Сбор и обработка фактического и статистического материала
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Т.М. Челей
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения курсовых работ
по дисциплине Теория и методика социальной работы
(2 курс 4 семестр)
,
по МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми
(3 курс 5 семестр)
по специальности 39.02.01 Социальная работа
(очная форма обучения)
Методические указания для выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Теория и методика социальной работы», МДК 02.03 «Технология социальной работы с семьей и детьми» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 Социальная работа.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение курсовой работы в изучении технологий социальной работы……………………………………………………………………...4
2. Общие положения………………………………………………………………....4
3. Структура работы…………………………………………………………5
4. Порядок выполнения курсовой работы и основные требования..….…7
5. Оформление курсовой работы……………..…………………………...11
6. Оценка курсовой работы……………………………………………..…12
7. Речевые стандарты………………………………………………………13
8. Приложения……………………………………………….……………..15
9. Примерная тематика курсовых работ………………………………….23
Ознакомившись с данными методическими указаниями, студент сможет более конкретно представить требования к курсовой работе, как с точки зрения содержания, так и ее оформления, оценки и порядка защиты курсовой работы.
1. Значение курсовой работы в изучении технологий социальной работы
Учебными планами средних учебных заведений специальности 39.02.01 Социальная работа предусматривается написание студентами курсовых работ по дисциплине Теория и методика социальной работы, по МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми. Ее выполнение направлено на развитие навыков самостоятельного изучения дисциплины, требует осмысления полученных теоретических знаний применительно к социальной работе с семьей и детьми.
Курсовая работа является результатом творческой деятельности студента и позволяет ему проявить свои теоретические знания. Это фактически самостоятельная научно-исследовательская работа студента. Курсовая работа является подготовительной ступенью к написанию выпускной квалификационной работы.
Она является обязательной формой отчета студента и формой подготовки специалистов квалификации углубленной подготовки Специалист по социальной работе. Ее написание имеет большое значение:
· она приобщает студентов к самостоятельной работе с научной, учебной литературой, учит находить в ней основные положения, относящиеся к избранной тематике, подбирать, обрабатывать и анализировать материал, составлять таблицы, диаграммы, строить графики и на их основе делать правильные выводы;
· студент учиться творчески применять теоретические знания, связывать их с практикой, последовательно, четко и грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем;
· работа закрепляет и углубляет знания студентов по социальной работе;
· прививает навыки работы на компьютере.
Общие положения
Общее руководство и контроль выполнения курсовых работ осуществляется заведующим отделением, методистами, председателем предметно-цикловой комиссии. Непосредственный контроль хода выполнения курсовых работ осуществляет руководитель (преподаватель соответствующей дисциплины, модуля или раздела модуля).
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями (соответствующей дисциплины, модуля или раздела модуля) и рассматривается и утверждается предметно-цикловой комиссией по социальной работе. Тема курсовой может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.
Руководитель курсовой работы назначается в соответствии с учебной нагрузкой, утвержденной заместителем директора по учебной работе.
Студент обязан регулярно посещать консультации руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения работы, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.
Выполненная работа сдается для проверки. После положительного отзыва руководителя она должна быть защищена. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, то преподаватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде отзыва сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. К сдаче экзамена по дисциплине Теория и методика социальной работы, а также по модулю ПМ 02 «Социальная работа с семьей и детьми» допускаются лишь те студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на отделении.
3. Структура работы
Курсовая работа включает в себя:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- содержательную часть, состоящую из двух-трех глав,
- заключение,
- библиографический список
- приложение в виде таблиц, бланков документов и т.п., если есть в этом необходимость.
Образец титульного листа представлен в Приложении 1.
Одним из ответственных этапов работы является составление плана, который должен отражать последовательность раскрытия темы. Сначала можно составить предварительный план, который по ходу работы и углубления исследования может изменяться и уточняться. План предоставляется для согласования научному руководителю, консультирующего студента. План работы оформляется на листе «СОДЕРЖАНИЕ», в котором должны быть перечислены обязательные элементы (Приложение 2).
Во введенииобосновываются актуальность темы исследования, ее значимость, степень разработанности, формулируются цель исследования и задачи, которые должны быть решены в процессе исследования. Необходимо также указать важные структурные элементы введения: объект, предмет и методы исследования. Введение должно быть кратким (1,5-2 страницы).
Объект исследования – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации, различные сферы жизнедеятельности людей, социальные процессы или явления.
Предмет исследования конкретизирует объект и соотносится с ним как частное с общим. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Предмет изучения выделяется в том случае, когда необходимо детализировать выбранный объект. Например, объект – приемная семья, предмет – формы государственной поддержки приемной семьи.
Цель исследования определяется темой работы, это общая большая проблема. Исходя из нее, формулируются задачи исследования.
Задачи исследования – это цель, разбитая на множество мелких вопросов, необходимых решить в ходе исследования. Они формулируется в соответствии с главами параграфами плана работы. Для их формулировки используются, как правило, следующие глаголы: изучить…, установить…, выявить закономерность…, вывести…, показать…, описать… и др. Их, как правило, бывает 3 - 5.
Методы исследования - инструменты, совокупность приемов исследования.
Методы исследования могут использоваться как общенаучные (анализ и синтез, позитивный и нормативный анализ, исторический анализ, метод сравнения, анализ учебной, специальной научной и периодической литературы по заявленной теме, в т.ч. анализ нормативно-правовых актов), так и специальные (метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов, метод генограммы, биографический метод, специальные методики).
В содержательной части (основной) анализируется исследуемая проблема, излагаются различные точки зрения на нее, раскрываются теоретические положения, проводится исторический или сравнительный анализ теоретических положений, рассматриваются процессы и явления реальной социальной жизни, последствия, вызываемые ими, оценивается их влияние на семью. А также в основной части могут быть описаны проведенные студентом исследования, полученные результаты. Эту часть рекомендуется разделить на 2 главы, раскрывающие сущность проблемы.
Количество параграфов, в каждой главе, как в теоретической, так и в практической должно быть 2-3. Увеличение числа параграфов ведет к излишнему дроблению работы. Объем одного параграфа не может быть менее 2-х страниц.
Первая глава (теоретическая часть) содержит теоретические основы изучаемой проблемы (основные определения, классификации, функции, принципы, проблемы и т.п.), дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.
Вторая глава (практическая часть) должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять:
- для дисциплины Теория и методика социальной работы: из сравнительного анализа концепций, теорий, исторического анализа, анализ зарубежного опыта социальной работы, анализ междисциплинарной связи, применение методов социальной работы на практике и т.п.
- для МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми: из описания и анализа опытно-практической деятельности (описание применяемой технологии), программы деятельности специалиста по социальной работе с клиентом, оценки ее результативности, рекомендации для клиента по улучшению его жизненной ситуации, рекомендации для учреждения по повышению эффективности его работы с клиентами.
Увеличивать число глав не следует, т.к. это приведет к превышению объема курсовой работы. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. Основная часть излагается на 20-25 страницах.
Выводы, полученные в ходе исследования избранной темы, составляют третью часть - заключение, и вытекают из материалов работы. В заключении должны быть представлены основные выводы по изученной теме, показаны как они могут быть использованы в практической деятельности. Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении. Заключение должно заканчиваться фразой: «Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены полностью». Заключение пишется кратко, обоснованными предложениями на 2-3 страницах.
В конце курсовой работы прилагается библиографический список (список литературы), составленный в алфавитном порядке названий учебников и фамилий авторов. Оформление списка литературы регулируется ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение 3). Нормативно-правовые акты располагаются в библиографическом списке первыми. Сведения о нормативных документах приводят с обязательным указанием источника опубликования. Интернет-источники располагаются в конце списка. Библиографических источников должно быть не менее 20.
Затем приложение с таблицами, бланками документов, и т.п. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу «Приложение» с указанием порядкового номера, например: Приложение 2.
Вся работа должна быть объемом не более 35, и не менее 25 страниц (без учета приложений).
4. Порядок выполнения курсовой работы и основные требования
Каждый студент, выполняющий курсовую работу должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по социальной работе.
Выполнение курсовой работы можно разделить на следующие этапы:
· выбор темы;
· подбор и изучение литературы;
· составление плана работы;
· сбор и обработка фактического и статистического материала;
· написание курсовой работы;
· защита курсовой работы.
1. Выбор темы
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются отделением. Это избавляет студента от расплывчатого или чрезвычайно узкого освещения тех или иных вопросов, а также от вероятности выполнить курсовую работу не по технологиям социальной работы, а по другим родственным учебным дисциплинам.
Целесообразно выбирать тему работы, которая была бы связана с производственной работой студента или близкой к профилю будущей специальности. Это облегчает исполнение работы, т.к. автор для подтверждения теоретических положений сможет использовать фактический материал своего учреждения, учреждения, где проходил практику, работал или работает в настоящее время, что повышает качество курсовой работы. На основе конкретных данных студент может сделать полезные выводы, сформулировать предложения, внедрение которых улучшит работу учреждения.
2. Подбор и изучение литературы
После выбора темы необходимо подобрать соответствующую литературу. Главная задача студента – из огромной массы отечественной и зарубежной литературы по социальной работе отобрать те учебники, журналы и статьи, которые относятся к выбранной теме курсовой работы. Начинать следует с изучения перечня литературы, рекомендованной отделением в рабочей программе дисциплины и методических рекомендациях к практическим занятиям по соответствующим темам. Причем ознакомление со специальной литературой лучше начинать с изданий теоретического характера, что поможет получить правильное представление о содержании основных вопросов темы. В результате реферирования изученной литературы закладывается теоретический фундамент будущей работы. Однако не следует просто переписывать материал, его надо тщательно осмыслить и выбрать самое необходимое, отрабатывая тем самым методологическую базу своей работы. Для полного и всестороннего освещения проблемы необходимо использовать материалы периодической литературы. Ее изучение следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем уже переходить к более ранним изданиям. Такая последовательность обуславливается тем, что в последнее время в обществе произошли значительные трансформации, и научные знания социальной сферы постоянно развиваются и обогащаются новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями, методиками.
При подборе литературы для полного и правильного раскрытия заявленной темы студенту необходимо:
· изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных ученых;
· знать постановления правительства, указы президента и другие подзаконные акты по социальным вопросам;
· ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в статистических сборниках и периодической печати;
· изучить статьи по выбранной теме в журналах «Сотис», «Социальная работа», «Социальная защита», «Социс» и др.
При изучении литературы рекомендуется делать выписки из книг и статей на отдельных листах, где каждый лист относится только к одному вопросу работы. А затем сгруппировать их по вопросам темы, в результате получится последовательное освещение изучаемых вопросов. В ходе этой работы должен составляться библиографический список, о правилах оформления которого будет говориться позже.
3. Составление плана работы
После подбора и изучения литературы составляется план курсовой работы. План – это основа работы. Он тесно связан со структурой. И если структура задана – введение, содержательная часть, заключение, то задача студента – определить 3-4 вопроса основной части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения. Составленный план согласовывается с руководителем и при необходимости корректируется им. Нельзя использовать в плане формулировки публицистического стиля (вслед за авторами журнальных и газетных статей) или в виде вопросительных предложений. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, четкими, отражать логику содержания курсовой работы. После составления план должен быть представлен руководителю и утвержден им. Если по ходу написания работы добавляется теоретический и практический материал, то в связи с этим план может уточняться и дорабатываться, меняться формулировки, что должно быть согласовано с руководителем.
Сбор и обработка фактического и статистического материала
К сбору фактического материала нужно подходить внимательно и выписывать только те данные, которые имеют отношение к теме, наиболее важные, типичные, сопоставимые. Источниками статистических и фактических данных могут быть не только нормативные акты, книги, журналы, но и отчетные данные организаций, учреждений и др. При использовании фактического материала необходимо соблюдать следующие правила:
· соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, другие сокращения не допускаются;
· данные необходимо приводить к абсолютным (млн. руб., тыс. чел.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях в одинаковых измерениях;
· для доказательства закономерности, тенденции требуется приводить не одну, а ряд цифр, которые раскрывают сущность этого процесса;
· для наглядности цифровые данные могут быть подвергнуты обработке, т.е. сведены в таблицы, диаграммы, графики.
5. Написание курсовой работы
После собрания, изучения и обработки материала можно приступать к написанию курсовой работы. Это трудоемкий и ответственный этап, где студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы, конкретные предложения. Раскрытие содержания должно быть доказательным, аргументированным, а не декларативным. Факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Социальные явления и законы можно рассматривать в историческом аспекте. Но это не значит, что нужно подробно рассматривать историю возникновения и проявления этих законов и явлений, если это не предусмотрено темой работы.
Одним из важнейших требований является самостоятельное и творческое их выполнение. Не нужно механически списывать тексты из книг и статей, причем часто устаревших. Недостатком является и злоупотребление цитатами, в результате они образуют большую часть текста работы. Самостоятельный и творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает отрывочных, несвязанных между собой предложений, приводит выбранный фактический материал, умело связывает теоретические положения с практической действительностью.
Курсовая работа должна быть написана литературным языком в научно-публицистическом стиле. Во избежание грамматических и стилистических ошибок рекомендуется пользоваться современными изданиями словарей В.Даля, С.Ожегова, иностранными словарями, энциклопедиями. При написании курсовых работ часто употребляются речевые клише. Эти стандартные выражения представлены в главе 7 данного пособия.
Многие темы курсовых работ предполагают практическую часть. Для этого необходимо спланировать, подготовить и провести исследование. Здесь можно применить такие методы исследования как наблюдение, интервьюирование, беседу, тестирование, анализ документов и др. Практическая часть выделяется в виде отдельной главы или параграфа.