Виды торговли и их функции
Промышленная и сельскохозяйственная продукция в своем движении из сферы производства в сферу потребления, как правило, проходит ряд промежуточных звеньев. Посреднические операции по купле-продаже товаров на этих промежуточных звеньях могут: осуществляться специализированными организациями оптовой торговли.
Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Оптовая торговля порождена общественным разделением труда. Отделение ее в прошлом от производства и розничной торговли способствовало специализации производства, росту производительных сил экономии общественного труда.
Наличие оптовой торговли в условиях функционирования рыночных отношений является объективной реальностью и необходимостью, которая обосновывается рядом факторов:
• производственными. К ним можно отнести специализацию и размещение производства, узость вырабатываемого ассортимента. Промышленным предприятиям легче и проще продавать свою продукцию крупными партиями одному или нескольким оптовым покупателям, чем множеству мелких розничных предприятий. Освобождение промышленности от функций сбыта произведенной продукции способствует ускорению темпов научно-технического прогресса в отрасли, расширению ассортимента и улучшению качества продукции, снижению издержек производства;
• транспортными. Организуя межреспубликанские, внутриреспуб-ликанские и внутриобластные поставки товаров, оптовая торговля направляет товаропотоки по кратчайшим путям, избегая нерациональных перевозок и обеспечивая наиболее эффективное использование транспортных средств, упаковки, тары и складского хозяйства, способствует снижению издержек в сфере товарного обращения;
• торговым. Магазины розничной торговли не могут принимать товары крупными партиями и в подсортированном виде, что вызывает необходимость существования специализированных организаций оптовой торговли, организующих товароснабжение розничной торговой сети в нужном ассортименте, нужного качества и объеме и в строго определенные сроки.
В условиях рыночной экономики изменяются, все более усложняясь, и функции оптовой торговли. Их можно рассматривать на макро- и микроуровне.
Функции оптовой торговли на макроуровне:
• интегрирующая (организация хозяйственных связей производителей и потребителей продукции, изыскание возможностей ее сбыта);
• оценочная (определение уровня и выравнивание обществено- необходимых затрат труда в народном хозяйстве через ценообразование);
• организующая и регулирующая (содействие рациональному развитию и гармонизации интересов производства и потребления продукции).
Функции оптовых организаций на микроуровне:
• равномерное размещение товарной массы на территории республики;
• организация рационального товародвижения, его финансовое обеспечение;
• преобразование производственного ассортимента в торговый;
• создание товарных запасов и их хранение;
• доработка товаров, их фасовка и упаковка;
• реклама товаров;
• сглаживание цен и др.
Развитие рыночных отношений в республике, приведшее к резкому сокращению объема оптовых операций, способствовало появлению новых функций оптовых баз, связанных с оказанием услуг как производству, так и розничной торговле:
• консультации по использованию товаров;
• гарантийное обслуживание;
• информационное обслуживание;
• коммерческое кредитование;
• финансирование производителя (аванс за часть партии товара) и розничных предприятий (отсрочка платежа);
• страховое обслуживание;
• оказание таможенных услуг;
• транспортно-экспедиционное обслуживание.
Особую роль оптовые организации должны сыграть в аккумулировании и передаче заказчикам информации о состоянии рынка (информационная функция). Находясь на пересечении товарных потоков, оптовые базы имеют возможность обеспечить сбор, накопление, обработку и передачу коммерческой информации и покупателям, и поставщикам товаров. Эта информация включает:
• определение емкости рынка;
• изучение возможностей выхода на внешние рынки;
• изучение и определение потребности в товарах покупателей;
• изучение конкурентоспособности товаров разных поставщиков;
• конъюнктурные обзоры о состоянии спроса на товары, итоги выставок, выставок-продаж;
• изучение мотивации покупок, поведения покупателей на рынке, потребительских свойств товаров;
• предложения по расширению ассортимента, снятию с производства и повышению качества вырабатываемой продукции.
Обладая такой информацией, оптовые базы могут стать центрами деловой активности, привлекая к сотрудничеству как промышленные, так и розничные торговые предприятия (посредническая функция).
Перед поставщиками и покупателями товаров возникает вопрос: выполнять эти функции по продвижению самостоятельно или поручить их выполнение посреднику — оптовой базе. Как правило, более выгоден второй вариант, так как посредник обладает большим опытом в организации оптовых сделок, он может быстрее найти и покупателя, и поставщика, в короткие сроки растаможить товар и т.д.
Расширение и углубление функций оптовой торговли позволит не только создать условия для активного внедрения рыночных реформ, но и будет способствовать укреплению стабильности потребительского рынка в республике.
Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это часть системы обращения товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная торговля как последнее звено товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение в любом обществе.
Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом национальном продукте и занятости населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети и общественном питании. Степень удовлетворения покупательского спроса высококачественными товарами и услугами определяет важную политическую роль розничной торговли в любом государстве.
Розничная торговля — крупный потребитель современных
технологий, который определяет объем их производства и внедрения в народное хозяйство. В связи с этим крайне важно определить основные пути развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. ,
Исходя из этого, разработана Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров в 2006 г. В данной Программе нашли отражение следующие направления развития розничной торговли: условия для объединения финансовых ресурсов торговых организаций, прежде всего государственной формы собственности и финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых отечественных торговых сетей.
По мере становления и развития отечественных торговых сетей предполагается рассматривать предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.
Для обеспечения системного подхода к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 м2 и более) облисполкомами и Минским горисполкомом будут разработаны генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 г.
Основными направлениями градостроительной политики развития торговой сети в городах будут являться:
• увеличение доли крупных торговых объектов в общем числе торговых объектов;
• прекращение строительства временных нестационарных торговых объектов;
• интенсификация использования городских территорий;
• резервирование земельных участков в основных общественно-транспортных узлах города для строительства крупных торговых объектов.
Генеральная схема должна сбалансировать сложившуюся диспропорцию в размещении торговой сети в городах с приоритетом нового строительства в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей и в зонах комплексной застройки территорий. При этом необходимо учитывать предложения по разгрузке центральных районов крупных городов.
Особое внимание должно быть уделено размещению социально ориентированных магазинов, торгующих по сниженным ценам (дискаунтерам). Для решения этой задачи будет использоваться гибкая система экономических рычагов и стимулов в виде взвешенной тарифной политики при аренде городского имущества и земельных участков.
Для формирования конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка будут созданы условия для открытия в жилых кварталах городов субъектами малого предпринимательства магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности. Ассортиментная политика малых и средних магазинов будет учитывать специфические особенности обслуживаемого населения. Концепция магазина, расположенного в радиусе пешеходной доступности — продовольственный магазин, совмещающий розничную торговлю и оказание некоторых видов бытовых услуг населению.
Развитие розничной торговой сети в сельской местности предполагает возобновление деятельности и реконструкцию ранее закрытых магазинов, включая обслуживание сельских жителей посредством автомагазинов. Расширится торговля по образцам и заказам населения.
Предполагается увеличение объемов фирменной торговли посредством формирования сети современных фирменных магазинов в областных центрах, выделения площадей для организации фирменных магазинов в местах, где их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.д.).
Общественное питание (торгово-производственная деятельность) - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения.
Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.
Подразделение торговых объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к наценочным категориям осуществляются собственником этих объектов или уполномоченным им лицом в порядке, определенном Министерством торговли Республики Беларусь.
Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, в соответствии с требованиями, установленными Министерством торговли Республики Беларусь для торговых объектов общественного питания определенных типов и наценочных категорий, определяют меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг, методы обслуживания, квалификацию персонала и качество обслуживания, а также обеспечивают техническую оснащенность помещений. Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, обеспечивают наличие продуктов питания, блюд, указанных в меню, в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).
Особенности организации общественного питания для отдельных групп населения (учащихся, студентов, пациентов больниц, лиц, отдыхающих в санаторно-оздоровительных организациях, работников организаций и других групп) определяются законодательством.