического лица и индивидуальные предприниматели получают в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.
Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:
1. На товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
2. При выполнении работ, оказании;
3. На документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4. В предложениях к продаже товаров;
5. В сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Не подлежит контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:
1. Упоминание его в нерекламных целях;
2. Использование на товарах, которые уже были введены в оборот
самим правообладателем или с его согласия;
3. Использование в личных целях;
4. Другие виды использования, не связанные с введением товаров в
гражданский оборот.
Виды товарных знаков. Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Могут быть защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.
В последнее время встречаются новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение
Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:
1. Словесными - «Арр1е» для компьютеров; Deutshe Bank для банка;
2. Произвольными или вымышленными обозначениями - Coca -Cola, Nikon, Sony, NIKE. Easy Jet;
3. Именами - Ford, Peugeot;
4. Слоганами - «Летай мной» для авиации;
5. Содержащими элементы - трехлучевая звезда для Mercedes -Benz и статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce;
6. Цифры - одеколон 4711;
7. Буквы - GM, FIAT, VW, KLM;
8. Картинки или символы - Lacoste (маленький крокодил);
9. Звуками - мелодия сотового телефона Nokia.
Регистрация. Исключительные права на товарный знак возникают после его регистрации в уполномоченном государственном органе.
Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.
В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам. Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Имеются ряд ограничений прописанные ст. 1483 Гражданского кодекса РФедерации.
Не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс.
Этапы разработки и регистрации товарного знака. Разработка и последующая регистрация товарного знака имеет несколько этапов:
1. Постановка цели позиционирования товара на рынке;
2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы;
3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы;
4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений;
5. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости— корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением;
6. Утверждение выбранного обозначения;
7. Работы по комплектованию заявки на товарный знак;
8. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака;
9. Делопроизводство по заявке на товарный знак;
10. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак;
11. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак;